Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом |
По инф. СМИ |
18 Сентября 2023 г. |
Николай Добронравов был во всех смыслах большим поэтом. Высокий, статный, в молодости увлекавшийся спортом, и даже снявшийся в двух кинофильмах, не любивший появляться на светских раутах или деловых мероприятиях, а уж без жены Александры Пахмутовой, — и тем более. Немногословный, особенно с незнакомыми людьми. Обычно отказывавшийся от интервью даже в юбилеи. Зато, кажется, всегда имеющий в кармане записную книжку для стихов. Эти песни — «Трус не играет в хоккей», «Надежда», «Как молоды мы были», «Нежность», «Беловежская пуша», «Главное ребята, сердцем не стареть», «Мелодия» и многие другие — бренд советской и российской эстрады. Ее совесть, душевность, тепло, история развития страны и всех нас. А дуэт поэта Николая Добронравова и композитора Александры Пахмутовой — редкий пример, когда и любовь, и творческий союз дополняли друг друга и шли рука об руку. С 1956 года, в течение 67 лет! Даря нам всем песни, где качественные музыка и поэзия тоже всегда были рядом, подпитывая и вдохновляя одна другую.
Накануне 90-летия Николай Николаевич все-таки рассказал: «Мы с женой все время в работе, сочиняем. Настоящее удовольствие от жизни получаешь только тогда, когда ты занят любимым делом!». А размышляя про семью и любимую женщину, вспомнил цитату из своей любимой книги Сент-Экзюпери (у Пахмутовой и Добронравова есть и одноименная песня — «Маленький принц»): «Любить — значит смотреть в одном направлении». В 2021 году поэт перенес коронавирус. Его окружение сообщило, что после этого он и «начал сдавать». Продолжал писать, причем не только стихи для песен, а и для себя, потому что жил поэзией и не мог ее не писать. Как это, собственно, всегда и бывает у действительно больших поэтов. В последнее время Николай Николаевич тяжело болел, все лето находился под постоянным контролем врачей, а в конце августа был госпитализирован в реанимацию одной из московских больниц. У Добронравова была большая, интересная человеческая судьба, без которой, наверное, не было бы многих его стихов. Поэт много поездил по большим сибирским стройкам, любил бывать у геологов, на Севере и Дальнем Востоке. Писал пьесы для детей, дружил со спортсменами (до сих пор многие спорят, кто же первым сказал фразу «Трус не играет в хоккей» — Добронравов или спортивный комментатор Николай Озеров), окончил педагогический вуз, любил бывать в разных городах и в итоге написал гимны Магнитогорска, Воркуты, Ярославля. А за участие в подготовке посвященного Олимпиаде-80 фильма «О спорт, ты — мир!» Добронравову была присуждена Государственная премия СССР. Да, бывало, сочинял и «на заказ», к конкретным большим событиям в жизни страны. Так появились «До свиданья, Москва, до свиданья» (песня закрытия Олимпиады-80 в Москве, которую пел Лев Лещенко, пока ее талисман — олимпийский мишка — улетал из чаши стадиона «Лужники»), «И вновь продолжается бой» и «Только так победим». Но и они получились хитовыми, честными, актуальными и востребованными и сегодня. Их исполняют уже новые поколения артистов. Пусть так будет и дальше. авт. Александр Алексеев Пять песен поэта, которые мы знаем наизустьТворческий тандем Николая Добронравова с супругой, композитором Александрой Пахмутовой рождал хиты, которые поют до сих пор. Композитор и поэт познакомились в 1956-м году — их первая встреча прошла на детском радио, где они записывали песню «Лодочка моторная». С тех пор супруги не расставались. Давайте вспомним самые известные песни Добронравова-Пахмутовой. «Нежность» Песня, которую все помнят по первой строчке «Опустела без тебя земля». Она стала главной музыкальной темой в фильме «Три тополя на Плющихе». Посвящена «Нежность» летчикам-космонавтам. Александра Пахмутова познакомилась с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным в январе 1964 года. С тех пор композитор и космонавт дружили. «Нежность» — песня-молитва о возвращении тех, кто покоряет космические вершины в одиночестве вдали от своих любимых.
