О службе морской, о дружбе мужской… |
Иннокентий АКСЁНОВ, ветеран ВМФ |
24 Июля 2020 г. |
У каждого человека есть свои памятные даты. Для меня это 24 июня. В тот день пятьдесят лет назад меня, девятнадцатилетнего парня, родные и друзья провожали на срочную военную службу. Прошли годы, и из тех, кто тогда провожал меня, осталась только моя сестра Надежда. 9 мая этого года в честь Дня Победы я вывесил на своем балконе баннер с отпечатанными на нем флагом и гербом РФ, плакат с фотографиями воевавших родных и флаг Военно-Морского флота России, где я имел честь отслужить четыре с половиной года. Было это летом шестьдесят третьего. Воинский эшелон медленно, с остановками, докатился до Владивостока. Через несколько дней в морском экипаже, пройдя несколько комиссий, мы дождались распределения. Я попал в команду капитана третьего ранга Кушнарёва, командира третьей учебной роты школы оружия на мысе Поспелов острова Русский. Я до сих пор благодарен этому офицеру за то, что он определил, где мне служить и кем. Шесть месяцев в учебке лёгкими не назовёшь. Первые месяцы по шесть часов строевой подготовки в жару на плацу. Муштра, напряжённая учёба, перемежающаяся с практическими занятиями, и работами по разгрузке товарников и погрузке сухогрузов в бухте Золотой Рог. Глядя, как тяжело давалась служба некоторым курсантам, я с благодарностью вспоминал кружок ДОСААФ при школе № 65 Иркутска, за ту военную подготовку, которую получил до службы. Благодарен и товарищам по работе цехов 5 и 20 ИЗТМ имени Куйбышева, где студентом прошёл учебно-производственную практику, получив навыки обращения с техникой и, главное, общения с людьми. Благодаря этому адаптация на службе для меня проходила относительно легко. За шесть месяцев в школе оружия мы получили очень полезные навыки для дальнейшей службы, да и для всей дальнейшей жизни. Однажды эти знания очень мне пригодились. В восьмидесятые годы я отправился из Иркутска на теплоходе «Сибирь» до посёлка Наратай. Ночью теплоход отклонился от курса, зацепился днищем и получил пробоину. Я подключился к устранению течи. Вот тогда и пригодились мне занятия по борьбе за живучесть корабля и практика на тренажёрах. После окончания учёбы был распределён на базу минного и противолодочного оружия, находившуюся на острове Русский. На корабль меня не назначили – подвела специальность – электрик минный. Некоторые моряки с этой специальностью вообще попали в воинские части, находящиеся далеко на материке. Видимо, учтя, что до службы я был студентом, меня определили на должность корреспондента. Название должности красивое, но фактически стал почтальоном. Надо было получать в отделениях связи почту и посылки для моряков, различные документы для штаба базы. За три месяца этой работы хорошо узнал всех офицеров и служащих штаба, их семейное положение, а они меня, что тоже положительно сказалось на отношениях в последующие годы службы. Когда сдал экзамен на классность, меня зачислили в запальную команду и поставили задачу подготовиться к выступлению на флотских состязаниях по приготовлению мин. Подготовка шла без отрыва от повседневной службы. В результате наша команда заняла в 1964 году на этих состязаниях первое место и была удостоена грамоты и переходящего кубка. В этот же год состоялся первый для меня выход в море в качестве инструктора по приготовлению и постановке мин на сторожевом корабле СКР-54 в составе группы кораблей Тихоокеанского флота. Перед выходом в море производилась предварительная подготовка мин и оснащение средствами их обозначения в море, основой которых были красно-белые буи. Зрелищным и ответственным моментом была сама загрузка на корабли. Надо отметить, что мины находятся в закрытых хранилищах и на довольно на большом расстоянии от пирса. С наступлением темноты по минным скатам мины перемещаются к пирсу, к которому по очереди подходят корабли. Все эти действия отрабатываются заранее. В море инструктору необходимо через командира БЧ-3 согласовать все действия по предстоящему окончательному приготовлению и постановке мин. Мины ставили в тёмное время суток. Наиболее ответственной является установка запального устройства. Та первая моя постановка была омрачена тем, что две мины «нахлебались» воды через горловину запального устройства. Выяснилось это, когда стали производить выборку мин. Ночью же по команде сбрасывали мины одну за другой, следя за тем, чтобы кого-то она не утащила с собой в морскую пучину. Такие моменты случались, но не во время моей службы. Утром, выйдя на палубу, увидел поверхность моря, расцвеченную красно-белыми буями, расположившимися в строгом порядке. Тяжело приходилось, когда во время учений штормило. Помню десантирование с катера на эсминец «Приморский комсомолец». Наш катер бросало на волне как пробку, а эсминец стоял как вкопанный. Пришлось заходить с подветренной стороны и, улучив момент, когда борт катера поднимался до уровня борта корабля, по очереди перебираться. Дошла очередь до мичмана Лисицы, человека немолодого. Для него этот переход оказался сложным. Мы на катере подсаживали его, а матросы на эсминце подхватывали. Но никому и в голову не пришло смеяться над ним. Да и мы сами, когда для выборки мин перешли на минный плотик, так укачались, что не помогала использующаяся в таких случаях «таранька». Срыгивали и продолжали работу. И всё-таки в минуты покоя, когда можно было пройти на бак или собраться со свободными от вахты матросами на юте и осмотреться, то такое наслаждение получаешь от безбрежного простора, морского воздуха! И кажется, что море тебе покорилось до следующего шторма! База наша была береговой. Не всем за время службы удалось даже один раз побывать в море, но