Иркутские хроники |
03 Декабря 2010 г. |
29 ноября 2001 года в Иркутск пришла печальная весть – умер Виктор Петрович Астафьев.
Творчество писателя – постоянный поиск духовного идеала, сопряженного с социальной справедливостью, истинностью нашей истории. Сердце и разум Астафьева не принимали официальную «правду» о коллективизации, о цене победы над фашизмом, о гениальности советских вождей. У него был свой, астафьевский взгляд, свое отношение, свои счёты с историей. В романе «Прокляты и убиты», изданном впервые в Иркутске в 1993 году, – беспощадная характеристика Ленина: «Выродок из выродков, вылупившийся из семьи чужеродных шляпников и цареубийц, до второго распятия Бога и детоубийства дошедший, будучи наказан Господом за тяжкие грехи бесплодием, мстя за это всему миру, принёс бесплодие самой рожалой земле русской, погасил смиренность в сознании самого добродушного народа, оставив за собой тучи болтливых лодырей, не понимающих, что такое труд, что за ценность каждая человеческая жизнь, что за бесценное создание хлебное поле». Предсмертные сроки писателя: «Я пришёл в мир добрый, родной… Я ухожу из мира чужого, злобного, порочного» – оценка XX века, века мировых войн и революций, века коммунизма и фашизма – тоталитарных режимов власти, века Холокоста и Хиросимы… Эти строки заставляют взглянуть на себя не только как на жертву системы, но и как на одного из её создателей. И становится стыдно и горько. Но это стыд очищающий, а горесть рождает желание сделать что-то доброе и хорошее. Астафьевское. 30 ноября 1927 года, – сообщает «Иркутская летопись» Ю. Л. Колмакова, на Всесибирский краеведческий съезд выехал профессор университета Марк Константинович Азадовский – выдающийся литературовед и историк Сибири. В работах учёного раскрывается всё многообразие сибирской культуры, внутренний мир сибиряка, сотворённый природой и историей, социальным окружением. Он допускает самые рискованные опыты и бурные стихийные взрывы, в которых ощутимы кочевничьи инстинкты сибирских народов, и в то же время для сибиряка характерна приверженность традициям, присущая земледельческим культурам. Сибирскую ментальность, сформированную Азадовским, поэтически выразил А. Твардовский: «Сибиряки 1 декабря 1937 года в Иркутске прошло собрание, посвящённое трехлетию убийства Кирова, коммунистического святого-мученика. Этот мир жив до сих пор, дополненный противопоставлением «доброго Мироныча» «злому Виссарионычу». Но объективный исторический анализ показывает, что Киров был ни тем, ни другим. Он был воплощением двойственной природы большевизма – коммунистической утопии и классовой жестокости. Выступая на I съезде Советов СССР и поддержав идею строительства 400-метрового Дворца Советов, он говорил: «Мы способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились». В годы индустриализации примером такого утопизма стала кировская фраза: «Технически нельзя, а по-большевистски мы сделаем». Неосуществимая коммунистическая утопия была «сделана по-большевистски» в России, и Киров был её «делателем» с помощью насилия и террора. В марте 1919 года Киров – глава ВРК Астраханского края руководил подавлением забастовки рабочих, когда было расстреляно 4000 человек. В мае 1920 года Киров участвовал в установлении советской власти в Азербайджане, когда погибло несколько тысяч мусульман. И вся последующая деятельность Кирова (борьба с оппозицией, уничтожение кулачества, разгром Академии наук и т. п.) показывает, что он был верным сталинцем. И остался им даже после смерти – его гибель Сталин использовал для развязывания Большого террора. И последнее. Убийство Кирова – до сих пор тайна. Улик о причастности Сталина нет. «Комсомольская правда» (18–25 ноября 2010 г.) опубликовала новую версию, которая также разрушает мир о святости Кирова. 