Гений самолетостроения |
По инф. biographe.ru, 24smi.org, vk.com |
18 Ноября 2023 г. |
Летают только красивые самолеты. А. Н. Туполев
Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов. В 2023 году ему исполнилось бы 135 лет. Детство и юностьБудущий авиаконструктор появился на свет осенью 1888 года. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер. Отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы. Умение работать руками пригодилось Андрею и в Тверской гимназии, и в Московском высшем техническом училище, куда юноша поступил в 20 лет. В училище, которое носит сейчас имя Николая Баумана, способности Андрея оценил создатель аэродинамики Николай Жуковский и поручил юноше заведовать аэродинамической лабораторией. В 1910 году Туполев первый и последний раз в жизни пилотировал летательный аппарат – построенный с товарищами планер, который перелетел через речку Яузу и благополучно приземлился в Лефортово. В молодости авиаконструктор увлекся революционной деятельностью и вступил в партию эсеров. За распространение нелегальной литературы студента арестовали. Из царских застенков Туполева выпустили только из-за смерти отца, но юношу выслали на малую родину, и завершить высшее образование он смог лишь в возрасте 30 лет. Конструкторская работаАндрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево, и тяжелое железо. Инициалы конструктора и первые буквы его фамилии образовали названия серий советских самолетов АНТ и Ту. Именно на продукте инженерной мысли Туполева – самолете АНТ-25 Валерий Чкалов совершил беспосадочные перелеты Москва – остров Удд и Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки. В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс – Сан-Франциско, в честь которого даже была выпущена почтовая марка. Однако на 2000-м километре обнаружилась протечка масла, и пилотам пришлось прервать полет, сев под Новгородом. В кабинете Сталина Леваневский обвинил Туполева во вредительстве и в том, что тот сознательно строит плохие самолеты. Также позже потерпел крушение многомоторный аэроплан АНТ-20 («Максим Горький»). В 1937 году Андрея Николаевича с супругой арестовали. Его приговорили к 15 годам тюремного заключения. Андрея Николаевича и других авиаконструкторов из Бутырской тюрьмы перевели в так называемую шаражку, где ученые занимались инженерным трудом и получали полноценное питание, но были разлучены с семьями. С началом Великой Отечественной войны Андрея Николаевича освободили и сняли с него судимость, а в 1955 году полностью реабилитировали. Плод инженерной мысли Туполева пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе во время войны. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу. Андрей Николаевич Туполев совершил настоящий переворот в отечественном авиастроении. Каждый новый свой самолет он создавал на основе прежних, брав за основу лучшие качества и включая минимальный объем экспериментальных технологий. Именно Туполев первым оценил по достоинству все возможности ЭВМ и создал один из первых вычислительных центров в стране. Под руководством Туполева было создано около 50 оригинальных самолетов, на которых было совершено почти сто мировых рекордов скорости, грузоподъемности и дальности перелета. В 1954 году Туполев создал Ту-114, самолет-легенду, который не имел аналогов по экономической эффективности и надежности и стал лидером мировой гражданской авиации. А в 1955 году совершил свой первый полет первый советский реактивный гражданский самолет – Ту-104. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144 также является результатом разработок гениального конструктора. В 1970-х годах конструкторское бюро, основанное Туполевым, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла. Личная жизньВо время Первой мировой войны Туполев работал в госпитале медбратом, там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и загс, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку. Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии «Ту», подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку. В круг общения талантливого изобретателя входили такие известные личности, как министр авиапрома Петр Дементьев, министр обороны Дмитрий Устинов, поэт Сергей Михалков. Благодаря дружбе с автором слов Гимна СССР в детской библиотеке внуков Туполева были книги про трех поросят и самого высокого милиционера с автографами Михалкова. В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки. Многие из потомков Туполева связали свою карьеру с авиастроительной отраслью. Сын Алексей с юношеских лет трудился в конструкторском бюро отца, занимался разработкой хвостовой части фюзеляжа самолета Ту-2. Перед распадом СССР работал в МАИ на должности руководителя кафедры аэродинамики, где участвовал в создании сверхзвукового гражданского самолета. Внук конструктора, дедушкин тезка, сейчас работает в ОАО «Туполев», где руководит центром маркетинговых исследований. Еще в начале 20-х годов XX века Андрею Николаевичу из-за туберкулезной пневмонии удалили одно легкое. Врачи сказали пациенту, что с оставшимся прожить можно долго, если избегать перегрузок. Аресты и изнурительный труд привели к рецидиву заболевания. Туполев скончался во сне в ночь с 22 на 23 декабря 1972 года. В последний вечер своей жизни авиаконструктор шутил и строил планы на летний отдых в Крыму. Могила Андрея Николаевича находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Память
По инф.
|
|