НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Свет далёкой звезды

22 Ноября 2018 г.

ucheniy

Памяти заслуженного учителя РФ Надежды Константиновны Силиной.

Надежда Константиновна Силина с бывшими ученицами Галиной Дудановой и Татьяной Ознобихиной

Надежда Константиновна Силина с бывшими ученицами Галиной Дудановой и Татьяной Ознобихиной

Воспоминания о школьных годах всегда исполнены светлой грусти и очарования. Это пора формирования личности, когда развивается интерес к тому или иному предмету, выявляются склонности к какой-либо профессии, формируется гражданская зрелость. В юности людям свойственно попадать под обаяние таланта. И очень важно, если рядом оказался эрудированный, яркий и неравнодушный учитель.

Уже полвека отделяет меня от последнего школьного сочинения на тему «От букваря до аттестата зрелости». В нём я писала о школе, любимых учителях, и, конечно же, о Надежде Константиновне Силиной – нашем замечательном учителе русского языка и литературы. Когда она приходила на урок, синеглазая, со светлыми русыми волосами, уложенными в лёгкую причёску, удивительно красивая, мы всегда знали, что сейчас услышим от неё что-то очень интересное: отрывок из письма, написанного талантливым человеком, строки из понравившегося стихотворения, рассказ о приобретённой недавно книге, о случайной интересной встрече в пути. Так педагог учила нас мыслить, проявлять активность.

Сейчас много говорят об инновационных процессах в жизни школы. Но творчески работающие педагоги были и раньше. Уроки Надежды Константиновны проходили в атмосфере интеллектуальных, нравственных переживаний, столкновений позиций, поиска истины.

Трудно переоценить значение русской классики в формировании личности. На уроках литературы мы вместе с Пьером Безуховым проходили по задымленному Бородинскому полю, огорчались, как Катерина Кабанова, «отчего люди не летают так, как птицы», вместе с чеховскими героями задумывались о будущем России, признавались в любви к ней стихами Есенина и Блока.

Каждый урок Надежды Константиновны был синтезом многих составляющих. Она находила стыковочные узлы в истории, литературе, искусстве, обращалась к вечным ценностям, формировала у своих учеников сопряжённое мышление.

Я и сейчас помню её голос, манеру говорить. Она учила нас выражать свой взгляд на мир, своё отношение к прочитанному. На уроках литературы мы чувствовали себя участниками учебного процесса, осваивали способы получения знаний.

Для Надежды Константиновны ценность образования всегда была непреходящей. И ещё убеждённость в том, что одарённость – ничто без упорного труда. Как много значило для нас создание на уроке ситуации успеха! Мы понимали, что чувство удовлетворения оставляет свет в душе, когда связано с преодолением каких-либо трудностей. Я и мои друзья и сейчас не представляем свою жизнь без чтения. Наш замечательный педагог научила нас любить книгу, бережно относиться к родному русскому языку.

А как радовали Надежду Константиновну творческие удачи учеников! Она читала отрывки из наших сочинений на заседаниях педагогических советов, на родительских собраниях.

Чем дальше уходит счастливое время общения с любимым учителем, тем больше я осознаю, какую важную роль она сыграла в моей жизни. Я окончила филологический факультет Иркутского госуниверситета, 30 лет преподавала русский язык студентам-иностранцам в политехническом институте (ныне ИрНИТУ), российским студентам – в Восточно-Сибирском институте экономики и права. Работала преподавателем в Монголии и в Корее. Я никогда не изменяла себе, своей профессии, ставшей главным делом жизни.

Судьбу моего дорогого учителя Надежды Константиновны Силиной можно считать счастливой, хотя были в ней нелёгкие моменты, большие потери. Многие годы она проработала в средней школе № 1 города Шелехова. Помню её выступление на традиционном вечере встречи выпускников школы. Среди её бывших учеников есть научные сотрудники, руководители больших заводов, лётчики, врачи, много известных людей, которыми можно гордиться. Но она не хотела никого выделять. И была благодарна всем, кто считал её своим учителем.

Пять лет назад, ранней весной, Надежда Константиновна ушла из жизни. В этом году ей исполнилось бы 85 лет. Неудивительно, что в школе № 1 Шелехова работают учителями и некоторые её ученики.

Пусть каждый день открывает им новые горизонты, пусть не постигнет их разочарование в правильности избранного пути, пусть не оставит вдохновение!

  • Расскажите об этом своим друзьям!