НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Сибирь» рассказывает и показывает

05 Апреля 2019 г.

0504 oblojka

Не так давно в Иркутском доме литераторов состоялась презентация четвёртого в минувшем, 2018 году номера старейшего литературно-художественного и культурно-просветительского журнала писателей России – «Сибирь». Журнал был основан без малого 90 лет назад – в 1930 году – и за свою долгую историю выдержал немало испытаний. Вот и сейчас задержавшийся четвёртый номер оказался последним в минувшем году. Пятый и шестой не вышли – нет денег.

Ввиду небольшого тиража номер этот в продажу не поступил и почти полностью передан для распределения по библиотекам области. Но для участников презентации был приготовлен приятный сюрприз: все присутствовавшие сразу же получили этот номер в подарок, и самые нетерпеливые тотчас же принялись за его изучение.

Номер открывается статьёй митрополита Иркутского и Ангарского Вадима «Вечная память», которая как бы задаёт тон всему номеру журнала. Размышления о духовных основах жизни, о смерти и бессмертии, о памяти и нашем сегодняшнем постыдном беспамятстве оставляют глубокий след в душе.

В журнале десять разделов: «Святому – святое», «Поэзия», «Проза», «Скрижали истории», «Публицистика», «Критика», «Радоница», «Вернисаж», «Книжная лавка», «Сумочка к ребру». Номер богато иллюстрирован. С приходом нового главного редактора – Анатолия Байбородина – в журнале стали регулярно появляться цветные репродукции произведений иркутских художников. К статье Юрия Баранова «Мелодии редкого жанра» – о мастерах декоративно-прикладного искусства, заслуженных художниках России Аркадии и Наталии Лодяновых – придано восемь цветных репродукций. В своём выступлении на презентации Аркадий Лодянов сказал:

– Это большая честь для нас – быть напечатанными в вашем журнале, ведь прошлый редактор был противником контакта с художниками.

Мы с Наталией работаем вместе, и сейчас я расскажу, как это происходит.

У нас уже были маленькие барельефы, маленькие медали, бюсты... И вот решили сделать большого Распутина. Похож. Нормально. Но подходишь к нему, пытаешься с ним беседовать – молчит. Наталия говорит: «Давай вот этот глаз вот так отодвинем... Давай уголки губ...» Или ещё что-то. Полгода мы так вот крутимся, так вот вертимся – он молчит.

И вдруг Наталия начинает вслух читать фрагменты из его произведений. Мне как по башке даст, как в сердце гвоздём... Вот! Нашла ход! И мы начали с ним разговаривать. И он начал настаивать, а мы – сопротивляться, потому что он становится то слишком печальным, то каким-то... Ну очень было много таких вот градаций.

Я Распутина читать без слёз не могу – я всегда плачу. Сердце у меня разрывается. Читает Наталия. И начинается беседа: трагедия – она же может придавить, может расплющить, может поднять, может окрылить, очистить... И нам нужно было добиться, чтобы он у нас получился подверженным не одному какому-то простому чувству, а чтобы здесь было что-то сложное...

Ну, вот такой получился Распутин, и есть желание продолжать задумку – делать его бюсты и барельефы из бронзы.

Художники А. Лодянов, Н. Лодянова в мастерской. 2017 г.

Заслуженные художники России Аркадий и Наталия Лодяновы в своей мастерской

В разделе «Публицистика» под рубрикой «К 100-летию комсомола. Имя в истории» напечатан историко-публицистический коллаж «В небесах отгорели зарницы...» – рассказы современников о сложной, подвижнической судьбе Анатолия Сосунова, первого и единственного иркутянина, чьё имя в 1965 году было занесено в Книгу Почёта ВЛКСМ, освящённую легендарными именами Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев Краснодона. Но даже Герои Советского Союза далеко не все были занесены в Книгу Почёта ВЛКСМ. Книга эта хранилась в ЦК ВЛКСМ на постаменте в центре особой бронированной комнаты-сейфа, где находились также знамёна комсомола и 6 орденов, которыми комсомол был награждён за боевые подвиги и трудовые свершения.

А двадцать с лишним лет спустя, в 1987 году, Анатолий Сосунов организовал и провёл по центральным улицам Иркутска многотысячную демонстрацию протеста в защиту Байкала – первую в истории советской России массовую демонстрацию протеста – и своим примером («дурной» пример заразителен!) увлёк и положил начало массовым народным выступлениям в защиту природы по всей стране. Публикация хорошо проиллюстрирована уникальными фотодокументами.

