НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-16-
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения...
2025-08-12-03-09-50
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной...
2025-08-14-12-01-45
5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
2025-08-22-03-21-35
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение...
2025-08-22-02-04-50
«Американские горки» российской истории.

«Наш паровоз вперед лети!»

27 Ноября 2014 г.

В юности я работал на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Был осветителем, помощником кинооператора, администратором – в общем подручным. Помогал известным операторам и режиссерам. Это было моей фоторепортерской школой. Командировки у меня были самые разные, в отдаленные и романтические места по всей огромной Восточной Сибири. Наша студия выпускала тогда по 48-50 киножурналов в год – заказные учебные, научно-популярные фильмы. Сегодня нам видео-новости вместо кинохроники каждое утро и вечер вещает телевидение.

Хочется вспомнить об одной памятной киносъемке. Было это в Бурятии. Меня командировали в помощники к большому мастеру-кинохроникёру, известному всей стране Осману Зеки. Отсняли мы несколько эпизодов для журнала, и, чувствую, у шефа что-то вырисовывается интересное о нашей знаменитой Восточно-Сибирской железной дороге. Машинист первого класса Семён Дмитриевич Асеев водил тогда курьерские поезда и был награжден Орденом Ленина. Снимали мы его дома, с друзьями на отдыхе, в депо. Надо было ещё показать машиниста в рейсе в кабине паровоза на каком-нибудь перегоне. Проехали один перегон, второй, третий. Всё что-то не то. И вот мой шеф решил показать что-то необычное. Надо заметить, что его авторитет и мастерство были настолько высоки, что он договаривается с большим начальством пустить два поезда по двум путям... в одном направлении. Один ведёт наш орденоносец, на другом – мы следуем параллельным курсом. Наш поезд – съемочная площадка на платформе и двумя гружёными платформами, чтобы нас не болтало на скорости.

Диспетчеры, начальники станций, стрелочники – все знали, что от станции Улан-Уде будет проходить съёмка и два состава будут идти в одном направлении. Даже при съёмках художественных фильмов железнодорожники отводили специальные участки пути или тупики для подобных сцен, а тут такое – на главной, действующей, транссибирской! (Всё-таки высокий авторитет был у документального кино).

Наши поезда двинулись на запад, а это значит – нужно было проехать по мосту через крупную реку Селенгу. Для кинохроникеров благодать: пейзажи, таёжные распады, река, формы мостовых переходов... На нашей платформе мы шли то впереди от курьерского, то сзади, то вровень с нашим героем. На приличной скорости влетаем на мост. Людей, охранявших мост, не предупредили, что по нему будут следовать два поезда в одном направлении. Охранник был настолько ошеломлён, что пока мы проходили мост, он только успел нажать кнопку, послав сигнал своему напарнику с противоположной стороны моста. Тот увидел два паровоза, снимающую братию с нацеленными камерами и, не успев ничего понять, бабахнул очередь из автомата. Хорошо, что стрелял в небо, но мы все, конечно, очень испугались.

От станции Дивизионная мы возвращались счастливыми уже не спеша – сюжет о машинисте за работой, кажется, получился. Его потом показали в нашем киножурнале «Восточная Сибирь» и в центральном всесоюзном «Новости дня». Там его даже отметили, признав отличным материалом.

Обаятельный, трудолюбивый Семён Дмитриевич Асеев мне запомнился на всю жизнь. Он свой заслуженный орден носил и на работе, на паровозе. Металлическую колонку с лентой он цеплял за лацкан фирменного кителя, а сом орден с изображением Ленина опускал в карман, чтобы не потерять и не испачкать вождя. Не удивляйтесь читатель, ибо всё это было в середине прошлого века и, вроде как, в другой стране. А кажется совсем недавно...

  • Расскажите об этом своим друзьям!