НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

«Наш паровоз вперед лети!»

27 Ноября 2014 г.

В юности я работал на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Был осветителем, помощником кинооператора, администратором – в общем подручным. Помогал известным операторам и режиссерам. Это было моей фоторепортерской школой. Командировки у меня были самые разные, в отдаленные и романтические места по всей огромной Восточной Сибири. Наша студия выпускала тогда по 48-50 киножурналов в год – заказные учебные, научно-популярные фильмы. Сегодня нам видео-новости вместо кинохроники каждое утро и вечер вещает телевидение.

Хочется вспомнить об одной памятной киносъемке. Было это в Бурятии. Меня командировали в помощники к большому мастеру-кинохроникёру, известному всей стране Осману Зеки. Отсняли мы несколько эпизодов для журнала, и, чувствую, у шефа что-то вырисовывается интересное о нашей знаменитой Восточно-Сибирской железной дороге. Машинист первого класса Семён Дмитриевич Асеев водил тогда курьерские поезда и был награжден Орденом Ленина. Снимали мы его дома, с друзьями на отдыхе, в депо. Надо было ещё показать машиниста в рейсе в кабине паровоза на каком-нибудь перегоне. Проехали один перегон, второй, третий. Всё что-то не то. И вот мой шеф решил показать что-то необычное. Надо заметить, что его авторитет и мастерство были настолько высоки, что он договаривается с большим начальством пустить два поезда по двум путям... в одном направлении. Один ведёт наш орденоносец, на другом – мы следуем параллельным курсом. Наш поезд – съемочная площадка на платформе и двумя гружёными платформами, чтобы нас не болтало на скорости.

Диспетчеры, начальники станций, стрелочники – все знали, что от станции Улан-Уде будет проходить съёмка и два состава будут идти в одном направлении. Даже при съёмках художественных фильмов железнодорожники отводили специальные участки пути или тупики для подобных сцен, а тут такое – на главной, действующей, транссибирской! (Всё-таки высокий авторитет был у документального кино).

Наши поезда двинулись на запад, а это значит – нужно было проехать по мосту через крупную реку Селенгу. Для кинохроникеров благодать: пейзажи, таёжные распады, река, формы мостовых переходов... На нашей платформе мы шли то впереди от курьерского, то сзади, то вровень с нашим героем. На приличной скорости влетаем на мост. Людей, охранявших мост, не предупредили, что по нему будут следовать два поезда в одном направлении. Охранник был настолько ошеломлён, что пока мы проходили мост, он только успел нажать кнопку, послав сигнал своему напарнику с противоположной стороны моста. Тот увидел два паровоза, снимающую братию с нацеленными камерами и, не успев ничего понять, бабахнул очередь из автомата. Хорошо, что стрелял в небо, но мы все, конечно, очень испугались.

От станции Дивизионная мы возвращались счастливыми уже не спеша – сюжет о машинисте за работой, кажется, получился. Его потом показали в нашем киножурнале «Восточная Сибирь» и в центральном всесоюзном «Новости дня». Там его даже отметили, признав отличным материалом.

Обаятельный, трудолюбивый Семён Дмитриевич Асеев мне запомнился на всю жизнь. Он свой заслуженный орден носил и на работе, на паровозе. Металлическую колонку с лентой он цеплял за лацкан фирменного кителя, а сом орден с изображением Ленина опускал в карман, чтобы не потерять и не испачкать вождя. Не удивляйтесь читатель, ибо всё это было в середине прошлого века и, вроде как, в другой стране. А кажется совсем недавно...

  • Расскажите об этом своим друзьям!