Фрагмент третьей полосы газеты «Терминатор» за 19 октября 2006 года, воспроизведённый в журнале, в историко-публицистическом коллаже «В небесах отгорели зарницы...»

Фрагмент третьей полосы газеты «Терминатор» за 19 октября 2006 года, воспроизведённый в журнале, в историко-публицистическом коллаже «В небесах отгорели зарницы...»

Слово берёт читатель Леонид Иннокентьевич Макаров:

– Это человек совершенно ясного ума, все его действия происходят с осознанием ответственности за общество, в котором он живёт. Впервые я услышал об Анатолии Сосунове, когда был ещё пацаном. В 60-е годы вся молодёжь знала о его героических поступках, за которые ему ничего не надо было. Ему и сейчас ничего не надо. Но мне бы хотелось, чтобы он именно таким и остался в памяти, каким его знают и иркутяне, и вы, писатели. Как было бы прекрасно, если бы вы написали о нём не статью, а достойную книгу.

Сейчас создаётся иркутская историческая энциклопедия, и в этой энциклопедии имя Анатолия Сосунова должно занять своё место. Потому что, я повторяю, все его поступки продиктованы ответственностью за общество России, за иркутян, за здоровье Байкала.

Портрет Анатолия Сосунова, изображённого в виде горельефа на байкальской скале. Эта работа была последней в жизни художника-аллегориста Алексея Лукьянчикова (1933–2002 гг.) – удивительного мастера сибирского андеграунда; в журнале о нём рассказывает Павел Яковлев

Портрет Анатолия Сосунова, изображённого в виде горельефа на байкальской скале. Эта работа была последней в жизни художника-аллегориста Алексея Лукьянчикова (1933–2002 гг.) – удивительного мастера сибирского андеграунда; в журнале о нём рассказывает Павел Яковлев

Именитый российский писатель Владимир Крупин представлен в журнале критическим эссе «Несобственно-прямая речь. Слово о Солженицыне». Эссе начинается с разъяснения мало кому понятного названия: «В русском языке термин «несобственно-прямая речь» означает приём, когда автор прячется за героя, говорит вроде бы от него, но фактически это он сам. Приём этот помогает, может быть, раскрытию замысла, но есть всё-таки в этом приёме некая хитринка: спросить не с кого. Кто говорит? Автор? Нет, вроде герой. Герой тоже легко отопрётся: это, мол, не я сам, а за меня говорят. Таким приёмом, по сути, написаны многие работы Александра Солженицына...»

Далее Владимир Крупин прямо говорит, что не выдержал и бросил читать «Красное Колесо» Александра Солженицына.

Внимательный читатель этого эссе, наверное, обратит внимание, что Владимир Крупин обходит молчанием художественные достоинства и литературные открытия прозы Солженицына, но зато скрупулёзно выискивает недостатки. При этом как раз сам использует приём несобственно-прямой речи, в котором упрекает Солженицына.

В целом же эссе написано в осуждение Александра Солженицына – и как писателя, и как личности.

Заканчивает Владимир Крупин такими вот словами: «И, конечно, вспомним уничижительное отношение Солженицына к Шолохову. Тут аналогия с Толстым, которому мешал жить Шекспир. Оба они, и Солженицын, и Толстой, мнили себя главными в веке 20-м, а может, и в остальных. Не получилось: ни зависть, ни превозношение в лидеры русской мысли не выведут».

Другой известный российский писатель – Владимир Личутин – посвятил свой скорбный этюд воспоминаниям и размышлениям о Валентине Распутине: «Накануне своего дня рождения умер Валентин Григорьевич Распутин, замкнулось золотое кольцо жизни вечной-бесконечной. Он сошёл в землю, но дух его, но образ его будет долго жить среди нас, освобождая от плотских примет и земной обыденной шелухи. Человек живёт, пока его помнят. Мне кажется, что я помню Распутина с младенчества. Хотя Валентин старше меня на три года, но, как воспринимаю его нынче, он стал нянькою над моей литературной колыбелью и постоянно надзирал меня, не приближаясь близко, но и не отодвигаясь совсем, чтобы я случайно не заблудился, не вильнул с русской стрежи в тихую гавань национального беспамятства».

Публикация называется «Последний срок. Памяти Валентина Распутина » и напечатана в разделе «Радоница».

Одним словом, идите в библиотеку, берите журнал, читайте, смотрите и думайте. Не пожалеете! А для тех, кто дружен с Интернетом, – вот ссылка на сайт Иркутского дома литераторов с публикацией всего номера журнала: http://dom-lit.ru/?page_id=1991.

  • Расскажите об этом своим друзьям!