НА КАЛЕНДАРЕ

Немного о патриотизме

А. Д. ТАБАЧНИК   
12 Февраля 2022 г.

1102 9 1a

Тема патриотизма в философском аспекте – очень серьезная и обширная тема, выходящая за рамки контекста данной статьи. Однако большая значимость патриотизма как духовной субстанции, то есть реально существующего человеческого чувства (подобного любви, восхищению, гордости) не позволяет замалчивать патриотизм и его роль в общественной жизни.

Немного о патриотизме

Существует множество мнений о том, что же такое патриотизм. Рассмотрим некоторые из них, наиболее близкие нашему пониманию.

Согласно Википедии, «патриоти́зм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее». Наш великий писатель и гуманист Лев Толстой следующим образом выразил свое толкование патриотизма: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти». (Неожиданно – не правда ли?..)

Интересную позицию по отношению к патриотизму занимают некоторые известные литераторы-публицисты, считающие, что показной патриотизм почти вплотную приблизился к национальному экстремизму, ксенофобии и расизму. Считаю полезным для любознательных читателей, интересующихся этой темой, прочесть в интернете статью известного российского писателя Александра Лаптева о патриотизме. Уместно вспомнить бессмертные строки стихотворения Михаила Лермонтова «Родина», чтобы понять смысл не так называемого квасного, а истинного патриотизма и любви к своей стране – без напыщенной гордости и кликушества о ее величии.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез;

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков…

Приведу также высказывание одного видного российского литературоведа о динамике ментальности нашего великого поэта: «В позднем периоде творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Присущее ему в юности бунтарство и открытый протест сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью на благо Отчизны, то в этом стихотворении его любовь к Родине выражается в более умеренных и естественных тонах, приближенных к общенародному ощущению и восприятию своего родного жизненного пространства и созвучных многим строкам подлинно патриотических стихотворений Пушкина».

Обратимся снова к высказыванию о патриотизме президента России В. В. Путина в его очередном выступлении на валдайском форуме в 2019 году.

«Суверенитет, самостоятельность, целостность России – безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов, дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех ее участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова».

Принципиально важным вопросом в определении принадлежности своих чувств к патриотизму является отношение к нему власть имущих и простого народа. Известен марксистский тезис: «Бытие определяет сознание». Думаю, что бытие в значительной степени определяет не только сознание, но и душевный склад человека, его чувства и отношение к той среде, в которой он и его потомство живут и мечтают жить. Ведь Маркс и Энгельс за счет фабричных доходов Энгельса довольно зажиточно проживали на своей родине – в Германии. Однако духовный климат этой страны, «германский дух», заставил их эмигрировать в «страну законов» – Англию, где жить было свободнее для их творчества…

Российскому «пролетарию умственного труда», по-нашему – интеллигенту, в современном российском обществе жить очень непросто. Даже при полном материальном достатке специалисты умственного труда, с высшим образованием и почетным званием испытывают неугасающий духовный дискомфорт, задаваясь вопросом: «С кем ты?.. С народом или с властью?» Нарастающая несвобода слова, усиливающиеся ограничения прав граждан и расширение прав административных органов, чрезмерная бюрократизация деловых отношений буквально во всех сферах жизни, политизация информационного пространства и безудержная политическая пропаганда в сочетании с непобедимой коррупцией, а также грандиозный масштаб мошенничества всех видов и масса жизненно важных нерешенных государственных проблем создают в стране атмосферу недовольства существующим уровнем и образом жизни у большинства населения России и неверия в лучшее будущее всего народа…

Нарастающие волны эмиграции в Европу и Америку талантливой российской молодежи и приток малограмотной рабочей силы из бывшего СНГ – это грозные симптомы демографической и социальной стагнации нашего общества, которую не может остановить российский истеблишмент без коренных демократических реформ в политической, экономической и культурной сферах. Одной силой – типа сталинской воли и культа личности – разрубить наш российский «гордиев узел» не удастся даже Путину… В этих условиях и обстоятельствах роль патриотизма, к сожалению, сводится к нулю. И никакие призывы и имперские амбиции, претензии на геополитическое равноправие великих держав не изменят существующее положение. Только коренное и всестороннее улучшение внутренней политики может зажечь свет в конце тоннеля!..

