НА КАЛЕНДАРЕ

Стеклянная стена

Евгений ХОХРЯКОВ, литератор   
05 Мая 2022 г.

Собрались как-то депутаты и собрали старших школьников и студентов. Подискутировать на очень важную тему – патриотизм. Но, похоже, разговор получился так себе. Не все услышала молодежь. Вопросы задавали сложные – про войну. Про себя в протесте. Про запрет площадок в интернете. Сложилось такое ощущение, что разговор шел словно через стеклянную стену – друг друга видят, а слышат с трудом. Но хоть поговорили. И то хорошо!

2503 2 1

Я вот тоже хочу кое-что сказать.

Уважаемые депутаты! Традиция – это не столько поклонение пеплу, сколько передача огня. Расшифрую. Почему-то у нас воспитание патриотизма основано почти на одном постулате: надо быть такими, какими были наши ветераны и герои прошедших войн: нужно умереть за страну, но не предавать ее.

Слова все правильные и нужные. Но вот только наши коучи от патриотизма не понимают, что патриотизм и мужество – не одно и то же.

Мужество – это Маресьев и Матросов. Патриотизм – это душа.

А душе надо объяснить, зачем нужно защищать страну, элита которой массово бежит на Запад. Почему любимые актеры, певцы и режиссеры массово гадят на страну, которая дала им все. Ведь уже дожили до того, что художники и модельеры стали стыдиться слова «русский». Надо дать понять этой душе, что в состоянии войны нельзя слушать вражескую пропаганду. Это же все равно что выпускать фашистские газеты в 1941–1945 годах в нашей стране.

Но наши патриотические учителя не могут этого объяснить, потому что сами не имеют на это ответов. Их самих этому никто не научил.

Так уж повелось, что в России стали теперь работать не на упреждение, а бить по хвостам. Пришел убийца в школу с автоматом, в ответ мы наймем охрану и дадим ей 500 миллионов рублей на охранные мероприятия. А убийца придет с ножом. Или топором. Тогда охрана начнет ставить рамки, как в аэропорту, и проводить личный досмотр школьников. И снова попросят деньги на укрепление безопасности детей. А бандит придет в детскую библиотеку с газом…

Дадим денег. Но пальцем не шевельнем, чтобы выяснить – а почему этот подлец стал подлецом и кто ему внушил мысль о массовом убийстве?

Спрошу еще у депутатов. Как вы среагировали на упрек президента страны во время выступления с посланием Федеральному собранию, когда он признался, что его удивляет содержание ряда школьных учебников: «Открываю некоторые учебники школьные — с удивлением смотрю, что там написано. Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно. Все что угодно там написано. И о втором фронте... Только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое. Даже не хочу комментировать».

Вы сами у своих детей видели такие учебники? И что?! Не мое дело? А чье?

Мы переживаем, что молодежь мало что знает про Великую Отечественную войну.

Товарищи дорогие! Память о войне – это святое чувство. Но детей нужно учить жить, а не умирать за Родину! Жить в радости, а не в ожидании подвигов. Для них сейчас времена той страшной войны – что для гимназистов 1917 года времена Отечественной войны времен Кутузова. Да, было. И что?!

И вот про это «что» никто не объясняет. И благодаря упомянутым учебникам у наших детей и появляются такие вот вопросы про войну и героев.

Наши враги с детского сада учат детей ненависти к нам и любви к себе. Что мы им противопоставили? Шквал ругани с центральных каналов. Но дети и молодежь не смотрят (и слава богу!) эти шоу.

Молодежное министерство проводит массу форумов и прочих хитромудрых мероприятий в поисках лидеров, воспитывают будущих бизнесменов и руководителей.

Лихо маршируют бойцы Юнармии. Замечательно! Но в области семьсот тысяч молодых людей. Чем они занимаются? Кто это знает?

Кто опросил, побеседовал с теми подростками, что выходили на те же протесты «навальнистов»? Почему они пришли, что хотели выразить? Они стали патриотами после того, как побывали в полиции?! Да упаси бог! Они укрепились в неприятии власти.

Дорогие депутаты! Вы с ними разговаривали? Или у вас в руках только будущие лидеры, члены разных молодежных парламентов и профсоюзов студентов? А они правда лидеры в своих аудиториях?

Столько вопросов назадавал сам себе, что голова кругом. И ведь прекрасно понимаю, что это очередной вопль в раскаленной пустыне. Уже предложено собрать ветеранов боевых действий, чтобы они проводили беседы. Они расскажут, как надо защищать государство.

