НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

На пороге гибели от жадности стоит весь западный мир

26 Июня 2015 г.

Труд создал из обезьяны человека. Это хорошо — с человеческой точки зрения. Точка зрения обезьян неизвестна.

75 лет назад, 26 июня 1940 года, специальным указом Президиума Верховного Совета СССР в нашей стране были введены восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя (шесть рабочих дней, один выходной). До этого люди отдыхали каждые пять дней, чтобы выходной не приходился на воскресенье. Пожертвовав борьбой с религиозными пережитками, правительство увеличило количество рабочих часов примерно на 30 в месяц. Без изменения оплаты труда.

Рабочие и служащие встретили указ с пониманием. Хотя, как сообщал газетный фельетонист, «иногда в общем согласном хоре воодушевления кое-где прорывается чуждый нам голос. Так, например, на одном предприятии выступала работница Михальченок. Она, видите ли, не согласна с новым порядком работы. Ее заявление было встречено громким смехом».

Надо сказать, эта Михальченок легко отделалась. Например, другая работница, Ремизова, потребовала у администрации завода расчет из-за того, что не согласна с условиями труда. За это ее приговорили к четырем месяцам тюрьмы и немедленно после судебного заседания взяли под стражу.

Только за вторую половину 1940 года за прогулы и опоздания было осуждено более 2 миллионов человек. С нарушителями трудовой дисциплины не церемонились. Сегодня абсолютно ясно, что руководство страны понимало неизбежность приближающейся войны и пыталось срочно подготовить экономику к предстоящим испытаниям.

Нынче времена травоядные: Россия — одна из самых «отдыхающих» стран в мире, количество выходных в году — иностранцам на зависть. А ведь задача перед ней та же, что и 75 лет назад, — выстоять в очередном мировом конфликте. И что они себе там думают наверху? Где бодрящие указы, где мобилизационная экономика?

Для модернизации российской экономики ежегодные затраты нужно увеличить на 11 трлн. рублей (в докризисном выражении). А денег этих в казне нет. Где взять? Очень просто, смотрите: наше совокупное потребление домашних хозяйств (то, что мы тратим на макароны, лекарства и так далее) составляет 22,3 трлн. рублей. Вот от них и надо отнять 11. То есть — уронить уровень жизни вдвое. Это и называется «мобилизационная экономика». Вы готовы?

Представим себе, как это — каждый месяц тратить на жизнь вдвое меньше, чем мы тратим сейчас. При том, что на оплате коммунальных услуг, электричества, транспорта сэкономить не получится. Можно, правда, не пользоваться мобильной связью и интернетом, но это выгода небольшая. Меньше и реже есть, пуще беречь и штопать одежду — вот что придется делать. Ну и заболел — умирай, естественно.

Почему же они там, наверху, до сих пор не застрелились от ужаса? Потому что у наших бывших партнеров по «перезагрузке» проблема та же.

Главная беда современной экономики (и шире — цивилизации) в том, что производство в ней зависит от потребления. Чтобы что-то производилось, у населения должна быть возможность это купить. Кто хорошо ест, тот хорошо работает — а должно быть наоборот.

Потребление — это грабли цивилизации, на которые мы с удовольствием наступили. И грабли уже в полете. Патриарх Кирилл заявил, что национальной идеей в России должно быть стремление к святости. Посмеялись, как обычно. «Чудак! Где святость — и где наши удовольствия?» А между тем, если бы я был Главным Политтехнологом, я бы эту национальную идею не только принял, но и грубо конкретизировал. Стремление к бедности (или, если угодно, к скромности, к аскетизму) — вот наша спасительная национальная идея.

Еще Бисмарк говорил, что главная сила русских — в их непритязательности. И как оказался прав впоследствии — когда у немецких танков командирское кресло кожей отделывали, а у наших «тридцатьчетверок» лист железный приварят — и в бой...

Эта наша непритязательность до сих пор подает признаки жизни. В других странах чуть какие тарифы повысят — сразу демонстрации, сразу бунт. А мы только кряхтим. Оппозиция замучилась ждать социальных взрывов. И хорошо, потому что известно, куда и кем эти взрывы будут направлены. Как говорит один мой знакомый, «Россия гибла в 1917‑м и 1991‑м не от бедности, а от жадности».

Сегодня, когда на пороге гибели от жадности стоит весь западный мир, самые высокие шансы выжить у тех, кто беднее. Недавно опубликовали результаты опроса: сколько людей готовы, случись что, идти воевать за свою страну. Мы в серединке: примерно половина готова. Мало, но все-таки больше, чем в «развитых странах», где защищать родину рвутся не больше трети граждан. А впереди — те, кто беднее. Вот такая закономерность.

Возвращаясь к 75-летнему юбилею предвоенного ужесточения режима труда, скажем так: больше работать, конечно, нужно. Но только смотря для чего. Если для того, чтобы накопить на отпуск, то от такого бега в колесе толку не будет. Получается, чтобы лучше работать, нужно хуже жить. Как это ни смешно звучит.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!