НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Наши даты, наши даты...

08 Мая 2023 г.

Начал писать про один из отменённых советских майских праздников – День печати. И вдруг наткнулся на материал Виктора Савельева, журналиста из Уфы, и понял, что лучше, чем он, напишу вряд ли. К тому же оказалось, что он ещё и собрал все свои печатные произведения в десятитомник, который предварил воспоминаниями и рассуждениями о журналистике. Там, в частности, нашлось место и высмеиваемым ныне многими демонстрациям. И я решил: ладно, пусть он и не иркутянин, но это ничуть не мешает ему высказывать близкие нам мысли и чувства.

Наши даты, наши даты...

«День печати – как ты стал от нас далёк»

Здравствуйте, читатели, и те, кто помнит, что 5­е мая на протяжении многих лет было Днём печати, профессиональным праздником работавших в прессе.

«Похоронили» День советской печати 13 января 1991 г. в связи с веяниями «обновлённой России» – можно сказать, выкинули праздник на помойку, заменив январским «днём российской печати».

– Ура! Ура! – кричали патриоты нового капитализма. Ату, старые праздники! Ату «красные дни» календаря советских лет, ату старую советскую печать...

А мне жалко: с водой выплеснули ребёнка! И получайте, граждане, ту прессу, что сейчас имеем. Со скандалами и фейками, с «чернухой», со смакованием сладкой жизни звёзд и нуворишей, с беспросветной ложью из СМИ...

Но я не о них. Утрачен интерес к обычному человеку, к человеку с улицы.

Ведь как было в забытой ныне прессе? О ком писали?

Я вспоминаю очерк Анатолия Аграновского, классика той старой журналистики, которая искала героя не среди ВИП-персон, а в жизни.

Вот зачин очерка Анатолия Аграновского «Официант» в газете «Известия» за 1965 год:

«Когда мы были уже хорошо знакомы, я спросил, не унизительно ли это – обслуживать.

– Как посмотреть, – сказал он. – Вот я вас обслужу, а после приду домой, раскрою «Известия» – вы меня будете обслуживать... Все мы друг другу служим.

Тут я понял, что буду о нём писать».

Сейчас невозможно вот так найти, скажем, интересного официанта или рабочего и написать о нём глубокую интересную статью.

Верней, написать-то можно. Но ни одно СМИ не напечатает. Ведь он же не бандит и не насильник, в психологии которого со смаком копается Ксюша Собчак, маяк нынешней журналистики. И не кинувшая олигарха красотка-модель. И не политик, грязно ругающий Россию. И не проворовавшийся министр...

За что же официанту посвящать эфирное время, полосы газет? Кто это ныне будет читать, если нет скандала?

Раньше для советского журналиста было хорошим «ковбойством» найти классного «человека с улицы», из народа и написать о нём. И неправда, что это было неинтересно читателю – судьбы всегда интересны.

А затем, после всех «перестроек» и «изменений форматов», в медиа пришли менеджеры – они нацелили на то, что прибыльно и даёт трафик/тираж/рекламу/деньги.

А ненужное, то есть без «перчинки», скандала и мутного закулисного интереса – постановили отбросить. И День печати 5 мая «отбросили» – как ненужное и вредное.

Так что едим то, что ныне пекут по лекалам «охвата аудитории», как гамбургер в сфере быстрого питания, – на скорую руку и шаблону, крикливо, ярко, броско и очень доходно для издателя. Пусть и вредно для желудков.

За то, что ныне зовётся фейком, в советской печати снимали с работы. Без возврата в профессию.

У Семёна Нариньяни, известного тогда фельетониста, есть такой эпизод: «районка» (для тех, кто не знает: районная газета) напечатала критический фельетон о председателе одного хозяйства.

В СССР было строго: меры по критическим статьям должны были приняты в течение двух недель, в особо сложных ситуациях – в течение месяца. Точка. Собрался тогдашний «третейский суд» – бюро райкома партии. На повестке дня два предложения:

1. Признать фельетон правильным и точным по фактам и оценкам – и снять с работы проштрафившегося председателя хозяйства.

2. Признать фельетон ошибочным и предвзятым, исказившим факты, – и выгнать из редакции журналиста с негативной характеристикой.

И сидело бюро, вникало, разбиралась в обоснованности обличений – но одно из двух решений по пунктам выше должно было вынести. Со снятием с работы. После тщательного разбора. Вот такая была ответственность за каждое слово в прессе. И цена этому слову.

Сейчас строчащие фейки и «версии» борзописцы долго бы продержались в парадигме, которую олицетворял День печати, который мы праздновали 5­го мая?

Жизнь, конечно, далеко ушла от тех лет, когда была не только «партийная», но и честная журналистика.

Но мне сегодня почему-то зябко при «менеджерах медиа». Простой человек им не интересен. А, значит, не интересны и все мы.

И никто не будет знать

Сейчас в угоду той или иной тенденции часто врут про советскую эпоху – да и сам я многое забыл из той жизни, уж таково свойство человеческой памяти.