Понятно, что любая власть крайне заинтересована в прививке массовому общественному сознанию чувства патриотизма. Но какое?.. Вся проблема в том, чтобы этот патриотизм был естественным, а не «квасным», насаждаемым политическими методами и перерождающимся во враждебное отношение ко всякого рода «инородцам»…

Именно таким искусственным (пропагандистским) способом у простых людей зарождается и сопровождает их по всему жизненному пути искаженное чувство патриотизма, чему будет способствовать пресловутый единый учебник истории…

Все же я убежден, что истинные патриоты своей страны не должны предаваться унынию. Это люди, гордящиеся не только историей своей страны, но гордящиеся результатами своего труда, достижениями своего поколения, достижениями своей деревни, города, в которых учились и работали, достижениями отечественной культуры, уровнем жизни современных ему соотечественников, состоянием окружающей природной среды, нравственной атмосферой в современном ему обществе, справедливыми социальными отношениями в стране...

Именно при таком подходе к понятию патриотизма, только на этой основе, должна продолжаться и закончиться относительным консенсусом, то есть взаимным примирением и согласием, дискуссия об истории государства Российского и преподавании этого важнейшего предмета подрастающему поколению. Именно такой электорат сегодня нужен нашему истеблишменту, а не «квасные патриоты»; только с ними можно оздоровить наше общество!

Нелишне вспомнить, что несмотря на значительное применение принудительного труда в «архипелаге Гулаге» и на крупнейших стройках периода индустриализации страны, как много трудовых достижений было совершено в советскую эпоху на волнах подлинного патриотизма: освоение целинных и залежных земель (в котором, кстати, мне посчастливилось активно участвовать), строительство БАМА, «Магнитка», Днепрогэс, послевоенное восстановление разрушенного народного хозяйства страны и т. д. Огромный, воистину исторический вклад в эти героические деяния внесли комсомольцы – подлинные патриоты нашего Отечества.

Кроме наших воинов, воистину неоценимый трудовой и духовный вклад в Великую Победу над гитлеровским фашизмом внесли советские люди в тылу. Это был истинный патриотический позыв, чему я сам был свидетелем, лично участвуя в 1944 году, после освобождения Украины от фашистов, в восстановлении народного хозяйства. Тогда женщины ни в какой жизненной сфере не уступали мужчинам, даже вынашивая в себе новое, послевоенное потомство…

Творческое наследие Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1841 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики XIX века.

В этом искреннем патриотическом порыве любви к Родине поэта нет ни тени гордыни за свою страну, намека на ее величие как на исток своих чувств.

Вместе с тем, в его знаменитом стихотворении «Бородино» явно чувствуется восхищение героизмом народа в Отечественной войне 1812 года. В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в тот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Из этого следует, что гордость за великие деяния предыдущих поколений – это неотъемлемое чувство многих истинных патриотов своей страны. Здесь только важно твердо знать – действительно ли эти деяния были великими или их величие мифологизировано историками и политиками… Разобраться учащимся школ в этой дилемме на уровне единого школьного учебника истории практически невозможно!

Поэтому всякая неправдивая информация из этого единого учебника, усвоенная подрастающим поколением в школе, в сознательном возрасте вызовет у них идеологическую раздвоенность мышления: то ли непоколебимую (почти фанатичную) веру в подлинность исторического события и его великой роли, то ли разочарование и последующий нигилизм в отношении истории как науки и авторов такой искаженной истории.

Как разительно отличается лермонтовский патриотизм от политического базара, которым командует на первом канале телеведущий Владимир Соловьев, и где каждый политикан за весьма приличную плату старается переплюнуть друг друга в очернении Америки и захлебывается в восторге от отечественной силы и величия… Кстати, о США. В этой молодой стране с историей тоже не все благополучно. Так сказать, имеются свои джунгли, свои дебри… Достаточно упомянуть истребление и изгнание со своих исконных земель индейцев, чудовищный размах работорговли и угнетение негров, кровавую и жестокую гражданскую войну, а позднее – бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, войну во Вьетнаме… Но надо отдать должное многим американским ученым и общественным деятелям, которые честно и объективно стараются разобраться в своих исторических дебрях и открыто выносят на обсуждение общества все болезненные вопросы…

У нас же история как предмет изучения и идеологический инструмент целиком попала под влияние политики и власть политиков. Будем надеяться, что настоящие российские историки честно и правдиво, по «гамбургскому счету», разберутся, наконец, с историей нашей великой страны и утихомирят политический истеблишмент…

  • Расскажите об этом своим друзьям!