Ростиславу Иванову 73 года и он считает себя абсолютно счастливым человеком. По-другому и быть не может, если ты занимаешься любимым делом, считает художник, музыкант, поэт и скульптор. В рамках проекта "Лучшая половина жизни" ИА "Росбалт" встретился с "универсальным" Ивановым, который продолжает руководить музыкальным ансамблем, вести занятия в живописных студиях и мечтает преподавать уроки творчества в школах.
— Ростислав Николаевич, у вас столько увлечений, что чувствуется — вы много путешествовали по стране. Откуда у вас появилась тяга к творчеству?
— Юные годы я провел в детском доме в селе Нарым Томской области. В детдоме у нас было довольно много кружков, и я занимался во всех: и рисовал, и в театре играл, и в хоре пел, и в ансамбле балалайку осваивал. К тому же обожал стихи. Парень я был очень свободолюбивый — обед ли, ужин, я мог сигануть из детдома и весь день гулять с томиком Пушкина.
После поступил в сельскохозяйственный техникум в Колпашево, но понял, что все эти сеялки, веялки, комбайны — не мое. Тут и начались приключения. Через Жданов (ныне Мариуполь) я оказался в Западной Украине. Мне предложили выступать в художественном ансамбле в Ивано-Франковске. Потом был Закарпатский народный хор в Ужгороде. Затем меня взяли в труппу Донецкого театра оперы и балета. Актерские данные у меня были, плюс я оказался очень подвижен — мог выделывать сумасшедшие трюки. Из-за этих трюков и попал в балет.
— А не возникало желания получить профессиональное образование по творческой специальности?
— В Донецке я поступил в местный педагогический университет. Но проучился в нем всего три года. К нам из Москвы приехал читать лекции известный литератор Юрий Боев, он является автором известного учебника по эстетике. В это время я уже активно рисовал. Показал свои работы Боеву. Он мне посоветовал идти в художественное училище. Ну я и пошел. Поступил в Ростове-на-Дону в художественное училище имени М. Б. Грекова. Затем по рекомендации одного из преподавателей перевелся в Пензу в художественное училище имени К. А. Совицкого.
- А как же вы все-таки в Ленинграде оказались?
— Я много практиковался, постоянно рисовал. Однажды стоял с мольбертом на пензенском вокзале и повстречал одного хорошего человека, которому понравились мои работы. Он мне предложил переехать в город на Неве. Говорит: "Я тебя дам ключи от квартиры. Три месяца поработаешь. Продашь картины, получишь деньги, устроишься в Ленинграде". Так и поступили. Три месяца я рисовал в поте лица. В итоге была организована подпольная выставка. На ней сразу четыре мои работы купил Николай Перфилов — известный физик, один из участников создания атомной бомбы. Он был еще и заядлым коллекционером.
Так начался мой ленинградский период жизни. Устроился на работу в пожарную часть — сутки работал, двое рисовал. Параллельно занимался поэзией, скульптурой, музыкой. Вступил в городской клуб песни при Театре народного творчества на улице Рубинштейна. Трижды был лауреатом его конкурсов. В ленинградском Союзе художников проходили выставки моих скульптур. Довелось даже в сняться в кино. Фильм Юрия Мамина "День Нептуна" начинается со слов: "Ростислав! Сюда иди!". Я и есть тот самый Ростислав.
В Ленинграде и женился. Сейчас у меня три сына и дочка. Правда, с женой пришлось развестись.
— И сейчас, как я понимаю, вы продолжаете активно заниматься творчеством?
— Да, я художественный руководитель ансамбля "За светом свет". Также продолжают проходить выставки моих картин. Меня приглашают выступать перед школьниками. Вообще у меня сейчас есть мечта именно учить школьников творить, рассказывать им о прекрасном.
— Как бы вы сами могли себя охарактеризовать, оценить? Кто же вы все-таки такой?
— Нет, оценку я себе давать не могу. Пусть ее дают другие. Вот про меня Владислав Амелин снял небольшой документальный фильм "Человек вышел из хаоса". Это его оценка. Мне фильм очень понравился. Это я вышел из хаоса. Я хочу проявить красоту, любовь и в поэзии, и в песнях, и в скульптуре, и в живописи.
— Вы наблюдаете за своими ровесниками? Почему вам в 73 года хочется продолжать творить, а у других этого желания нет?
— Дело в том, что я не ощущаю свой возраст. Я в таком состоянии, будто бы мне не больше тридцати. Я и бороду ношу лишь для того, чтобы люди хотя бы примерно могли определить мой возраст. А то все время за мальчишку принимают. И то могут за эту самую бороду дернуть и спросить, зачем я ее надел (смеется). Мне 73 года, но я не зацикливаюсь на этом. У меня есть практика творчества, а она отсекает все остальное. Главное, чтобы была жажда жизни.
Человек должен найти в себе творческий элемент и придерживаться его. Работа, телевизор, койка — это грани ужасного треугольника. Ну в театр, бывает, человек сходит, ну заграницу съездит. Но от себя-то не убежишь. Философ Николай Бердяев говорил, что каждый человек должен творить. Это я и преподаю. Рассказываю ребятам, откуда берется поэзия, композиторское решение. Я каждого человека могу научить сочинять стихи и лепить скульптуру.
— А произведения вы для кого создаете? Вам важно, что ваши работы будут где-то выставляться?
— Мне важен сам процесс творчества, я не задумываюсь над тем, будут ли мои картины где-то представлены. Главное в жизни — творческий порыв. Взял карандаш — порыв, взял перо — порыв, встретился с интересным человеком — тоже порыв.
Я ощущаю себя абсолютно счастливым человеком, потому что я творю. Творю я всегда, а поэтому и счастлив всегда. Единственный депрессивный период у меня был, когда я с женой расстался.
— Много ли похожих на вас людей вы встречали?
— Таких, чтобы занимались и скульптурой, и графикой, и хореографией, и поэзией, и живописью, и музыкой — нет. Я ведь на всех инструментах могу сыграть. Флейта, гитара, гусли — все, что угодно. Наверное, только на скрипке не смогу. У меня ворох стихов, я на них буквально сплю.
— Каков ваш рецепт вечной молодости?
— Душой надо оставаться молодым. Если человек духом слаб, то и тело его ослабевает. А энергию дает творчество. Какая энергия в произведениях Фета, Пушкина, Лермонтова! Прочитаешь и вдохновляешься, тут же самому хочется работать. Создашь произведение и радуешься. Тебе становится хорошо.
— Что для вас "лучшая половина жизни"?
— Творчество — вот лучшая половина жизни. А у меня оно не по частям, оно бесконечное.
- Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке
- Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:
По инф. rosbalt.ru
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
-
…И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
-
Искренне и от души
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
-
«Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
«Зеленый трамвай». Остановка вторая
-
Абилимпикс, клининг и другие
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
-
Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
-
Строки судьбы
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
-
Харрис или Трамп?
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
-
Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
-
Старик и белка. Рассказ. Третья часть
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
-
Время комсомола: есть что вспомнить!
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
-
Тыл за колючей проволокой
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
-
«Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
-
Старик и белка. Рассказ. Продолжение
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
-
Опять две России?
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
-
«…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
-
Герой мутного времени
15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
-
Тыл за колючей проволокой
Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
-
Старик и белка. Рассказ
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
|