НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Сад моей памяти»: маэстро Сухиненко

07 Сентября 2017 г.

0709 8 2a 

Эта книга известного иркутского фотохудожника Александра Князева ещё не издана, но уже привлекла к себе любопытство многих. «Сад моей памяти» автор не просто написал, а сложил из фотографий и скупых воспоминаний. Получился цикл фотоэссе, где, кроме иркутян, вы встретитесь со многими интересными людьми... Читайте и смотрите!

0709 8 3

Студентами мы не мыслили себя без иркутского симфонического. При каждой новой программе филармонический зал наполовину заполнял университет – студенты и преподаватели. Оркестр был вправду хорош, случались и невероятные гастроли – мы дважды слушали Святослава Рихтера.

Каждый концерт предварялся лекцией Владимира Фёдоровича Сухиненко. За двадцать минут он успевал рассказать об эпохе, композиторе, культурном контексте, музыкальной форме произведения. Не переводя дух и захлёбываясь мелодией, он пропевал музыкальные фрагменты, пересказывал удивительные события, вспоминал анекдоты. А имена, даты и цитаты сыпались, как по волшебству... Это была такая мощь памяти, интеллекта и энциклопедичность знаний, перед которыми не стыдно было чувствовать себя олухами и неслухами, но уже посвящёнными.

Наконец Владимир Фёдорович приглашал оркестр. Первым выходил незабываемый Леонид Мессман – первая скрипка оркестра, и в нас отворялся слух, освобождался ум, просыпалась фантазия, и всё замирало в ожидании музыки.

Не помню уже, чья была идея, но мы всей группой потребовали от деканата посвятить факультативные часы лекциям по истории музыки в изложении маэстро Сухиненко. К причуде второкурсников отнеслись снисходительно и поставили его лекции первыми часами с 8 утра, полагая, что мало кто придёт и всё само собой рассосётся... Однако вышло всё наоборот: аудитория была полна, тишина стояла, как в симфоническом собрании. Степенно вошёл Владимир Фёдорович во всей своей атлетической стати и положил перед собой маленький кирзовый портфельчик, ключиком отомкнул его, достал стопку карточек с записями и хохотнул на нечаянно открывшуюся дверь: «Вошёл кто-то в чёрном и заказал мне реквием... – так началось едва ли не последнее утро великого Вольфганга Амадея Моцарта».

Он держал в руках стопку карточек, пальцами перебирал их, как чётки, но почти не заглядывал в них. Непрерывный поток плотной и живой речи не давал нам отвлечься, передохнуть – нас штормило в этом потоке... Чтобы не тратить время попусту, он весь семестр посвятил только Моцарту, Баху и Бетховену. Мы же бросились к библиотечным полкам. В Иркутске нашёлся только один экземпляр великой книги Альберта Швейцера о И. С. Бахе – этот тысячестраничный фолиант переходил из рук в руки... Вот что учинил с нами Владимир Фёдорович.

Однажды мы толклись перед аудиторией, ожидали его приход. Он появился как-то вдруг и замер у стены, где висела моя первая фотовыставка. Оборотился к нам властно и громко потребовал представить автора. Я стоял рядом и промямлил что-то невнятное в смущении. Он тут же резко меня обнял и обрушил на меня восторженную речь, коей обычно славят великих и ушедших. Причиной его «взрыва» был портрет Святослава Рихтера среди выставленных работ.

Не скрывая радости, он тут же дал свой телефон и пригласил меня в гости. Осмелев после шока, я воспользовался приглашением.

Его дом на Киевской был удивителен. Дух доброй старины патиной лежал на всём, как на серебре... Рояль на виду – я слышал Скрябина от рук хозяина при первой встрече, старые книги, в которые он поминутно заглядывал в ходе беседы и вычитывал цитаты, строй кофейных банок с разными сортами кофе. Всякий раз меня потчевали: бутылка алжирского вина, только что выкопанная в подполье и вся в земле. Хозяин уверял, будто оно французской породы, почти «Бордо», и потому, купив добрую партию бутылок, закопал их на хранение...

Он рассказывал о глухариной охоте, о своём старом автомобиле «Виллис», о тонкостях вкушания кофе, о чешской сборной по хоккею, об иркутских музыкантах от начала оркестра, о фотографическом ремесле... Это были удивительные рассказы, когда предмет знают не понаслышке, а со всех сторон, включив его в свою жизнь. Это было великое искусство беседы, что бытовало в России много веков, когда не было нужды «травить анекдоты» в застолье, объедаться и балагурить, а собеседники за трапезой интересовали друг друга больше, чем содержание тарелок. Увы, прошедшее время...

Помню, встретились мы нечаянно в тот день, когда иркутский орган в Польском костёле был впервые готов к концерту. Открывать орган приехал консерваторский учитель Лидии Янковской, именитый органист Юлий Ройзман. Он высоко оценил новый инструмент. А Владимир Фёдорович, сдержанно-многословный в обыкновении, в тот момент был просто счастлив и светился новым рождением, столь дорого его сердцу было явление органной музыки в Иркутске. Мы долго шли через город обратной дорогой, и Владимир Фёдорович рассказывал мне без умолку об органных сочинениях Баха и Букстехуде, о великом сегодняшнем маэстро Оливье Мессиане, что служит органистом в Нотр Дам де Пари... Потом его рассказ перешёл на великих строителей органов, населивших Европу такими замечательными и непохожими инструментами.

Мы долго гуляли. Сыпался долгожданный декабрьский снежок. Уроки музыки продолжались. И не думал я тогда, что станут они нескончаемыми. Можете не поверить мне, но, отправляясь в дальнюю дорогу, я включаю в автомобиле «Бранденбургские концерты» И. С. Баха. Прежде они казались путаными и невнятными, теперь же я слышу великую музыку, что добавляет в жизнь каплю вечности.

В последние годы мы редко виделись. Он оставил филармонию не по своей воле, его «закрыли» на областном телевидении по произволу. Но всякий раз на тривиальный вопрос о жизни Владимир Фёдорович мощно всхохатывал и добавлял: «Саша, я уже пошёл на коду!» Потом случился финал неизбежный и не всеми замеченный, словно по предсказанию поэта:

«Присутствие моё как будто замечали.

Заметят ли отсутствие моё?!»

  • Расскажите об этом своим друзьям!