А какая она, инфляция? |
Дмитрий КИСЕЛЁВ, по материалам СМИ |
03 Августа 2024 г. |
Каждый раз, приходя в магазин, мы невольно сравниваем цены сегодняшние и вчерашние. И с огорчением отмечаем, что вчерашняя цена, пусть на немного, отличается и отнюдь не в сторону снижения. Вот это и называется инфляцией… Мы, рядовые граждане, обычно оцениваем инфляцию намного выше, чем официальная статистика, что нередко вызывает у нас вопрос о том, каков уровень инфляции на самом деле. Онлайн-опрос участников недавно прошедшего Финансового конгресса Банка России показал, что инфляция за последние 12 месяцев в среднем составила 15,7 %. Это существенно выше июньской оценки официальной инфляции в 9,2 % и гораздо выше прогноза Банка России, согласно которому инфляция вернется к целевому уровню в 4 % в 2025 году. У расхождения индивидуальных оценок потребителей и официальных данных несколько причин, а эксперименты, в которых аналитики попытались оценить инфляцию с применением новейших технологий, показали, что хотя это расхождение можно сократить, избавиться от него не получится. Оценки инфляции потребителями отличаются не только от официальных данных. Разница в восприятии инфляции весьма ощутима и между самими домохозяйствами. Так, люди, у которых есть сбережения, как правило, воспринимают инфляцию как более низкую, чем люди, у которых сбережений нет, и у первых более низкие инфляционные ожидания, чем у вторых. Например, согласно опросу фонда «Общественное мнение» в июне 2024 года, среднее значение наблюдаемой годовой инфляции у обладателей сбережений составило 12,5 %, а у домохозяйств без сбережений – 16 %. Ожидания инфляции через год также существенно различались и составили соответственно 10,3 % и 13,1 %. Одна из гипотез объясняет это разницей в уровне финансовой грамотности тех, кто делает сбережения, и тех, кто не делает, отметил директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. Но это не единственное объяснение. Дело еще в различиях и структуры потребительских корзин, и изменении цен на так называемые товары-маркеры – товары и услуги, по изменению цен на которые люди судят об инфляции в целом. «Основные товары-маркеры – продукты питания, лекарства, ЖКХ и бензин», – рассказала руководитель отдела «Социология экономической культуры» фонда «Общественное мнение» Юлия Дормидонтова. Товары-маркеры различаются в разных доходных и возрастных группах, разные они и для мужчин и женщин. Например, для группы с низкими доходами основные маркеры – продукты питания, в группе с более высокими доходами в качестве маркера появляется бензин, молодые люди в возрасте 18–30 лет среди цен, изменение которых их волнует, чаще называют электронику и бытовую технику, а женщины чаще других говорят о фруктах. Валютный курс, новостной фон больше влияют на ожидания, чем на оценку наблюдаемой инфляции. То, что в России, как и во многих других странах, ощущаемая инфляция стабильно выше официальных данных, как правило, связывают с субъективными факторами. Люди склонны оценивать свою потребительскую корзину, а не среднестатистическую, на основе которой рассчитывается официальная инфляция. Кроме того, они лучше запоминают скачки цен на отдельные товары. Тут следует отметить главный недостаток методологии Росстата – ее непонятность для обычных людей, считает главный экономист департамента исследований и прогнозирования Банка России Сергей Селезнев: «Когда вы до конца не понимаете, как что-то рассчитано, у вас возникает множество вопросов. Мне кажется, если бы Росстат стал более прозрачным в том, почему и как он считает инфляцию, это бы сняло огромное число вопросов». Еще одна особенность методики Росстата в том, что она не учитывает географической неоднородности регионов – инфляция рассчитывается как средневзвешенная цифра по всем субъектам РФ. Но важно понимать, что существуют не только средние тенденции по России, но и региональные Эксперименты с построением альтернативных индексов потребительских цен на основе больших данных проводит и Сбер, рассказал главный стратег казначейства Сбера по экономике, валюте и процентным ставкам Павел Пикулев. По его мнению, новые технологии позволяют проанализировать всю совокупность цен под конкретную задачу. Например, можно сделать так, что в кабинете пользователя на портале госуслуг или в банковском приложении по итогам месяца появится подробная разбивка изменения его личных цен в сравнении с изменением цен в его городе, стране, районе или среди группы людей, похожих на него. Так личная инфляция станет понятнее – ее можно будет разложить вплоть до расходов на помидоры. Но все это лишь констатация того факта, что цены продолжат расти. Нельзя сказать, что власти ничего не делают для их обуздания, для облегчения жизни простых граждан. Здесь и увеличение выплат и пособий, и вернувшаяся индексация пенсий работающих пенсионеров. Но, сдается, что все это полумеры. По мнению экспертов, многие задачи находятся вне компетенции Центробанка, являясь исключительно прерогативой правительства, которое должно, прежде всего, создать стабильную и эффективную налоговую систему (надо определиться с параметрами, главным образом, налога на прибыль), оптимизировать льготные кредитные программы (сколько денег, каким бизнесам, почему), необходимо создать четко обоснованные проекты технологического суверенитета. «Нужно то, что на языке профессионалов называется таксономикой. Чтобы под эту «дорожную карту» можно было рассчитать механизмы стимулирующей кредитной поддержки», – поясняет эксперт. Поскольку ничего подобного в России пока нет, можно смело прогнозировать, что перегрев экономики будет сохраняться, а следовательно, и цены будут расти. А значит, и надежды на опережающий экономический рост придется отложить до лучших времен. Судя по всему, по мнению аналитиков, в этом году динамика ВВП приблизится к нижней границе прогнозного интервала ЦБ в 2,5–3,5 %. А пока нам остается только гадать, какие цены будут завтра, и насколько они поднимутся послезавтра. И с грустью заглядывать в пустеющий кошелек…
|
|