ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...

Атомные первопроходцы

Изменить размер шрифта

Вчера, 19 марта, в России отметили день моряка-подводника. За более чем столетнюю историю развития подводного флота тысячи наших земляков прошли и проходят воинскую службу на дизельных и атомных подводных лодках Военно-морского флота страны. Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям о кораблях и людях: о начальных шагах первенцев атомного подводного флота нашей страны – лодках проекта 627А, и о двух наших иркутянах, служивших на самых первых подводных атомоходах – Сизове Анатолии Павловиче, прослужившем четыре года на лодке К-14, и рулевом-сигнальщике лодки К-115 Тихоокеанского флота Ткачуке Климе Андреевиче.

19-03podlodka1
Ветераны подводники А. П. Сизов (справа) и К. А. Ткачук

Ещё весной 1955 года в центральном конструкторском бюро Советского Союза был разработан технический проект под условным названием 627А, в котором была воплощена в жизнь серия атомных подводных лодок из 12-ти кораблей. В этом же году развернулось и их строительство. А уже 4 июля 1958 года, когда со стапелей сходила первая атомная субмарина, академик А. П. Александров, руководивший испытаниями атомохода, записал в вахтенном журнале АПЛ: «Впервые на турбину без угля и мазута был подан пар». Тогда и начался исторический отсчёт морских миль, пройденных отечественным атомным флотом.

Атомная подводная лодка К-14 после завершения государственных испытаний в августе 1960 года вошла в состав Северного флота. За два года эксплуатации лодка совершила 13 морских походов, пройдя в общей сложности около 2,5 тысяч миль в надводном и около 14 тысяч миль в подводном положении. Первые отечественные атомоходы были ещё не совершенны, поэтому в ходе строительства в их конструкцию часто вносились различные изменения, порою не всегда удачные. Так, например, в 1962 году на К-14 в результате конструкторских недочётов произошло разрушение аварийной защиты обоих бортов. В результате этой аварии пришлось вырезать и заменять весь реакторный отсек.

Весной 1963 года, когда лодка после этой аварии стояла на ремонте в плавучем доке, в экипаж после обучения в отряде учебного плавания пришло новое пополнение. Среди новобранцев был и матрос Анатолий Сизов. Отец моряка, Павел Тихонович Сизов, зимой 1942-года получил тяжелейшее ранение и был комиссован из Советской Армии, а в мае 43-го в большой семье фронтовика родился сын Анатолий.

Атомоходы проекта 627А были первыми на отечественном флоте и поэтому офицеры и моряки не имели большого опыта эксплуатации подводного корабля. Им приходилось учиться с «чистого листа». К весне 1966 года атомоход К-14 вышел наконец после ремонта из дока. Пришло время морских походов. А уже к осени экипаж провёл многочисленные глубоководные погружения, учебные торпедные стрельбы, выполнил ряд других не менее важных стратегических задач.

19-03podlodka3
Взламывая льды Северного океана

В 1963 году, для усиления мощи Тихоокеанского флота, Генштаб и командование ВМФ приняли решение о перегонке части атомных торпедных и ракетных подводных крейсеров из Северодвинска и других портов приписки Северного флота на Камчатку. Первыми северным путём отправились лодки К-115 и К-178. Во время трансарктического перехода эти атомоходы неоднократно совершали всплытие и приледнение к нижней, со стороны дна, кромке льда. А атомоход К-115, после долгих поисков полыньи, всплыл даже недалеко от северного полюса Земли, рядом с дрейфующей станцией «Северный полюс-12», где очень благодарным и ещё более изумлённым полярникам моряки-подводники передали свежие продукты и почту.

В феврале-марте 1966 года очередная пара советских атомоходов К-133 и К-116 впервые в истории отечественного флота совершила переход южным путём через три океана. За 52-е суток подводные корабли преодолели более 21 тысячи миль.

30 августа 1966 года атомная подводная лодка К-14 вышла в Баренцево море. Предстоял переход подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский. 19 раз подводная лодка всплывала в районе Северного полюса в поисках дрейфующей станции «Северный полюс-15», где одному из полярников требовалась хирургическая операция. В итоге эту довольно сложную операцию всё-таки провёл капитан медицинской службы подлодки А. В. Сапожников. Кстати, это была не единственная его операция во время того подлёдного перехода – Сапожников удалил аппендицит матросу атомохода Томаришину. За этот переход экипаж был отмечен правительственными наградами, а один из героев нашего рассказа – главный старшина Анатолий Сизов – награждён орденом Красной Звезды и плюс ещё отпуском в родные места продолжительностью 85 суток.

Служили два товарища...

После демобилизации Анатолий Павлович закончил текстильный техникум и до переезда в Иркутск работал в городе Иваново мастером на трикотажной фабрике. Второй герой нашего повествования – Клим Андреевич Ткачук – родился на Украине в 1946 году в семье фронтовика. В 50-х годах семья переехала в Иркутскую область. Сюда после службы на флоте он и вернулся. Некоторое время поработал слесарем на Ангарском нефтехимическом комбинате, а потом свыше 37 лет крановщиком в тресте «Строймеханизация».

В середине 60-х годов сразу четыре лодки проекта 627А, находясь в составе 45-й дивизии атомных субмарин, стояли борт о борт на первом пирсе в бухте Крашенникова. Их экипажи по несколько раз в день переходили на свой корабль через корпуса той или иной лодки. Насколько же была высока вероятность встречи Анатолия Сизова и Клима Ткачука в те годы?! Ведь они, хоть и служили в разных экипажах, но постоянно должны были пересекаться по дороге с кубрика на камбуз, с корабля на берег и обратно. Но там им встретиться было не суждено. Познакомились и подружились ветераны-подводники уже здесь, в Иркутске, когда уже лет пятнадцать тому назад совместно отмечали очередной День Военно-морского флота. Сейчас оба наши герои – ветераны труда, ведут большую патриотическую работу среди школьников Иркутской области. И до сих пор бережно хранят свою флотскую форму как память о своей, без преувеличения можно сказать, героической молодости – боевые ордена в мирное время так просто не дают. «Форма, правда, – посмеиваются ветераны, – с годами тесновата стала, но то, что за ней – только крепче становится». В год 70-летия Великой Победы они, как и все эти последние десятилетия, планируют пройти в составе торжественной колонны ветеранов-моряков по главной улице с оркестром к Вечному Огню памяти и их отцов-героев.

  • Расскажите об этом своим друзьям!