Небо и звёзды Валентины Гризодубовой |
21 Февраля 2019 г. | |
Валентина Степановна Гризодубова – незаурядная лётчица, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, да к тому же с таким лётным стажем, которым вряд ли, кроме неё, может кто-нибудь похвастать. В самом деле, мало кто поднимался на аэроплане в двухлетнем возрасте! Биография Валентины ГризодубовойПрирождённая лётчицаОна родилась в Харькове, в семье известного авиационного конструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Официальная дата рождения Валентины Гризодубовой – 31 января 1910 года. Но позже, при изучении архивов семьи, директором Музея Гризодубовых была обнаружена точная дата рождения лётчицы – 27 апреля 1909 года. В квартире изобретателя-самородка Гризодубова почти не было мебели. Семья отказывала себе практически во всём. Весь заработок Степана Васильевича и всё, что добывала шитьём жена, шло на приобретение материалов для аэроплана. С трудом достали денег на покупку велосипедных колёс для уже готовой машины. Харьковский губернатор, узнав о затее Гризодубова, презрительно сказал: «Ну и дела. Нищий, а лезет в небо!..» И всё же аэроплан был построен, и в 1913 году конструктор-самоучка стал летать на нём над Харьковским ипподромом. Там были царские конюшни, и на Гризодубова поступила жалоба: шум мотора пугает коней. Полёты продолжались недолго – всего 1,5-2,0 минуты. Как-то раз мать Вали ушла, ребёнка не на кого было оставить. Отец, собиравшийся ещё раз проверить свою машину, недолго думая, привязал двухлетнюю дочку себе за спину и полетел. В семье Гризодубовых сохранилась старая фотография, на которой видна крохотная девочка, бесстрашно сидящая на перекладине хрупкого аэроплана. Звезда ГерояВ четырнадцать лет Валентина совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов. После окончания школы девушка поступила в Харьковский технологический институт. У неё были и другие таланты: Валентина окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года студентка Гризодубова попала в первый набор харьковского Центрального аэроклуба. После Валентина решила продолжать совершенствовать лётное мастерство. Для этого она оставила институт и поступила в Тульскую лётно-спортивную школу, а потом окончила школу лётчиков-инструкторов. Проработав несколько лет инструктором в Тульской авиашколе, Валентина переехала в Москву и стала лётчиком агитэскадрильи. Она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 Валентина Гризодубова установила пять мировых авиационных женских рекордов высоты, скорости и дальности полёта, побив при этом все предыдущие достижения американских лётчиц. 24–25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолёте «Родина» совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота, экипаж обнаружили с воздуха. За этот перелёт 2 ноября 1938 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза, вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Ещё до начала Великой Отечественной войны Валентина Гризодубова прославилась на весь мир, стала депутатом Верховного Совета и начальником Управления международных воздушных линий СССР. По воспоминаниям очевидцев, Валентина Степановна неоднократно использовала свою известность и влияние, чтобы помочь людям, пострадавшим от репрессий. Вместе с прославленным лётчиком Михаилом Громовым она вступилась за Сергея Павловича Королёва, будущего создателя советской космической программы. Во многом благодаря их усилиям Королёва перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
Военная лётчицаВ первый же день войны Валентина Гризодубова подала рапорт об откомандировании на фронт. Но у командующего ВВС были на неё другие планы. В марте 1942 года Валентина Степановна была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Часть была сформирована из пилотов, механиков, инженеров и радистов Гражданского флота. Они имели большой опыт полётов, хорошо знали технику, но никогда не изучали тактику воздушного боя. Войска испытывали острую нехватку бомбардировщиков, поэтому на вооружение полка прибыли пассажирские самолёты DC-3 (Ли-2). Их срочно переоборудовали под боевые нужды. Естественно, меткость бомбометания с таких самолётов была слабее, чем с боевых кораблей, но с этим приходилось мириться. Эти машины всё-таки добавляли сил нашей авиации. Вскоре полк приступил к выполнению боевых заданий. Лётчики сбрасывали десанты в тыл врага, обрушивали бомбы на голову противника. В конце 1942 года полк был передан в расположение Центрального штаба партизанского движения. Каждую ночь, в любую погоду самолёты пересекали линию фронта и доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, вооружение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. На обратном пути они вывозили на «Большую землю» раненых, женщин, детей. Около 2000 тонн патронов, снарядов, оружия и взрывчатки доставили народным мстителям лётчики полка, проводя свои самолёты сквозь огневые заслоны вражеских зениток, преодолевая ночную тьму, в любых погодных условиях... Самолёт с Большой земли всегда был радостным событием в тревожной, полной опасностей жизни партизан. И Гризодубова слышала много благодарностей от прославленных партизанских вожаков. Среди её многих наград есть и медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. С октября 1943 года Валентина Степановна командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком авиации дальнего действия. Всего лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на бомбардировку и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов. «Полёт продолжается»После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она успешно трудилась почти тридцать лет. Гризодубова была назначена заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого радиолокационного оборудования. В 1963–1972 годах была начальником Лётно-испытательного центра НИИ. С 1972 года – заместителем начальника Московского НИИ приборостроения по лётной части. Депутат Верховного Совета СССР первого созыва. За многолетний доблестный труд 6 января 1986 года ей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». «Весь жизненный путь славной лётчицы, – писал лётчик М. М. Громов, – можно обозначить одним коротким, но выразительным словом – подвиг. Гризодубова уверенно держит в своих руках штурвал. Полёт продолжается». В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь установлен обелиск в честь славного экипажа – гранитное крыло, устремлённое в небо. Он всегда будет напоминать людям о подвиге трёх советских лётчиц. Валентина Степановна умерла 28 апреля 1993 года в возрасте 84 лет. В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Герою Советского Союза, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В 1972 году в Харькове, в квартире Гризодубовых, был открыт музей истории авиации. Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории
...И много других публикаций на эту тему
Тэги: |
|