Но журналист подобен человеку, изо дня в день пишущему дневник. Только этим дневником являются заметки, статьи и репортажи в газете, порой фельетоны, рассказы и даже стихи.

У меня, газетчика, перевалившего за своё 70­летие, были два пути: издать книгу лучших своих публикаций в стиле «Избранное» или собрать почти всё, вплоть до заметок рядовых, но отразивших Эпоху и вкус Времени.

Я выбрал второй путь – и вместо «сборника избранных трудов» стал издавать «собрание сочинений», поскольку мне близки слова одного шанхайского чудака, собирателя книги (1936­го года издания) о русских эмигрантах: «Вот вы живёте сейчас в Шанхае и не понимаете, что это не просто быт, а История! Через десяток лет всё это может закончиться, и никто не будет знать, как мы здесь жили, о чём мечтали, не останется ни фотографий, ни воспоминаний – и никто не вспомнит наши имена…»

С моим «десятитомником» журналистских публикаций прежних лет я имел счастье снова вернуться в далёкие годы и, возможно, являюсь единственным из коллег-газетчиков, кто решился издать «собрание сочинений» своих публикаций. Не будем лукавить: не всем оно по плечу. Надо было всю жизнь писать в газету честно и качественно, не прогибаясь и не кривя душой – и брезговать тем, за что спустя годы будет стыдно.

Могу повторить своё кредо: «Лишь напечатанные строки остаются нетленным активом журналиста. Они мера твоей биографии, они твои свидетели и судьи, их не поправишь задним числом в подшивках газет».

К этому я ничего не могу прибавить!

Демонстрации делали нас народом

Первая демонстрация на моей детской памяти была в 1953­м году в Ленинграде, где мой отец-офицер учился в Военно-транспортной академии, носившей имя Л.М. Кагановича. Помню, мы, мальчишки, висим на штакетнике, отделявшем наш двор от улицы Железноводской – а мимо толпами идут люди! Играют и плачут оркестры, на знамёнах и портретах – чёрные ленты…

– Это праздник, да? – пискнул кто-то из глупой ещё малышни, глядя на оркестры в щель забора. – Музыку играют…

– Не праздник сегодня, – буркнули мальчишки постарше. – Сталин умер!

…Такой была советская эпоха – и в скорбные даты, и в праздники, особенно на Первомай и День Великого Октября, на улицы выходили целыми городами, и в этом было отличие тех массовых советских демонстраций от нынешних жалких подобий. Жизнь была невозможна без торжественных шествий всего народа, странным образом соединявших в себе «обязаловку» с единением людей. Независимо от их возрастов, семейных положений, должностей, чинов, бедности или достатка – чувство праздника ощущалось в каждой семье. «В праздник идти на демонстрацию!» – это помнили все. Позже, уже будучи студентами техникума, мы с этих демонстраций сбегали под неусыпными взглядами преподавателей. Но всё равно сначала приходили в эти колонны «потусоваться» среди своих, рассказать анекдот и даже хлебнуть из горлышка винца за спинами других весёлых шалопаев.

У матери, тогда уже рабочей активистки завода текстильного стекловолокна и организатора цеха, каждое шествие мимо трибун на праздник отнимало здоровье и нервы: то кто-то раньше времени пускал в небо надутые шарики или терял подотчётный флаг, то вели под руки перебравшего слесаря Васю… Но до конца жизни мама с любовью вспоминала эти массовые демонстрации. Принарядившиеся «девчата» из её цеха приходили с детьми и внуками, порой семьями. Пока колонны ползли и шагали до трибун, из сумочек появлялись солёные грибочки и котлетки, тёплая ещё картошечка, пироги, всякая снедь – и, разумеется, не обходилось без бутылочки. Стаканчики наполнялись щедро и волшебно. Песни и частушки пелись с топаньем каблучков. Хохот и шутки скрепляли нерабочую атмосферу. Обиды и ссоры забывались, с подходившими подругами целовались и чокались. Демонстрации превращались в своего рода прощённое воскресенье, праздник не только народа, но и души. Из громкоговорителей неслись лозунги, дети плясали и махали флажками, новую песню в рядах подхватывали сотни ртов… Даже проход колоннами мимо трибун был лишь прелюдией к коллективной поездке к кому-то в гости, продолжению праздника…

Лишь через много лет я по-настоящему осознал, что советские демонстрации были важными точками сборки народа: их обязательность для каждого и массовость делала всех нас нацией, гражданами одной огромной державы.

Потом, работая журналистом на выпуске газет, где эти демонстрации освещались с обилием фотоснимков и коллективными репортажами, я из-за типографской специфики редко сам ходил в каких-то колоннах. Но всё же иногда вырывался, чтобы пройтись плечом к плечу с людьми – потому что именно на демонстрациях мы ощущали в те времена особенно остро, что мы единый народ и в горе, и в радости…

  • Расскажите об этом своим друзьям!