Русская баня |
07 Июня 2012 г. |
Славянские мыльни На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков: «...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали». Нестор в своей летописи заключает: «Никем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а — мучение». ...Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлёстыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой ритуал мытья славян. Но некоторые исследователи утверждают обратное — что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Ещё древнегреческий учёный и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что ещё скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н. э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и учёный. На Руси в баню ходили все. В летописях X—XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далёкие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. Из летописи 966 г. мы узнаем, что в уставе князя Новгородского и Киевского Владимира, который ввёл на Руси христианство, и названного в народе «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси. В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии — Киевский митрополит, повелел «заводить строение — банное врачево и всех приходящих безмездно (т. е., бесплатно. авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных баней и травами. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани — «истобька». Наверное, образовано от слова «истопить»? Известный деятель, историк и учёный России Карамзин в своём труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена: «...Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней». В летописях XI—XII вв. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Калиты проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками её разносили куда нужно. «Почему урусуты здоровые и сильные?» Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошёл со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто второпях выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же — валялись в сугробах снега. Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»: «Бату хан метнул плетью на срубы: — Что делают эти безумцы? — Эти домики называют мыльни, — объяснил толмач. — Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя берёзовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем — окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. Оттого русичи такие сильные». Ещё в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха — Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные полезные для человека целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», — говорили о Евпраксии в народе, за что её и прозвали Добродеей. В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих учёных: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об «особенности» русской бани, её пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело». Бани-лечебницы Пётр I не только чтил русскую баню, но был и организатором первых водолечебных курортов в России. Посетив знаменитые европейские курорты, царь распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях. Когда в 1703 году был основан Петербург, он разрешил строить бани всем желающим; и не бралось за то никаких пошлин. С петровских времён прижилось в России почитание античной культуры. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. Тот, кто ездил на экскурсию в город Пушкино (бывшее Царское село), видел в помещениях Большого дворца так называемую холодную баню. Это своего рода копия римских терм. Здесь же, в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, — здание верхней ванны или «мыльни их высочества». Известный русский историк Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью — как в чистоте, так и в своего рода наслаждении. Баня была, утверждает Костомаров, самым главным лекарством от всех болезней: «Коль скоро русский почувствует себя нездоровым, тотчас... идёт в баню париться». На Руси без бани не обходилось ни одно торжество. Накануне свадьбы после «утренника» невеста приглашала подруг пойти с ней в «жарку банюшку», которая уже была натоплена. В баню же шли и молодожёны на следующий день после свадьбы — таков был обычай. Для гостей также готовили баньку. Как же готовилась русская баня? Довольно просто. Её и по сей день готовят так же. Топят печь-каменку. На раскалённые камни льют горячую воду или квас, или различные отвары из полевых трав, и баня наполняется жарким ароматным паром. Португальский врач Рибейро Санчас, много лет живший в России при царском дворе, написал первую книгу о русской бане, отметив её громадное значение для укрепления здоровья русских людей и возможности лечения многих заболеваний. Большую любовь к бане питал Пётр I. Он высоко ценил оздоровительное значение бань, однажды сказал, во время посещения бани: «Без Петербурга, да без бани нам, как телу без души!» Любил баню и великий русский поэт А. С. Пушкин. Вот его впечатления о пребывании в Тифлисской бане: «Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на тёплом каменном полу, после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком, я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. Азиатские банщики приходят иногда в восторг, впрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бёдрам и пляшут на спине вприсядку... После сего долго тёр меня шерстяной рукавицей и, сильно оплескав тёплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузырём. Ощущение неизъяснимое, горячее мыло обливает вас как воздух! После пузыря Гассан опустил меня в ванну, тем и кончилась церемония». Наши предки с успехом разминали суставы и другие части тела, втирая в них различные мази и особые раздражающие вещества из трав, сваренных на масле или смешанные с мёдом, медвежьим, волчьим или каким-либо другим жиром. Русские «лечцы» назначали растирания, разминания, поколачивания при лечении "ломот", травмах, нервных болезнях, делали энергичные поколачивания крестца при запорах. К болезненным местам прикладывали холод, тепло, а в банях — разогретые веники, после чего растирали и поглаживали ими больные участки тела. С XI в. при монастырях начали строиться «строения ванное, врачеве и больницы», в которых лечились жители Древней Руси. До нас дошло высказывание Петра I, большого поклонника русской бани, о поисках эликсира жизни, которыми занимались в то время лекари. «Элсксиры хорошо, а баня — лучше!» воскликнул царь. В петровские времена на Руси появилось много бань, их строительство всячески поощрялось, за него даже не взималась пошлина. Англичанин W. Toog, член императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. В России в конце XIX в. и начале ХХ в. были проведены серьёзные научные исследования физиологического и лечебного воздействия бань. В 1891—1902 гг. в Медико-хирургической академии в Петербурге в клинике В. А. Манассеина были защищены диссертации, которые обобщили данные о влиянии бани на дыхание, работу сердца, температуру тела, мышечную силу, обмен жиров, белков и др у здоровых людей и показали возможность применения бани с лечебной целью. Эти исследования были одними из первых и наиболее значительных в мировой науке того времени и сохранили свою актуальность в настоящее время. Таким образом, баня для русского человека была больше, чем просто гигиеническое средство. Она давала отдых телу после тяжелой физической работы, облегчала душевную усталость и была местом духовного о6щения с друзьями, что немаловажно для восстановления психической уравновешенности. Баня прекрасно нормализует психоэмоциональное состояние, обменные процессы, сон. Русская баня давно завоевала всемирное признание. Миллионы людей постоянно прибегают к этому простому и надежному способу поддерживать здоровье, снять усталость, предупредить хворь. Источник: http://avtosauna.ru/russkaya_banya.html
|
|