НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Главное, ребята, сердцем не стареть!

15 Ноября 2013 г.

alt

9 ноября 2013 года исполнилось 84 года Александре Николаевне Пахмутовой. В её песнях – история страны, судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги лётчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. Пахмутовские мелодии звучали на стройках, на комсомольских съездах, на Олимпиаде-80 и просто на танцплощадках — «Нежность», «Белоруссия», «Команда молодости нашей», «Старый клён», «Как молоды мы были», «Беловежская Пуща», «Надежда».

Александа Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Её отец Николай Андрианович был рабочим на электростанции, а в юности подрабатывал в кинотеатре тапёром, мать Мария Андреевна вела домашнее хозяйство, воспитывала четверых детей и дважды в неделю возила Алю за восемнадцать километров в Сталинград в музыкальную школу.

Музыкальный дар у маленькой Александры проявился очень рано, видимо, достался в наследство от отца, который был очень талантливым музыкантом-самоучкой. Наигрывать услышанные мелодии она начала в три года. Первую свою пьесу, «Петухи поют», Аля сочинила в пятилетнем возрасте. А когда ей было двенадцать, она, участница детской олимпиады, исполняла со сцены вальс собственного сочинения. Было это 22 июня 1941 года.

Первые успехи

Начавшаяся война прервала её занятия в музыкальной школе, семья эвакуировалась и вернулась в разрушенный Сталинград только в 1943 году.

Времена были трудные, но 14-летняя Аля, которая не мыслила себе жизни без музыки, упросила отца отвезти её в Москву.

Осенью 1943 года Александру зачислили сразу в шестой класс Центральной детской музыкальной школы при Московской консерватории (тогда она называлась Школа одарённых детей). В Москве у Али своего инструмента не было, поэтому она приходила в школу за несколько часов до занятий, чтобы успеть сделать домашнее задание.

Закончив музыкальную школу с отличием, Александра Пахмутова в 1948 году поступила в Московскую консерваторию. Во время учёбы она написала несколько произведений на основе русских народных песен, в том числе «Русскую сюиту». Критики отмечали ясность мелодии и ярко выраженный национальный колорит произведения молодого композитора. Сюиту несколько раз транслировали по радио и записали на пластинку. В эти же годы песня Пахмутовой «Походная кавалерийская» получила первую премию на конкурсе песен, посвящённых Советской Армии. Это была первая песня Александры Пахмутовой, о которой упомянули в печати.

Мелодии-легенды

В год 40-летия комсомола появилась «Песня о тревожной молодости» — произведение, которое по существу дало начало новой творческой биографии Пахмутовой.

Песня, написанная для фильма «По ту сторону», моментально стала популярной и не устарела до наших дней. После успеха «Песни о тревожной молодости» Пахмутова целиком посвятила себя песенному жанру, в котором и нашла себя.

Как только проявились особенности таланта Александры Пахмутовой, партия и правительство стали активно направлять её в творческие командировки. Начиная с 1962 года, Александра Николаевна много ездит по стране, посещая ударные комсомольские стройки, подводные лодки и шахты.

Пахмутова была на Братской ГЭС, заезжала в воинские части, на корабли различных флотов, где собирала материал для будущих песен. Солдаты, моряки, строители, рабочие почитали за честь принимать у себя знаменитого композитора. В таких поездках и накапливались бесценные творческие впечатления. Иногда после нескольких поездок оставалась всего одна деталь, но она оказывалась настолько яркой, что вытягивала всю песню...

«Главное, ребята, сердцем не стареть», «Мы учим летать самолёты», «Обнимая небо крепкими руками», «Нежность», «Орлята учатся летать»... Сколько нужно поездок совершить и сколько увидеть, например, для того, чтобы найти точный образ лётчика, обнимающего небо «крепкими руками»? Такие песни не могли быть написаны в тиши кабинета...

К слову сказать, не смотря на то что в творчестве Пахмутовой огромное количество песен на партийно-комсомольскую тематику, она никогда не была членом партии. Чиновники от культуры вели бесконечные беседы, отказывали в получении квартиры, время от времени запрещали то одну, то другую песню, но заставить вступить в партию так и не смогли.

Песни Пахмутовой приобрели и мировую славу. «Песня о тревожной молодости», например, стала особенно популярной в Японии, «Нежность», в которой речь идет об Антуане де Сент-Экзюпери, вовсю пели и продолжают петь во Франции.

В песнях есть та мелодическая «изюминка», которая, как заметил Евгений Светланов, «сразу ложится на сердце, надолго остаётся в сознании».

В 1980 году Александре Пахмутовой было доверено особое задание: написать песню, которая должна закрывать Олимпийские игры в Москве. Поставили два условия: никому не говорить о песне и не рассказывать, что Мишка в конце улетит. Опытный композитор с честью справилась с поставленной задачей: песня-прощание «До свидания» получилась выразительной и бьющей точно в цель. Она стала кульминацией церемонии закрытия игр: трибуны и телезрители рыдали.

Рецепт семейного счастья

Семейному дуэту Пахмутова – Добронравов уже 57лет. Но, глядя на них, кажется, будто только что познакомились. Они встретились весной 1956-го, а уже в августе поженились. Познакомились на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа, а потом и счастливая семейная жизнь.

«6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара, – вспоминает Пахмутова. – Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм – красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию».

«Какого-то особого рецепта семейного счастья у нас нет, – говорит Пахмутова. – Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам».

А Николай Добронравов, говоря о своих чувствах к Алечке, всегда вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить – это смотреть не друг на друга, а в одном направлении».

Всё нужно делать с радостью

Александра Пахмутова выглядит молодо, привлекая бодростью, энергичностью и блеском глаз. Как ей это удаётся? По словам Александры Николаевны, секрет прост: нужно жить легко! Всё нужно делать в удовольствие и с радостью, не насиловать себя нелюбимым делом, нелюбимым занятием.

Этой же позиции придерживается Александра Пахмутова и в вопросах, касающихся здоровья. Она считает, что лучший советчик в этих вопросах – собственное чувство меры.

 

Разнообразие жанров

Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Это и произведения для симфонического оркестра: «Русская сюита», концерт для трубы с оркестром, любимый всеми трубачами мира, увертюра «Юность», «Ода на зажжение огня», музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita, кантаты для детского хора и симфонического оркестра «Красные следопыты», «Отрядные песни». На музыку Пахмутовой был поставлен балет «Озарённость».

Александра Николаевна – народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР. В 1976 году её именем названа малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами. Сейчас Александра Николаевна продолжает писать музыку и много сотрудничает с молодыми и перспективными исполнителями российской эстрады.

  • Расскажите об этом своим друзьям!