ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Что знают родители школяров о Великой Отечественной?

Андрей Тимофеев, учитель географии школы № 1811, Москва, lgz.ru   
19 Ноября 2022 г.
Изменить размер шрифта

В конце прошлого учебного года, когда проблема патриотического воспитания встала в полный рост, учитель одной из московских школ решил проверить, что же знают современные школьники о Великой Отечественной войне. Результат анонимного опроса шокировал. Дети (в опросе приняли участие 194 человека, учащиеся 5–11-х классов) путались в датах, причисляли к великим полководцам XX века Кутузова, Вещего Олега и Александра Невского, а главной книгой, описывающей Великую Отечественную, назвали «Войну и мир» Льва Толстого.

Что знают родители школяров о Великой Отечественной?

Конечно, вина школы, заточенной сегодня на подготовку к ЕГЭ, а история не входит в число обязательных экзаменов для получения аттестата, очевидна. А какова роль общества и родителей, которые также ответственны за воспитание гражданина? Что сами родители знают о Великой Отечественной войне? Задавшись этим вопросом, автор исследования провёл аналогичный опрос уже среди родителей школьников. И вот каковы его результаты.

В начале сентября в школах проводились традиционные родительские собрания, в этот раз очно (пандемия начала отступать). Воспользовавшись открывшейся возможностью встретиться с большим числом родителей, я задал им те же самые вопросы, что и ученикам. В общей сложности в анонимном опросе приняли участие 164 родителя учеников 2–9-х классов. Не только мамы и папы, но и бабушки, и дедушки. Правда, их было немного. Понятно, что полноценным научным исследованием мой опрос считать нельзя, но некоторую картину о поколении родителей создать можно.

Поразительно, но события 1812 и 1941 годов перепутались не только в головах маленьких учеников, но и у их взрослых мам и пап. Точную дату начала Великой Отечественной войны (22.06.1941) знали чуть менее 40% родителей. Больше трети помнили только год, а один человек и вовсе заблудился в веках, указав 1812 год. Назвали точную дату окончания Второй мировой войны (02.09.1945) всего 23% опрошенных.

Вот какие «фундаментальные» знания мы видим среди старшего поколения. И что в таком случае они могут передать детям? 16% опрошенных не смогли вспомнить ни одного крупного советского военачальника времён Великой Отечественной. Маршала Победы Г.К. Жукова знали 77% родителей, К.К. Рокоссовского – 16 %. Часть вспомнила К.Е. Во­рошилова, С.М. Будённого, И.В. Ста­лина, И.Н. Кожедуба, И.С. Конева и А.М. Василевского. 3% опрошенных причислили к военачальникам сороковых – В.Н. Подбельского (нарком почт и телеграфов, скончался в 1920 г.) и М.Н. Тухачевского (расстрелян в 1937 г.). Как и дети, некоторые мамы и папы перенесли в XX век и героев гораздо более ранних баталий – П.С. Нахимова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова и А.В. Суворова.

Родителям примерно по сорок лет. Значит, в школе они учились в конце восьмидесятых – начале девяностых. В то время, когда оценки отечественной истории менялись на диаметрально противоположные, каждый учитель трактовал события по-своему, а исторические личности, представленные в одном учебнике героями, в другом могли превратиться в мерзавцев. Так что путаница в головах в какой-то мере объяснима, однако незнания основных дат я понять не могу. Даже если уроки велись спустя рукава, но ведь эти же события и исторические личности фигурировали и в литературе, и в кино. Живя в России, не ведать, в чём заслуга Кутузова и Суворова, по меньшей мере странно.

Следующий вопрос касался крупнейших сражений. Здесь лидирует Курская битва – 48%, Сталинградская – 45%, битва за Москву – 29%, Севастопольская – 22%, блокада Ленинграда – 16%, взятие Берлина – 10%. Как и у учеников, были и весьма экзотические ответы. Например, Полтавское сражение, битва на Куликовом поле, Бородинское сражение. Я понимаю, что и во время Второй мировой войны на Бородинском поле (как и в 1812 году) проходили сражения, но всё же Бородинское сражение вошло в историю именно войны 1812 года, о чём написано немало эпических произведений.

Не вспомнили ни одного художественного фильма о войне 13% родителей. Больше трети не смогли назвать ни одного героя войны, а среди упомянутых оказались и Павлик Морозов, погибший в начале тридцатых, и герой романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин.