«Надежда» Неувядающий хит из репертуара певицы Анны Герман, который потом исполняли Лев Лещенко и Эдита Пьеха. В 2015 году социологическое исследование установило, что текст «Надежды» занимает 10-место в хит-параде самых популярных в России стихотворных строк, включавшем также русскую и мировую классику. Изначально песня была гимном космонавтов, а потом стала гимном всех оптимистов.
«Как молоды мы были» Наиболее известна версия песни в исполнении Александра Градского. Во время съемок фильма «Романс о влюбленных» на «Мосфильме» к Градскому подошел знакомый звукорежиссер Виктор Бабушкин и попросил записать песню для другого кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» Юрия Борецкого. Тогда-то Градский и познакомился с Александрой Пахмутовой. Но песня Александру Борисовичу сначала не подошла. Градский попросил немного переписать композицию и спеть третий куплет на октаву выше. И Александра Пахмутова изменила аранжировку композиции специально для голоса Градского. Редкий случай — обычно Александра Николаевна строга с исполнителями. Песня вошла в фильм и репертуар Александра Градского.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» Песня родилась в 1962 году в Братске, во время творческой поездки Александры Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова по Сибири. «В Сибирь, за песнями» — назвали свою поездку участники. Это Добронравов подарил метафору «зеленое море тайги». А в 1960-х годах песня стала «своеобразным гимном комсомольцев».
«Трус не играет в хоккей» Невозможно представить себе советский и российский хоккей без этой композиции. В 70-е годы под нее все мальчишки учились играть в хоккей. В то время наши одерживали блистательные победы — это игры с канадцами, первые международные победы великих тренеров, которые и вдохновили Николая Добронравова, Сергея Гребенникова и Александру Пахмутову на создание этого хита — спортивного гимна. «Тему про „Трусов в хоккее“ сразу полюбили все, — вспоминал знаменитый хоккеист Владислав Третьяк. — И болельщики, и хоккеисты. Нам она нравилась, потому что вела в бой, бросала вызов всему, поднимала спортивный энтузиазм. И слова Николая Добронравова были, конечно, шикарны. Пробирали до дрожи».
авт. Наталья Соколова Да разве сердце позабудет: не стало Николая ДобронравоваНе будет большим преувеличением сказать, что Николай Добронравов — последний по-настоящему великий поэт-песенник нашей страны. Это человек с на удивление «говорящей» фамилией, отражавшей глубинную духовную сущность ее обладателя. Порой бывает любопытно проследить, насколько ладные, благозвучные с фонетической точки зрения имена соответствуют масштабу самой личности. Хочется верить, что в данном случае — это не просто совпадение. Кому, как не человеку по фамилии Добронравов, сочетающей в себе мудрость и доброту, спокойствие и уверенность, судьба должна была поручить почетную и ответственную миссию: выступить поэтическим летописцем главных страниц нашей современности — как героических, славных ее моментов, так и не самых достойных. И если окинуть взглядом недавнее в исторической ретроспективе прошлое, можно не без гордости признать: с этой сложной ролью Николай Николаевич справился превосходно. Советский Союз был богат мастерами художественного рифмованного слова. И даже если оставить в стороне «серьезных» поэтов, то есть тех, которые специально текстов для песен в общем-то не писали, то одних только поэтов-песенников любой, кому посчастливилось засвидетельствовать расцвет отечественной песенной культуры, может навскидку вспомнить не менее десяти. Но даже на том славном фоне, где тон задавали Леонид Дербенев и Роберт Рождественский, Михаил Танич и Игорь Шаферан, Михаил Матусовский и Анатолий Поперечный, фигура Николая Добронравова всегда была весьма значимой. Пожалуй, никто другой, как этот уроженец Ленинграда, столь последовательно и достойно, красочно, громогласно и в то же время трогательно не воспел в своих стихах Родину. Поражает не только качество созданных поэтом текстов, но и их количество. Ни одному нашему поэту второй половины ХХ века не принадлежит столько выдающихся, положенных на музыку произведений, сколько их вышло из-под пера Николая Николаевича. Его поэзия зиждилась на трех основных «китах»: обезоруживающей актуальности, подкупающей доходчивости и удивительной разносторонности. Будучи современником и очевидцем всех основных, происходивших в