«Сибирь» рассказывает и показывает |
05 Апреля 2019 г. |
Не так давно в Иркутском доме литераторов состоялась презентация четвёртого в минувшем, 2018 году номера старейшего литературно-художественного и культурно-просветительского журнала писателей России – «Сибирь». Журнал был основан без малого 90 лет назад – в 1930 году – и за свою долгую историю выдержал немало испытаний. Вот и сейчас задержавшийся четвёртый номер оказался последним в минувшем году. Пятый и шестой не вышли – нет денег. Ввиду небольшого тиража номер этот в продажу не поступил и почти полностью передан для распределения по библиотекам области. Но для участников презентации был приготовлен приятный сюрприз: все присутствовавшие сразу же получили этот номер в подарок, и самые нетерпеливые тотчас же принялись за его изучение. Номер открывается статьёй митрополита Иркутского и Ангарского Вадима «Вечная память», которая как бы задаёт тон всему номеру журнала. Размышления о духовных основах жизни, о смерти и бессмертии, о памяти и нашем сегодняшнем постыдном беспамятстве оставляют глубокий след в душе. В журнале десять разделов: «Святому – святое», «Поэзия», «Проза», «Скрижали истории», «Публицистика», «Критика», «Радоница», «Вернисаж», «Книжная лавка», «Сумочка к ребру». Номер богато иллюстрирован. С приходом нового главного редактора – Анатолия Байбородина – в журнале стали регулярно появляться цветные репродукции произведений иркутских художников. К статье Юрия Баранова «Мелодии редкого жанра» – о мастерах декоративно-прикладного искусства, заслуженных художниках России Аркадии и Наталии Лодяновых – придано восемь цветных репродукций. В своём выступлении на презентации Аркадий Лодянов сказал: – Это большая честь для нас – быть напечатанными в вашем журнале, ведь прошлый редактор был противником контакта с художниками. Мы с Наталией работаем вместе, и сейчас я расскажу, как это происходит. У нас уже были маленькие барельефы, маленькие медали, бюсты... И вот решили сделать большого Распутина. Похож. Нормально. Но подходишь к нему, пытаешься с ним беседовать – молчит. Наталия говорит: «Давай вот этот глаз вот так отодвинем... Давай уголки губ...» Или ещё что-то. Полгода мы так вот крутимся, так вот вертимся – он молчит. И вдруг Наталия начинает вслух читать фрагменты из его произведений. Мне как по башке даст, как в сердце гвоздём... Вот! Нашла ход! И мы начали с ним разговаривать. И он начал настаивать, а мы – сопротивляться, потому что он становится то слишком печальным, то каким-то... Ну очень было много таких вот градаций. Я Распутина читать без слёз не могу – я всегда плачу. Сердце у меня разрывается. Читает Наталия. И начинается беседа: трагедия – она же может придавить, может расплющить, может поднять, может окрылить, очистить... И нам нужно было добиться, чтобы он у нас получился подверженным не одному какому-то простому чувству, а чтобы здесь было что-то сложное... Ну, вот такой получился Распутин, и есть желание продолжать задумку – делать его бюсты и барельефы из бронзы. Заслуженные художники России Аркадий и Наталия Лодяновы в своей мастерской В разделе «Публицистика» под рубрикой «К 100-летию комсомола. Имя в истории» напечатан историко-публицистический коллаж «В небесах отгорели зарницы...» – рассказы современников о сложной, подвижнической судьбе Анатолия Сосунова, первого и единственного иркутянина, чьё имя в 1965 году было занесено в Книгу Почёта ВЛКСМ, освящённую легендарными именами Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев Краснодона. Но даже Герои Советского Союза далеко не все были занесены в Книгу Почёта ВЛКСМ. Книга эта хранилась в ЦК ВЛКСМ на постаменте в центре особой бронированной комнаты-сейфа, где находились также знамёна комсомола и 6 орденов, которыми комсомол был награждён за боевые подвиги и трудовые свершения. А двадцать с лишним лет спустя, в 1987 году, Анатолий Сосунов организовал и провёл по центральным улицам Иркутска многотысячную демонстрацию протеста в защиту Байкала – первую в истории советской России массовую демонстрацию протеста – и своим примером («дурной» пример заразителен!) увлёк и положил начало массовым народным выступлениям в защиту природы по всей стране. Публикация хорошо проиллюстрирована уникальными фотодокументами. Фрагмент третьей полосы газеты «Терминатор» за 19 октября 2006 года, воспроизведённый в журнале, в историко-публицистическом коллаже «В небесах отгорели зарницы...» Слово берёт читатель Леонид Иннокентьевич Макаров: – Это человек совершенно ясного ума, все его действия происходят с осознанием ответственности за общество, в котором он живёт. Впервые я услышал об Анатолии Сосунове, когда был ещё пацаном. В 60-е годы вся молодёжь знала о его героических поступках, за которые ему ничего не надо было. Ему и сейчас ничего не надо. Но мне бы хотелось, чтобы он именно таким и остался в памяти, каким его знают и иркутяне, и вы, писатели. Как было бы прекрасно, если бы вы написали о нём не статью, а достойную книгу. Сейчас создаётся иркутская историческая энциклопедия, и в этой энциклопедии имя Анатолия Сосунова должно занять своё место. Потому что, я повторяю, все его поступки продиктованы ответственностью за общество России, за иркутян, за здоровье Байкала. Портрет Анатолия Сосунова, изображённого в виде горельефа на байкальской скале. Эта работа была последней в жизни художника-аллегориста Алексея Лукьянчикова (1933–2002 гг.) – удивительного мастера сибирского андеграунда; в журнале о нём рассказывает Павел Яковлев Именитый российский писатель Владимир Крупин представлен в журнале критическим эссе «Несобственно-прямая речь. Слово о Солженицыне». Эссе начинается с разъяснения мало кому понятного названия: «В русском языке термин «несобственно-прямая речь» означает приём, когда автор прячется за героя, говорит вроде бы от него, но фактически это он сам. Приём этот помогает, может быть, раскрытию замысла, но есть всё-таки в этом приёме некая хитринка: спросить не с кого. Кто говорит? Автор? Нет, вроде герой. Герой тоже легко отопрётся: это, мол, не я сам, а за меня говорят. Таким приёмом, по сути, написаны многие работы Александра Солженицына...» Далее Владимир Крупин прямо говорит, что не выдержал и бросил читать «Красное Колесо» Александра Солженицына. Внимательный читатель этого эссе, наверное, обратит внимание, что Владимир Крупин обходит молчанием художественные достоинства и литературные открытия прозы Солженицына, но зато скрупулёзно выискивает недостатки. При этом как раз сам использует приём несобственно-прямой речи, в котором упрекает Солженицына. В целом же эссе написано в осуждение Александра Солженицына – и как писателя, и как личности. Заканчивает Владимир Крупин такими вот словами: «И, конечно, вспомним уничижительное отношение Солженицына к Шолохову. Тут аналогия с Толстым, которому мешал жить Шекспир. Оба они, и Солженицын, и Толстой, мнили себя главными в веке 20-м, а может, и в остальных. Не получилось: ни зависть, ни превозношение в лидеры русской мысли не выведут». Другой известный российский писатель – Владимир Личутин – посвятил свой скорбный этюд воспоминаниям и размышлениям о Валентине Распутине: «Накануне своего дня рождения умер Валентин Григорьевич Распутин, замкнулось золотое кольцо жизни вечной-бесконечной. Он сошёл в землю, но дух его, но образ его будет долго жить среди нас, освобождая от плотских примет и земной обыденной шелухи. Человек живёт, пока его помнят. Мне кажется, что я помню Распутина с младенчества. Хотя Валентин старше меня на три года, но, как воспринимаю его нынче, он стал нянькою над моей литературной колыбелью и постоянно надзирал меня, не приближаясь близко, но и не отодвигаясь совсем, чтобы я случайно не заблудился, не вильнул с русской стрежи в тихую гавань национального беспамятства». Публикация называется «Последний срок. Памяти Валентина Распутина » и напечатана в разделе «Радоница». Одним словом, идите в библиотеку, берите журнал, читайте, смотрите и думайте. Не пожалеете! А для тех, кто дружен с Интернетом, – вот ссылка на сайт Иркутского дома литераторов с публикацией всего номера журнала:
Тэги: |
|