НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

Свет далёкой звезды

22 Ноября 2018 г.

ucheniy

Памяти заслуженного учителя РФ Надежды Константиновны Силиной.

Надежда Константиновна Силина с бывшими ученицами Галиной Дудановой и Татьяной Ознобихиной

Надежда Константиновна Силина с бывшими ученицами Галиной Дудановой и Татьяной Ознобихиной

Воспоминания о школьных годах всегда исполнены светлой грусти и очарования. Это пора формирования личности, когда развивается интерес к тому или иному предмету, выявляются склонности к какой-либо профессии, формируется гражданская зрелость. В юности людям свойственно попадать под обаяние таланта. И очень важно, если рядом оказался эрудированный, яркий и неравнодушный учитель.

Уже полвека отделяет меня от последнего школьного сочинения на тему «От букваря до аттестата зрелости». В нём я писала о школе, любимых учителях, и, конечно же, о Надежде Константиновне Силиной – нашем замечательном учителе русского языка и литературы. Когда она приходила на урок, синеглазая, со светлыми русыми волосами, уложенными в лёгкую причёску, удивительно красивая, мы всегда знали, что сейчас услышим от неё что-то очень интересное: отрывок из письма, написанного талантливым человеком, строки из понравившегося стихотворения, рассказ о приобретённой недавно книге, о случайной интересной встрече в пути. Так педагог учила нас мыслить, проявлять активность.

Сейчас много говорят об инновационных процессах в жизни школы. Но творчески работающие педагоги были и раньше. Уроки Надежды Константиновны проходили в атмосфере интеллектуальных, нравственных переживаний, столкновений позиций, поиска истины.

Трудно переоценить значение русской классики в формировании личности. На уроках литературы мы вместе с Пьером Безуховым проходили по задымленному Бородинскому полю, огорчались, как Катерина Кабанова, «отчего люди не летают так, как птицы», вместе с чеховскими героями задумывались о будущем России, признавались в любви к ней стихами Есенина и Блока.

Каждый урок Надежды Константиновны был синтезом многих составляющих. Она находила стыковочные узлы в истории, литературе, искусстве, обращалась к вечным ценностям, формировала у своих учеников сопряжённое мышление.

Я и сейчас помню её голос, манеру говорить. Она учила нас выражать свой взгляд на мир, своё отношение к прочитанному. На уроках литературы мы чувствовали себя участниками учебного процесса, осваивали способы получения знаний.

Для Надежды Константиновны ценность образования всегда была непреходящей. И ещё убеждённость в том, что одарённость – ничто без упорного труда. Как много значило для нас создание на уроке ситуации успеха! Мы понимали, что чувство удовлетворения оставляет свет в душе, когда связано с преодолением каких-либо трудностей. Я и мои друзья и сейчас не представляем свою жизнь без чтения. Наш замечательный педагог научила нас любить книгу, бережно относиться к родному русскому языку.

А как радовали Надежду Константиновну творческие удачи учеников! Она читала отрывки из наших сочинений на заседаниях педагогических советов, на родительских собраниях.

Чем дальше уходит счастливое время общения с любимым учителем, тем больше я осознаю, какую важную роль она сыграла в моей жизни. Я окончила филологический факультет Иркутского госуниверситета, 30 лет преподавала русский язык студентам-иностранцам в политехническом институте (ныне ИрНИТУ), российским студентам – в Восточно-Сибирском институте экономики и права. Работала преподавателем в Монголии и в Корее. Я никогда не изменяла себе, своей профессии, ставшей главным делом жизни.

Судьбу моего дорогого учителя Надежды Константиновны Силиной можно считать счастливой, хотя были в ней нелёгкие моменты, большие потери. Многие годы она проработала в средней школе № 1 города Шелехова. Помню её выступление на традиционном вечере встречи выпускников школы. Среди её бывших учеников есть научные сотрудники, руководители больших заводов, лётчики, врачи, много известных людей, которыми можно гордиться. Но она не хотела никого выделять. И была благодарна всем, кто считал её своим учителем.

Пять лет назад, ранней весной, Надежда Константиновна ушла из жизни. В этом году ей исполнилось бы 85 лет. Неудивительно, что в школе № 1 Шелехова работают учителями и некоторые её ученики.

Пусть каждый день открывает им новые горизонты, пусть не постигнет их разочарование в правильности избранного пути, пусть не оставит вдохновение!

  • Расскажите об этом своим друзьям!