дух на ней был морской, и задавали тон этому наши командиры – офицеры. Командиром базы был капитан первого ранга Иконников. В войну он был торпедистом дивизиона торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза, капитана первого ранга Малика. Офицеры базы, не прошедшие войну, тоже были для нас примером исполнения служебных обязанностей, а ещё они старались поднять наш культурный уровень. Так, капитан третьего ранга Покидов во время коротких перекуров для поднятия нашего духа декламировал стихи Пушкина. Многие офицеры были высоко эрудированными специалистами, но одновременно и снисходительными порой к нашим проступкам и высказываниям. Всё это способствовало тому, что у большинства из нас было стремление к общему развитию, несмотря на плотный график службы. Мне, как не освобождённому секретарю комсомольской организации базы, всё это хорошо запомнилось. У нас была неплохая библиотека, но мы сбрасывались и дополнительно выписывали такие журналы, как «Октябрь», «Новый мир», «Иностранная литература» и другие. Также сообща приобрели магнитофон и оборудовали радиоузел. За время моей службы кардинально улучшились условия проживания матросов, мы спали в просторных помещениях, избавившись от двухъярусных коек. Оборудовали спортивную комнату со стандартными атрибутами: перекладиной, штангой, теннисным столом, благоустроили территорию и на расчищенном месте соорудили открытую площадку для волейбола, баскетбола, мини-футбола и хоккея. Организовывали соревнования по шахматам. А по результатам соревнований присуждали разряды. Проводили музыкальные викторины, организовали самодеятельный ансамбль, с которым выступали в матросском клубе, даже побывали на «гастролях», сходив на катере в подшефный совхоз на берегу Амурского залива. В 1966 году мы смогли в прямом телеэфире, с разрешения командования, смотреть после отбоя трансляции матча чемпионата мира по футболу из Англии. Это было первое спутниковое телевидение, потом получившее название «Орбита». Но мы не забывали о главном: оборудовали учебный торпедо-минный класс, где качественно и наглядно проводились занятия с молодыми матросами по изучению новых изделий. Хочется сказать и о том, что в то время, во всяком случае, на нашей базе, «дедовщины» не было. Однажды к нам на базу пришла прямо из экипажа группа парней из Средней Азии. Некоторые были даже еще в своих национальных халатах. Мы обратили внимание на одного из них, который вёл себя несколько непонятно, как нам показалось, – уединялся, вставал на колени и молился. Поговорили с ним и поняли, что служить ему будет очень тяжело. Выяснили, что Мамаджанов хорошо готовит и, по согласованию с командиром, распределили парня на камбуз. Вот там он раскрыл свой талант и способности. Попробовали мы тогда блюда узбекской кухни. Всё-таки главной нашей задачей было боевое обслуживание изделий на базе, изучение поступающих на базу новых типов мин. Когда на базу поступили новейшие торпедные мины, потребовалось освоить их приготовление, а также подготовиться и произвести учебные постановки мин с подводных лодок. Поход на подводной лодке для меня в качестве инструктора был первым. Лейтенант, командир БЧ-3 оказался дотошным и вдумчивым офицером. Ещё до загрузки мин в торпедные аппараты мы долго обсуждали с ним и планировали детали операции. Для меня процесс загрузки тоже был внове. Вышли в море утром, и я занял место в носовом торпедном отсеке. Отстреливали мины в подводном положении в отведённом районе моря, после чего лодка всплыла, и мы подготовились к проходу над местом, где на глубине они были установлены. Меня поблагодарили за работу, и я прямо в море перешёл на подошедший торпедолов, чтобы поднять из воды корпуса мин и вернуть их на базу для профилактического ремонта. Кроме выходов в море регулярно проводились состязания по специальности. Были победы, было грандиозное флотское учение, проходившее под командованием главкома флота СССР Горшкова. Тогда моей команде пришлось состязаться в непривычных условиях. Состязания проходили на базе, обслуживающей морскую авиацию. И изделия для нас были незнакомыми, хотя мы и знали теорию. После моего последнего выхода в море на боевом корабле прошло более пятидесяти лет, но в память врезались навсегда главные события, уважаемые мной командиры, друзья. По возможности, во время служебных командировок я встречался с ними и в Москве, и в Ижевске, и в Ростове на Дону, и во Владивостоке, В 2013 году специально на пятидесятилетие прилетел во Владивосток, чтобы посетить свою базу на этот раз не на пароме, а по мосту, соединившему Владивосток и остров Русский. Посетил Минно-торпедное управление флота, встретился с начальником управления капитаном второго ранга Реутовым. Наверное, многих, как и меня, тянут места, где хотя и было порой очень тяжело, но это были годы самой яркой мужской юности. В Иркутске в последние годы много делается по линии ДОСААФ, совета ветеранов флота для просвещения молодёжи о морской службе и о героическом вкладе моряков в защиту нашего отечества. Образована и работает навигацкая школа при речном техникуме. Жаль только, что имея такую реку, как Ангара, и просторное водохранилище, у Иркутска нет морского клуба, где бы молодые иркутяне могли получить начальные навыки по военно-морским специальностям. В прошлом году председатель Совета ветеранов Иркутска Юрий Тимофеевич Никонов и его заместитель Георгий Иосифович Пицын посетили подводный атомный крейсер «Иркутск» и вручили морякам памятные медали и в качестве подарка от нашего города – автомобиль для служебного пользования. Поздравляю всех, кто отслужил, кто служит и тех, кто мечтает стать военным моряком, с Днем Военно-Морского флота!
|
|