НА КАЛЕНДАРЕ

Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом

По инф. СМИ   
18 Сентября 2023 г.

Николай Добронравов был во всех смыслах большим поэтом. Высокий, статный, в молодости увлекавшийся спортом, и даже снявшийся в двух кинофильмах, не любивший появляться на светских раутах или деловых мероприятиях, а уж без жены Александры Пахмутовой, — и тем более. Немногословный, особенно с незнакомыми людьми. Обычно отказывавшийся от интервью даже в юбилеи. Зато, кажется, всегда имеющий в кармане записную книжку для стихов.

Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом

Эти песни — «Трус не играет в хоккей», «Надежда», «Как молоды мы были», «Нежность», «Беловежская пуша», «Главное ребята, сердцем не стареть», «Мелодия» и многие другие — бренд советской и российской эстрады. Ее совесть, душевность, тепло, история развития страны и всех нас. А дуэт поэта Николая Добронравова и композитора Александры Пахмутовой — редкий пример, когда и любовь, и творческий союз дополняли друг друга и шли рука об руку. С 1956 года, в течение 67 лет! Даря нам всем песни, где качественные музыка и поэзия тоже всегда были рядом, подпитывая и вдохновляя одна другую.

Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом

  • Фото: Константин Завражин, РГ

Накануне 90-летия Николай Николаевич все-таки рассказал: «Мы с женой все время в работе, сочиняем. Настоящее удовольствие от жизни получаешь только тогда, когда ты занят любимым делом!».

А размышляя про семью и любимую женщину, вспомнил цитату из своей любимой книги Сент-Экзюпери (у Пахмутовой и Добронравова есть и одноименная песня — «Маленький принц»): «Любить — значит смотреть в одном направлении».

В 2021 году поэт перенес коронавирус. Его окружение сообщило, что после этого он и «начал сдавать». Продолжал писать, причем не только стихи для песен, а и для себя, потому что жил поэзией и не мог ее не писать. Как это, собственно, всегда и бывает у действительно больших поэтов.

В последнее время Николай Николаевич тяжело болел, все лето находился под постоянным контролем врачей, а в конце августа был госпитализирован в реанимацию одной из московских больниц.

У Добронравова была большая, интересная человеческая судьба, без которой, наверное, не было бы многих его стихов. Поэт много поездил по большим сибирским стройкам, любил бывать у геологов, на Севере и Дальнем Востоке. Писал пьесы для детей, дружил со спортсменами (до сих пор многие спорят, кто же первым сказал фразу «Трус не играет в хоккей» — Добронравов или спортивный комментатор Николай Озеров), окончил педагогический вуз, любил бывать в разных городах и в итоге написал гимны Магнитогорска, Воркуты, Ярославля. А за участие в подготовке посвященного Олимпиаде-80 фильма «О спорт, ты — мир!» Добронравову была присуждена Государственная премия СССР.

Да, бывало, сочинял и «на заказ», к конкретным большим событиям в жизни страны. Так появились «До свиданья, Москва, до свиданья» (песня закрытия Олимпиады-80 в Москве, которую пел Лев Лещенко, пока ее талисман — олимпийский мишка — улетал из чаши стадиона «Лужники»), «И вновь продолжается бой» и «Только так победим». Но и они получились хитовыми, честными, актуальными и востребованными и сегодня. Их исполняют уже новые поколения артистов.

Пусть так будет и дальше.

авт. Александр Алексеев

Пять песен поэта, которые мы знаем наизусть

Творческий тандем Николая Добронравова с супругой, композитором Александрой Пахмутовой рождал хиты, которые поют до сих пор. Композитор и поэт познакомились в 1956-м году — их первая встреча прошла на детском радио, где они записывали песню «Лодочка моторная». С тех пор супруги не расставались. Давайте вспомним самые известные песни Добронравова-Пахмутовой.

«Нежность»

Песня, которую все помнят по первой строчке «Опустела без тебя земля». Она стала главной музыкальной темой в фильме «Три тополя на Плющихе». Посвящена «Нежность» летчикам-космонавтам. Александра Пахмутова познакомилась с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным в январе 1964 года. С тех пор композитор и космонавт дружили. «Нежность» — песня-молитва о возвращении тех, кто покоряет космические вершины в одиночестве вдали от своих любимых.

