Светлая личность Сибири |
01 Декабря 2011 г. |
Назначение в Пекин и посвящение в сан епископа
В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переславльского, а 5 марта 1721 года состоялась хиротония в Троицком соборе лавры в присутствии Петра I. С этого времени началась более обширная его деятельность на Божьей ниве. В апреле 1721 года он отправился к месту своего нового назначения в сопровождении двенадцати человек священно- и церковнослужителей. Святитель выехал из Москвы известным тогда сибирским путём. По царскому указу из Сената ему везде давали лошадей и всё, что нужно было в пути. Много невзгод святитель испытал. Путь в Сибирь тогда был не только труден и долог, но и просто опасен. До Иркутска можно было добираться чуть ли не год, поэтому свита святителя имела в своём распоряжении порох и пищали для обеспечения своей безопасности. В марте 1722 года он прибыл в Иркутск и, переправившись через Байкал, вынужден был остановиться в Свято-Троицко-Селенгинском монастыре в Бурятии, так как китайские власти по проискам иезуитов, живших в Пекине, воспрепятствовали въезду в свою столицу православного епископа. В течение трёх лет пришлось владыке Иннокентию жить в Селенгинском монастыре. Трудна и печальна была здесь его жизнь без средств и в неизвестности, что будет с ним далее. Владыка сам шил и починял себе платье, мастерил чирки, писал иконы, исполнял монастырские работы и вообще не выделялся по образу жизни от простых монахов, но преосвященный не унывал и не бездействовал. Он находил себе утешение и твёрдость в молитве и ежедневном богослужении. Святитель проповедовал слово Божие между язычниками, крестил много бурят и других инородцев, кочевавших около Селенгинска. Теперь все знали, что святой Иннокентий есть «великая духовная сила» – епископ, имеющий, по мнению монголов, такую же духовную власть, какую имеет у бурят Хутухта. В феврале 1725 года из Синода пришёл указ, повелевавший святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. Здесь он прожил почти год. Назначение на епископскую кафедру Иркутска\\подзаг\\ В апреле 1726 года прибыл в Иркутск чрезвычайный русский посланник граф Рагузинский и вручил святителю указ Святейшего Синода отправляться в Китай чрезвычайным посланником. Граф Рагузинский не сумел довести переговоры с китайцами до положительного результата. В Пекин отправили архимандрида Антония. И только в августе 1727 года был получен указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Здесь святитель неутомимо работал почти четыре года. Ему пришлось не только приводить церковные дела в порядок, но иногда всё создавать вновь. Первым шагом в его деятельности было обозрение своей обширной епархии. Состояние паствы и духовенства было далеко не утешительным. Жители епархии были чрезвычайно грубы и преданы различным порокам, и преосвященный Иннокентий приложил много труда, чтобы изжить варварскую грубость и заставить свою паству соблюдать хотя бы важнейшие заповеди. Светлая личность Сибири Именно святитель Иннокентий первый заложил в Сибири основы школьного образования. Этот факт признают сейчас многие исследователи – учёные, историки, литературоведы и краеведы. Святителю Иннокентию мы обязаны появлением систематического образования, которое основывалось на принципах семейного воспитания, привития духовности и собственно обучения, интеллектуального развития, что происходило одновременно. Святитель был основателем русско-монгольской, или, как тогда говорили, мунгальской духовной школы. Здесь дети не только учились, но и жили. И этот опыт был продолжен и в дальнейшем принёс много ценных плодов. Среди духовенства немало было безграмотных священников, и против этого боролся преосвященный Иннокентий, подавая своей жизнью образец высокой нравственности. Он горячо проповедовал слово Божие, устроил школу для подготовки священников, открыл новые церкви, изыскивал средства для обеспечения их и монастырей. Ходатайствовал, чтобы уничтожены были в вотчинах монастырей винные откупа, чтобы духовенство освобождено было от незаконных поборов, чтобы урегулирована была торговля церковными свечами. Но мало находил он поддержки со стороны властей. Преосвященный Иннокентий – светлая личность Сибири. Безропотно и терпеливо переносил он свою полную трудов и лишений жизнь. Простота, общедоступность, кротость, истинное смирение и незлобие отличали всю его деятельность. Он был в равной мере строгим и справедливым, истинным другом всех кающихся и исправляющихся. Воспитание добрых христиан Усердные труды преосвященного, согретые любовью к своему делу, принесли заметные результаты — тысячи язычников приняли святое крещение. И мы будем помнить его слова из поучения на Введении во храм Пресвятой Богородицы: «…Праздники празднуйте духовно, а не телесно, нищих милуйте; а в церковь свечи, просфоры и фимиам по силе давайте; …праздники празднуйте не объедением и пьянством, а молитвой и чистотой. Кротко живите и во Христе любовь нелицемерную имейте ко всякому христианину…» А как он упорно боролся с пьянством! «Что мерзостнее пьяного человека? Хочет скрыть, что пьян, а лежит, как мёртвый. Никого нет сквернее пьяницы, из уст его смрад зол