Хорошее дело. Они будут интересны и полезны, эти беседы. Но о мужестве. Потому что современные юноши задаются простым вопросом: а зачем нужны были Афганистан, Ангола, Чечня? Зачем сейчас Украина? Почему нас не любит коллективный Запад – ведь там так здорово! Мы ведь забываем, что многие из них имели возможность побывать в турпоездках и кое-что сравнить. Мы забываем, что теперь обрезали возможность учиться в престижных вузах Запада. Кто-то об этом говорит с выпускниками школ?

А у нас во всех общественных комиссиях и комитетах по патриотическому воспитанию кого только нет – и ветераны, и ученые, и депутаты с чиновниками, и военные. Все есть. Нет только учителей, библиотекарей и писателей. Тех, кто с душами работает. Не для галочки. А по велению сердца.

Вот вам конкретный пример, как это тиражируется в районы.

В Усть-Илимске состоялась встреча с молодежью в формате открытого диалога, посвященная формированию патриотического настроения. Перед молодыми людьми выступили: военный комиссар города, участковый уполномоченный, начальник управления физической культуры, спорта и молодежной политики администрации города, атаман усть-илимского городского казачьего общества, председатель общественной организации «Клуб ветеранов Военно-Морского Флота «Румб», председатель усть-илимской общественной организации ветеранов боевых действий «Панджшер», настоятель городской православной общины Александр Белый-Кругляков.

Хотя, извинюсь перед депутатами и ветеранами. Они тоже искренне переживают. У них тоже душа не на месте. Но они просто привыкли так работать. Ведь так легче и понятней. Потому что писатели – это отложенное воспитание, когда еще подрастут дети с их правильными книгами не о ГУЛАГе, а о героях войны? Библиотекарями трудно отчитываться. Учителя вообще потребуют новых учебников по истории. Одни проблемы. Куда проще попросить парней в форме и с орденами провести правильные беседы. Создать еще один отряд Юнармии. Новый кадетский корпус.

Все это нужно. Все это важно. Но – в комплексе. Ведь как обстоят с этим дела у наших нынешних врагов? История страны, ее будущее совмещены с уроками по боевой подготовке. И мотивацией! И так это получилось лихо, что бывшие наши братья стали нашими злейшими врагами. Даже те, кто не относится к нацистам. Теперь у них старый и страшный лозунг – «Украина превыше всего!». Помните такой?! И что было потом, помните…

Понимаю, что кто-то может вдруг упрекнуть меня – покусился на святое! На память! На скрепы.

Дорогие мои! Да такие скрепы у нас давно скрипеть начали. Нельзя вырастить уже третье поколение лишь на подвигах дедов и прадедов. Давайте учить ребят просто любить Родину сегодня.

Такой, какая она есть. Терпеливо объяснять, с первого класса, что война – это всегда зло, если непонятно, с кем и за что воюешь. Что страна и государство не одно и то же: страну надо любить и защищать, и строить в ней такое государство, которое будет справедливо во всем. Что страна у нас самая замечательная на свете. А такая любовь воспитывается не на уроках ОБЖ или маршах под грохот барабанов.

Она воспитывается в беседах и тиши библиотек.

Помните песни нашего детства? Бесхитростные, простые, но такие, что и сейчас, через шестьдесят лет, помнятся строки и о юном барабанщике, и о трубаче:

И встал трубач, в дыму и пламени,

Трубу к губам свою прижал.

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал».

И полк пошел за трубачом, обыкновенным трубачом.

Понимаете, за трубачом! А не за узником ГУЛАГа!

Мелочь? Не скажите! Эта та ниточка, что связывает патриотизм и мужество. То, что мы энергично теряем. От разговоров со старшими школьниками порой веет такой безнадегой, что жуть берет: «Что вы со своим СССР носитесь? Лагеря, миллионы погибших от голода, застой и разруха. Чем гордитесь?!»

Что, называется, воспитали на исторических примерах любовь к «скрепам»?!

Судя по социальным сетям, наши депутаты активно в них «сидят». Но никто, подчеркну, никто пока не дал оценки такому ресурсу, как «Иркутский блог». А там автор сравнивает специальную операцию на Украине с… фашизмом. И призывает срывать везде символы в виде буквы Z, называя ее свастикой!

Патриотизм – это повседневность. Кропотливая, трудная работа. На всех уровнях. А не по чрезвычайным случаям.

Много шумим, а потом удивляемся – откуда взялись две тысячи подростков на протестном митинге? Откуда берутся пикетчики с дурными призывами?

А вот действительно – откуда?!

  • Расскажите об этом своим друзьям!