Около 3% родителей отнесли к военной прозе «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Каждый пятый в качестве примера литературы о Великой Отечественной привёл роман «Война и мир». А 7% посчитали, что всё творчество Льва Толстого связано с военной тематикой. Хорошо, пропустили урок, на котором изучалась «Война и мир». Ужаснувшись объёму произведения, не перевернули ни одной страницы, но неужели и одноимённый фильм Сергея Бондарчука не смотрели?

С военными песнями ситуация оказалась получше. Помнили и «Катюшу» (почти 60%), и «День Победы» (около 40%), и «Вставай, страна огромная», и «Синий платочек», и «Тёмная ночь». Среди авторов-исполнителей назвали К. Шульженко, И. Кобзона, М. Бернеса и группу «Любэ».

Последний вопрос касался видов вооружений (как стрелкового, так и техники), использовавшихся со стороны Советского Союза в войне 1941–1945 гг. Больше половины родителей (52%) имели весьма общее представление – танки, самолёты, ножи, винтовки, коктейль Молотова, пистолеты. 45% называли танк Т-34, четверть опрошенных – легендарную «катюшу». А вот со стрелковым оружием дела обстоят хуже. Родители (как и их дети) считают, что советские солдаты воевали автоматом Калашникова (разработан в 1947 г.)! Увы, присутствовали и фантастические ответы – револьвер системы кольт, маузер и... рапира. Возможно, отчасти это можно объяснить тем, что подавляющее большинство присутствовавших на собрании – женщины. Они по своей сути далеки от оружия.

В целом ответы родителей качественнее ученических, но всё же оставляют желать лучшего. Отчасти и этим можно объяснить низкий уровень фактических знаний и общего развития современных учеников. Что с этим делать? Лёгкого способа изменить ситуацию нет. Мне кажется, что общество должно сформировать некую внутреннюю идеологию. Это совсем не значит, что дети начиная с яслей должны ходить строем под барабанный бой, выкрикивая речовки. Всего этого должно быть в меру. Но почему бы, например, вместо уродцев не печатать на обложках тетрадей текст Государственного гимна, символику страны? А то получается такая картина: с сентября начали во всех школах поднимать Государственный флаг – но вот спеть гимн могут далеко не все ученики, они элементарно не знают текста. А если он будет на обложке, может быть, и выучат.

Впрочем, это не главное. Куда делся пласт традиционной, русской детской культуры? Где современные детские поэты, писатели? Где детское кино, которое учит доброте, любви, дружбе? Детские спектакли? Если будем думать исключительно о рентабельности, нормальное поколение не вырастим.

Где, наконец, наши доярки, хлеборобы, токари, инженеры? Одним словом – простые работяги, благодаря которым страна развивается, укрепляется, хорошеет. Где чиновники и полицейские, которые не берут взяток и работают во благо Родины? Почему отечественные СМИ с удовольствием делают репортажи о какой-нибудь проститутке и очень редко снисходят до честно и качественно выполняющих свою работу слесарей, к примеру, или парикмахеров?

Работники СМИ должны стать примером постановки правильной речи, грамотного использования терминологии. Мне, как географу, очень неприятно слышать, что в таком-то регионе плохая экология. Экология не может быть ни плохой, ни хорошей – это наука (такая же, как математика, физика, химия). Плохой может быть экологическая обстановка, улучшают экологическую ситуацию и т.д.

Надо возвращать почти забытые ныне понятия – «честь», «совесть», «стыд» и др. Как бы хорошо звучало выражение «сделано на совесть», а не «по закону вы обязаны». И вот для этого возвращения к истокам нужны фильмы и телепередачи, пропагандирующие человеческие ценности – любовь, материнство, верность, дружбу, взаимопомощь. Государство финансирует многие театральные постановки, концерты, кинофильмы, значит, вправе требовать той идеологии, которая необходима. И это нисколько не ущемление творчества, не возврат к 30-м годам прошлого века, это нормальный подход к воспитанию своего народа. Деятели культуры – слуги народа, а не звёзды. Звёздами в стране должны быть герои труда. И конечно, участники Великой Отечественной. Ещё живы те, кто ребёнком встал в те годы за станки. Вот о них должны быть кино и телепередачи. Иначе через поколение-два можем забыть и вовсе о войне как таковой, да и о своей истории.

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!