исходит, тело его расслаблено и самим собой он не владеет, из очей его слёзы текут, руки его дрожат. Пьяный много обещает, тайн не соблюдает, разум и красоту губит. О несытая мерзость! Всякая нечистота не только сердце помрачает, но и красоту лица губит. От пьянства только ссоры и прекословия бывают, бесстыдство и в словах неудержание». Это цитата из проповеди святителя Иннокентия. Красноречивыми доводами во всех своих поучениях он отвращал людей от пьянства. Кроме увещеваний, святитель сделал распоряжение, чтобы опившиеся и вообще умершие вследствие невоздержания были лишены христианского погребения. Их отвозили за город и там зарывали как самоубийц. Святитель очень заботливо относился к пастве. Он желал воспитать добрых христиан и положил много стараний, чтобы миряне ревностно исполняли важнейший христианский долг исповеди и святого причастия. В ту пору существовали строгие гражданские постановления. Но святитель не останавливался на них и со своей стороны прибегал к духовным мерам. Для наставления прихожан и научения их истинам веры, святитель приказывал духовенству читать в церквах благочестивые назидательные книги. Он старался об умножении церквей, а если где почему-либо нельзя было строить их, там он приказывал заводить, по крайней мере, часовни или же молитвенные дома. При святителе Иннокентии в Иркутской епархии первый раз появились ссыльные и беглые раскольники. Боясь, чтобы они не стали совращать в свою веру православных, он особенно внимательно следил за ними. Так как за множеством дел он не имел возможности лично бывать в разных, особенно отдаленных частях епархии, то обозрение их поручал другим лицам, наказывая разузнавать, не скрываются ли где беглые раскольничьи попы и монахи, не продаются ли подпольного письма иконы и так далее. Заботясь о христианских жителях своей епархии, святитель не упускал в то же время из вида и иноверных её обитателей – бурят. В бытность свою в Селенгинске он сам занимался обращением их в христианство и теперь, сделавшись правителем Иркутской епархии, её духовным владыкой, он расширил и улучшил это дело. С тех пор ему оставалось только развиваться. Радея, наконец, о духовной пользе пасомых, святитель Иннокентий основал в Иркутске Славяно-русскую школу, приискал для неё хороших учителей и успел собрать 35 учеников, что в тогдашнее невежественное время было чрезвычайно трудно. Во время своего управления епархией с 1727 года святитель Иннокентий положил основание всему доброму и святому для процветания епархии в будущем. И архиерейский приказ, и русско-монгольская школа, и церковное проповедничество, и забота о повышении нравственного состояния духовенства, и защита его перед властями, правосудие и милость – всё это лишь слабая попытка рассказать о Великом просветителе Иркутского края – угоднике Божием Иннокентии. …Потребность в иконах с образами святителя Иннокентия большая. По благословлению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима наполняются специальные ковчежцы частичками святых мощей и вставляются в иконы. Затем эти иконы также по благословлению владыки преподносятся в дар различным храмам. Иконы с образом святителя нашли своё место в Российском посольстве в Пекине, в Монголии, на Украине, Алтае, в Якутии и в других местах, где особо почитается первый епископ Иркутский – Иннокентий. Молитва О великий Христов угодниче, святителю отче Иннокентие! Услыши нас, тебе молящихся. Ты веси наша скорби и недуги, слышиши воздыхания множества к тебе притекающих; сего ради к тебе, яко отцу нашему, скорому помощнику и тёплому молитвеннику, зовём: не остави нас твоим у Бога ходатайством. Мы присно заблуждаемся от пути спасения – руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощнии в вере – утверди нас, правоверия учителю. Мы зело увози сотворихомся добрых дел – обогати нас, благоутробия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг видимых и невидимых и озлобляеми – помози нам, безпомощных заступниче. Гнев Божий, праведно движимый на ны за беззакония наша, отврати от нас твоим ходатайством у Престола Судии Бога, Ему же ты предстоиши на небеси, отче иерарше, архиереев похвало. Услыши, молим тя, великий Христов угодниче, и зде с молением тебе предстоящыя, и вся, на всяком месте тебе с верою призывающыя: и испроси молитвами твоими у Отца Небеснаго всем нам прощение грехов наших и от бед избавление. Ты бо еси свидетельствованный безчисленными чудесы помощник, заступник и молитвенник, и о тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. * * * Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год: 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых; 26 ноября/9 декабря — преставление; 9/22 февраля — обретение мощей; 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых; Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых. (Использованы материалы Прихода храма святаго Духа сошествия: «Житие святителя Иннокентия Иркутского», 2005 г., Энциклопедический словарь. — Иркутск, 2006 г., «Святитель Иннокентий»: Союз писателей России, 2007 г., Газеты «Верую», «Сретенье», декабрь 2010 г., Ж. «Сибирь», № 2, 2011 г., В. Семёнова «Верующий философ»). (Окончание. Начало в № 46)
|
|