2 декабря 1920 года в Иркутск прибыл агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция» во главе с председателем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калининым. «На вокзале его встречали – говорится в «Иркутской летописи», – члены губпарткома, губревкома и Реввоенсовета 5-ой Отдельной армии и другие должностные лица». Вечером в 1-м Советском доме состоялось собрание представителей партийных, советских и общественных организаций Иркутска. С докладом «О международном положении и итогах трёх лет Гражданской войны» выступил М. И. Калинин. Заканчивая доклад, оратор уверенно заявил: «Мы сами сделались кузнецами собственного счастья. Какие бы ни были препятствия, но Советская власть – рабоче-крестьянская должна быть крепка. Сколько бы ни было врагов, какие бы ни были силы у этих врагов, они должны быть разбиты, а наша власть останется на веки вечные нерушимой». Рабочие-железнодорожники зачислили Калинина в свой коллектив «по специальности – токарь по металлу». Зарплату «почётного токаря» решено было перечислять в фонд воздушного флота. 3 декабря 1982 года вышел «Словарь русских говоров Прибайкалья» – итог большой и многолетней работы преподавателей и студентов филологического факультета Иркутского пединститута. Список обследованных ими сёл и деревень значителен – более семидесяти. Словарь – не только собрание слов, но и свод народных знаний, кладезь мудрости, кодекс чести и достоинства, нравственных норм и ценностей. Прибайкальский диалект русского крестьянства как бы стирает временные границы, даёт возможность увидеть сельский уклад, подивиться остроте крестьянской сметки, мудрости ума, твёрдости характера. Язык русских крестьян Прибайкалья – это, прежде всего язык тружеников – землепашцев, рыбаков, охотников. Их лексика – ёмка, точна: от пренебрежения к лодырям, неумехам – «вертипляс», «ленища», «культяписый» до характеристики тех, кто игнорирует мораль и народные ценности – «коварник», «лиходей», «нелюдь». Воспользуемся замечанием В. Распутина: «И как для экологии природы вредные грязные производства, так и экологию языка загрязняют «фабрики» чужословия, дурно- и тупословия, против которых вместе с охранительными законами нужна и постоянная расчистка родных истоков». «Словарь русских говоров Прибайкалья» выполняет эту функцию. 4 декабря 1965 года, – говорится в многотомнике «Жертвы политических репрессий Иркутской области (т. 8), – реабилитирован Сморугов Борис Александрович». Он был осуждён Иркутским областным судом на семь лет ГУЛАГа 8 июня 1942 года по пресловутой 58-й статье. Основанием для ареста и приговора стал донос соседей. Через год, 24 июля 1943 года, он умер в Тайшете. Разобрались через 23 года, когда продолжался (неоконченный до сих пор) процесс реабилитации жертв сталинизма, начатый XX съездом. Судьбу Б. А. Сморугова в той или иной мере разделили более 30 тысяч жителей Иркутской области. 5 декабря 1936 года на площади имени Кирова в Иркутске состоялась демонстрация по поводу принятия новой Конституции СССР. Это был заключительный аккорд ликующего энтузиазма, связанный с обсуждением проекта Конституции. В информационной сводке крайкома партии отмечалось: «Проведено 4800 собраний, в обсуждении проекта Конституции приняло активное участие 500 тыс. человек, поступило предложений и дополнений к проекту 1800». Об этом и письма иркутян, опубликованные в газетах. «5 декабря, когда избранники народов нашей Родины утверждали великую Сталинскую Конституцию, у меня родился сын… Я ставлю перед собой задачу: добиться ещё лучших достижений, сдать экзамены за среднюю школу и пойти учиться на инженера. Широкая дорога открыта перед мною. Вот почему я горячо люблю свою социалистическую Родину и великого творца счастливой жизни товарища Сталина». (В. Назаров, машинист). «Мне 56 лет – можно подумать уже о покое. Но я работаю врачом, и не представляю себя в положении бабушки. Я учусь на курсах противохимической обороны, и в случае войны я найду свое место в рядах защитников Родины. (А. С. Николаева, врач). Единство власти и народа – это своеобразный «эффект парусника», генерирующий социальную энергию масс, необходимую государству для решения различных проблем того времени.
|
|