Зачем Эйфель при строительстве своей башни изучал анатомию человека? |
31 Марта 2021 г. |
Главную достопримечательность Парижа торжественно открыли 132 года назад, 31 марта 1889 года. Своё название она получила по имени создавшего её конструктора — французского инженера Густава Эйфеля. Эйфель вместе со своими сотрудниками создали чертежи башни, чтобы принять участие в архитектурном конкурсе к Всемирной выставке 1889 года, которую устроили в честь столетнего юбилея Великой французской революции. 18 сентября 1884 года они получили совместный патент на проект. Их идея победила, обойдя больше сотни других проектов. После этого эскиз доработал архитектор Стефан Совестр. Было решено, что башня должна была служить входной аркой на выставку. Возводили 300-метровую башню в течение двух лет и двух месяцев. Строительство финансировали и государство, и сам Эйфель. Всего ушло 7,8 миллиона франков, но стоимость проекта быстро окупилась. Эйфель не просто воспользовался проектом своих инженеров, он лично внес кое-какие поправки в чертежи, используя свой богатый опыт в мостостроении и разработанные им самим особые методы, что позволило укрепить конструкцию башни и придать ей особую воздушность. Эти особые методы базировались на научном открытии швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера, который за 40 лет до начала строительства Эйфелевой башни, задокументировал интересное открытие: головка бедренной кости человека покрыта мелкой сетью крохотных мини-косточек, которые удивительным образом распределяют нагрузку на кость. Благодаря такому перераспределению бедренная кость человека не ломается под тяжестью тела и выдерживает колоссальные нагрузки, хотя и входит в сустав под углом. И сеть эта имеет строго геометрическую структуру. В 1866 г. инженер-архитектор из Швейцарии Карл Кульман подвел под открытие профессора анатомии научную техническую базу, которую и использовал Густав Эйфель при строительстве мостов – распределение нагрузки с помощью кривых суппортов. Этот же метод он применил впоследствии для строительства столь сложного сооружения, как трехсотметровая башня. При строительстве башни использовали уральское железо. В XVIII и XIX веке вся Европа знала слово «Екатеринбург» благодаря этому металлу. В конструкции башни использовалась не сталь (содержание углерода не более 2%), а именно особый сплав железа, специально выплавленный в уральских печах. Когда войска фашисткой Германии оккупировали Францию, немцы не смогли повесить на верхнюю точку башни свой паучий флаг – по непонятным причинам все лифты оказались внезапно в нерабочем состоянии. И находились в таком состоянии все последующие 4 года. Свастику удалось закрепить лишь на уровне второго этажа, куда доходили ступени. Французское Сопротивление горько констатировало: «Гитлер сумел покорить страну Францию, но так и не сумел поразить ее в самое сердце!» Надо честно признать, что Эйфелева башня далеко не сразу стала «сердцем Парижа». Вначале строительства, и даже после того, как во время открытия (31 марта 1889 г.) башня, подсвеченная огнями (10 000 газовых фонарей с цветами французского флага), и парой мощных зеркальных прожекторов, что делало ее благородно-монументальной, находилось немало людей, отвергающих непривычную красоту Эйфелевой башни. В частности, такие знаменитости, как Виктор Гюго и Поль Мари Верлен, Артюр Рембо и Ги де Мопассан даже обращались в мэрию Парижа с гневным требованием стереть с лица парижской земли «отвратительную тень ненавистной постройки из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса, уродуя светлые улицы Парижа своей отвратительной структурой!» Изначально башню собирались демонтировать через 20 лет после постройки. Но вместо этого её продолжили активно использовать, в том числе, разместили там радиостанцию, а потом — телевидение. Чтобы поддерживать состояние башни, каждые семь лет её перекрашивают, расходуя 60 тонн краски. Полная высота в метрах Эйфелевой башни того времени составляла около 312 м, а свет маяка был виден на расстоянии 10 км. После замены газовых ламп электрическими, маяк начал «бить» на целых 70 км! Сейчас Эйфелеву башню можно посетить в любой день. Билет на второй ярус, который находится на уровне 115 метров над землёй, стоит поменьше, на третий, возвышающийся над землёй на 279 метров, — подороже. А на первом этаже на уровне 58 метров над землёй сделали стеклянный пол для эффекта пропасти под ногами. Ежегодно символ Франции, сердце Парижа принимает 6 миллионов гостей. Фотографии, сделанные на ее трех смотровых площадках – добрая память для любого туриста. Даже фото рядом с ней – уже гордость, недаром во многих странах мира есть ее уменьшенные копии. Самая интересная мини-башня Густава Эйфеля, пожалуй, находится в Белоруссии, в деревне Париж Витебской области. Эта башня высотой всего в 30 м, но уникальна она тем, что полностью сделана из деревянных плашек. Есть своя Эйфелева башня и в России. Их целых три:
По инф.
|
|