«Надежда»

Неувядающий хит из репертуара певицы Анны Герман, который потом исполняли Лев Лещенко и Эдита Пьеха. В 2015 году социологическое исследование установило, что текст «Надежды» занимает 10-место в хит-параде самых популярных в России стихотворных строк, включавшем также русскую и мировую классику. Изначально песня была гимном космонавтов, а потом стала гимном всех оптимистов.

«Как молоды мы были»

Наиболее известна версия песни в исполнении Александра Градского. Во время съемок фильма «Романс о влюбленных» на «Мосфильме» к Градскому подошел знакомый звукорежиссер Виктор Бабушкин и попросил записать песню для другого кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» Юрия Борецкого. Тогда-то Градский и познакомился с Александрой Пахмутовой. Но песня Александру Борисовичу сначала не подошла. Градский попросил немного переписать композицию и спеть третий куплет на октаву выше. И Александра Пахмутова изменила аранжировку композиции специально для голоса Градского. Редкий случай — обычно Александра Николаевна строга с исполнителями. Песня вошла в фильм и репертуар Александра Градского.

«Главное, ребята, сердцем не стареть»

Песня родилась в 1962 году в Братске, во время творческой поездки Александры Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова по Сибири. «В Сибирь, за песнями» — назвали свою поездку участники. Это Добронравов подарил метафору «зеленое море тайги». А в 1960-х годах песня стала «своеобразным гимном комсомольцев».

«Трус не играет в хоккей»

Невозможно представить себе советский и российский хоккей без этой композиции. В 70-е годы под нее все мальчишки учились играть в хоккей. В то время наши одерживали блистательные победы — это игры с канадцами, первые международные победы великих тренеров, которые и вдохновили Николая Добронравова, Сергея Гребенникова и Александру Пахмутову на создание этого хита — спортивного гимна. «Тему про „Трусов в хоккее“ сразу полюбили все, — вспоминал знаменитый хоккеист Владислав Третьяк. — И болельщики, и хоккеисты. Нам она нравилась, потому что вела в бой, бросала вызов всему, поднимала спортивный энтузиазм. И слова Николая Добронравова были, конечно, шикарны. Пробирали до дрожи».

авт. Наталья Соколова

Да разве сердце позабудет: не стало Николая Добронравова

Не будет большим преувеличением сказать, что Николай Добронравов — последний по-настоящему великий поэт-песенник нашей страны.

Это человек с на удивление «говорящей» фамилией, отражавшей глубинную духовную сущность ее обладателя. Порой бывает любопытно проследить, насколько ладные, благозвучные с фонетической точки зрения имена соответствуют масштабу самой личности. Хочется верить, что в данном случае — это не просто совпадение.

Кому, как не человеку по фамилии Добронравов, сочетающей в себе мудрость и доброту, спокойствие и уверенность, судьба должна была поручить почетную и ответственную миссию: выступить поэтическим летописцем главных страниц нашей современности — как героических, славных ее моментов, так и не самых достойных. И если окинуть взглядом недавнее в исторической ретроспективе прошлое, можно не без гордости признать: с этой сложной ролью Николай Николаевич справился превосходно.

Советский Союз был богат мастерами художественного рифмованного слова. И даже если оставить в стороне «серьезных» поэтов, то есть тех, которые специально текстов для песен в общем-то не писали, то одних только поэтов-песенников любой, кому посчастливилось засвидетельствовать расцвет отечественной песенной культуры, может навскидку вспомнить не менее десяти. Но даже на том славном фоне, где тон задавали Леонид Дербенев и Роберт Рождественский, Михаил Танич и Игорь Шаферан, Михаил Матусовский и Анатолий Поперечный, фигура Николая Добронравова всегда была весьма значимой.

Пожалуй, никто другой, как этот уроженец Ленинграда, столь последовательно и достойно, красочно, громогласно и в то же время трогательно не воспел в своих стихах Родину. Поражает не только качество созданных поэтом текстов, но и их количество. Ни одному нашему поэту второй половины ХХ века не принадлежит столько выдающихся, положенных на музыку произведений, сколько их вышло из-под пера Николая Николаевича.