стране во второй половине ХХ — начале ХХI века событий (Великая Отечественная война, большие комсомольские стройки, начало космической эры, победы советского спорта, перестройка и ее агония, распад СССР и последовавшее за лихими девяностыми возрождение государства), поэт метко отражал их в своих произведениях. Делал это с восхитительной ловкостью: казалось, мастер с проворством жонглера и наблюдательностью акына выдает рифмованные иллюстрации окружающей действительности. Конечно, простота эта кажущаяся: образности, глубины, философичности стихотворным полотнам Николая Николаевича тоже было не занимать. Палитра добронравовских красок казалась поистине безграничной, лира поэта пела на все лады. Восторженный героический пафос («И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна», «Наша Родина — революция») соседствовал с проникновенными, чувственными строками («Я не могу иначе», «Нежность», «Нам не жить друг без друга»). Молодежные («Яростный стройотряд»), спортивные («Трус не играет в хоккей»), задумчивые («Да разве сердце позабудет»), военные («Малая земля»)... Можно предположить, что немалую роль в подобной разноплановости и, в хорошем смысле слова, «всеядности» поэта сыграло то обстоятельство, что он — «родом из театра». Николай Николаевич окончил Школу-студию имени Владимира Немировича-Данченко, был артистом Московского театра юного зрителя, много ездил по стране, набираясь опыта, который в дальнейшем ему пригодился при написании стихов. Натура артистическая, Добронравов выстраивал песню по законам драматургии: подобно характерному актеру, он старался, что называется, «влезть в шкуру» других людей, освоить порой противоположный собственному человеческий характер. Николаю Добронравову одинаково хорошо удавались словесные портреты строителей и сталеваров, летчиков и космонавтов, геологов и путешественников, военных и спортсменов, мечтателей-романтиков и простых трудяг... Нельзя не отметить, что автору бессмертных «Белоруссии» и «Беловежской пущи», «Мелодии» и «Звездопада», «Птицы счастья» и «Улицы мира», «Надежды» и «Доброй сказки», «Героев спорта» и «Команды молодости нашей» необычайно повезло. Стихи Добронравова мгновенно находили путь к самому широкому слушателю, поскольку нанизывались они на изумительные мелодии Александры Николаевны Пахмутовой, без малого семьдесят лет являвшейся супругой и основным соавтором поэта. Не исключено, что этот удивительный творческий тандем — главное достояние отечественной эстрады. Его можно считать уникальным в мировом масштабе: ни один семейный альянс не мог похвастать таким блистательным художественным уровнем, помноженным на столь завидное творческое долголетие...
Убежденный патриот, человек, почти целиком посвятивший свой поэтический дар воспеванию СССР, Николай Николаевич болезненно переживал распад великой страны. И, кажется, до конца примириться с этим так и не смог. Вероятно, поэтому в последние десятилетия Добронравов стихов к песням почти не писал. Лирика последних лет поэта являет слушателю жесткого, порой даже резкого, саркастичного, иногда обличающего, но при этом ностальгирующего и отчаянно досадующего человека. Раздумьям о нашей действительности, изменившейся — во многом к худшему — жизни, девальвированных ценностях, пошатнувшихся устоях посвящена большая часть последних сочинений Николая Николаевича... Некоторые фразы из его стихов, созданных несколько лет назад, тогда звучали до дрожи пророчески, а сейчас воспринимаются чуть ли не до оторопи актуально: И снова планета в бреду и во мгле И солнце неласково светит... И снова, и снова на нашей земле — Убитые русские дети. Пришла на планету безбожная рать. Глаза их и души — пустые... Скажите — возможно святых убивать? Ведь малые дети — святые! Малышка у мамы — единственный сын... Убит он осколком снаряда. Играл... Не расслышал он крика «Бежим!», Когда началась канонада... Добронравов почти всегда попадал в точку. «Светом солнца озарены, светом правды своей сильны», — писал Николай Николаевич в одной из своих известнейших песен. Думается, эта фраза превосходно обобщает саму суть стихов Добронравова. Он бесконечно любил Россию, а она ему отвечала — и всегда будет отвечать — взаимностью... авт. Денис Бочаров Николай Николаевич Добронравов будет похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Поэт и жил неподалеку — на Комсомольском проспекте. На нашем сайте читайте также:
|
|