Его поэзия зиждилась на трех основных «китах»: обезоруживающей актуальности, подкупающей доходчивости и удивительной разносторонности. Будучи современником и очевидцем всех основных, происходивших в стране во второй половине ХХ — начале ХХI века событий (Великая Отечественная война, большие комсомольские стройки, начало космической эры, победы советского спорта, перестройка и ее агония, распад СССР и последовавшее за лихими девяностыми возрождение государства), поэт метко отражал их в своих произведениях. Делал это с восхитительной ловкостью: казалось, мастер с проворством жонглера и наблюдательностью акына выдает рифмованные иллюстрации окружающей действительности. Конечно, простота эта кажущаяся: образности, глубины, философичности стихотворным полотнам Николая Николаевича тоже было не занимать.

Палитра добронравовских красок казалась поистине безграничной, лира поэта пела на все лады. Восторженный героический пафос («И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна», «Наша Родина — революция») соседствовал с проникновенными, чувственными строками («Я не могу иначе», «Нежность», «Нам не жить друг без друга»). Молодежные («Яростный стройотряд»), спортивные («Трус не играет в хоккей»), задумчивые («Да разве сердце позабудет»), военные («Малая земля»)...

Можно предположить, что немалую роль в подобной разноплановости и, в хорошем смысле слова, «всеядности» поэта сыграло то обстоятельство, что он — «родом из театра». Николай Николаевич окончил Школу-студию имени Владимира Немировича-Данченко, был артистом Московского театра юного зрителя, много ездил по стране, набираясь опыта, который в дальнейшем ему пригодился при написании стихов. Натура артистическая, Добронравов выстраивал песню по законам драматургии: подобно характерному актеру, он старался, что называется, «влезть в шкуру» других людей, освоить порой противоположный собственному человеческий характер.

Николаю Добронравову одинаково хорошо удавались словесные портреты строителей и сталеваров, летчиков и космонавтов, геологов и путешественников, военных и спортсменов, мечтателей-романтиков и простых трудяг...

Нельзя не отметить, что автору бессмертных «Белоруссии» и «Беловежской пущи», «Мелодии» и «Звездопада», «Птицы счастья» и «Улицы мира», «Надежды» и «Доброй сказки», «Героев спорта» и «Команды молодости нашей» необычайно повезло. Стихи Добронравова мгновенно находили путь к самому широкому слушателю, поскольку нанизывались они на изумительные мелодии Александры Николаевны Пахмутовой, без малого семьдесят лет являвшейся супругой и основным соавтором поэта. Не исключено, что этот удивительный творческий тандем — главное достояние отечественной эстрады. Его можно считать уникальным в мировом масштабе: ни один семейный альянс не мог похвастать таким блистательным художественным уровнем, помноженным на столь завидное творческое долголетие...

Николай Добронравов: Настоящее удовольствие от жизни получаешь тогда, когда занят любимым делом

  • Фото: РИА Новости

Убежденный патриот, человек, почти целиком посвятивший свой поэтический дар воспеванию СССР, Николай Николаевич болезненно переживал распад великой страны. И, кажется, до конца примириться с этим так и не смог. Вероятно, поэтому в последние десятилетия Добронравов стихов к песням почти не писал. Лирика последних лет поэта являет слушателю жесткого, порой даже резкого, саркастичного, иногда обличающего, но при этом ностальгирующего и отчаянно досадующего человека. Раздумьям о нашей действительности, изменившейся — во многом к худшему — жизни, девальвированных ценностях, пошатнувшихся устоях посвящена большая часть последних сочинений Николая Николаевича...

Некоторые фразы из его стихов, созданных несколько лет назад, тогда звучали до дрожи пророчески, а сейчас воспринимаются чуть ли не до оторопи актуально:

И снова планета в бреду и во мгле

И солнце неласково светит...

И снова, и снова на нашей земле —

Убитые русские дети.

Пришла на планету безбожная рать.

Глаза их и души — пустые...

Скажите — возможно святых убивать?

Ведь малые дети — святые!

Малышка у мамы — единственный сын...

Убит он осколком снаряда.

Играл... Не расслышал он крика «Бежим!»,

Когда началась канонада...

Добронравов почти всегда попадал в точку. «Светом солнца озарены, светом правды своей сильны», — писал Николай Николаевич в одной из своих известнейших песен. Думается, эта фраза превосходно обобщает саму суть стихов Добронравова. Он бесконечно любил Россию, а она ему отвечала — и всегда будет отвечать — взаимностью...

авт. Денис Бочаров

Николай Николаевич Добронравов будет похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Поэт и жил неподалеку — на Комсомольском проспекте.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!