НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Загадки древней Руси

05 Марта 2015 г.

Петрозаводску – столице Карелии – недавно исполнилось триста лет, но земли, на которых он стоит, имеют историю куда более древнюю и таят множество поражающих историков загадок. Одна из таких загадок связана с происхождением Руси. Вот уже много столетий обсуждается эта проблема, и научный поиск идёт непрестанно. И цель этой статьи – представить некоторые современные теории по этому сложному и весьма запутанному вопросу. Воззрения эти порою неожиданны и могут показаться спорными, однако знать их необходимо.

Начальные историко-географические абзацы великой «Повести временных лет», известнейшей русской летописи, посвящены «событиям всемирной истории в её средневековом понимании»: разделению Земли между сыновьями Ноя и расселению народов по их наделам. Тут читаем: «Иафет же получил страны северные и западные... В странах же Иафета сидят р у с ь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, литва, угра, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и прусы, чудь сидят близь моря Варяжского... Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, р у с ь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие...».

Интересно: в отрывке этом «русь» упомянута дважды и словом этим называются народы, жившие по разные стороны от Финского залива. Первая «русь» соседит с чудью (сегодня это эстонцы). Мы будем называть её для удобства «южнобалтийской». Вторая же «русь» соседствует с варяжскими народами. Будем называть её «северобалтийской». Нет сомнения, что обе руси – и северо- и южнобалтийская – были этнически родственны. О том, что слово «Русь» может обозначать, высказано «тысяча и одно предположение». «Русь» производили от имени речки Роси и города Русы. От древнесеверного drot (дружина) и от финского ruotsi (так финны называют шведов). От древнескандинавского roder (гребец) и от сирийского hros...

Польский историк Хенрик Ловмяньский высказал в книге «Русь и норманны» любопытную мысль относительно этого имени: «Не могло ли оно восходить к корню raud «красный», «рыжий» и указывать на какую-то особенность территории». Это предположение Ловмяньского находит своё логическое продолжение в книге петербургского географа и историка Виктора Паранина «Историческая география летописной Руси», изданной, кстати, в Петрозаводске в издательстве «Карелия», в которой автор изложил новую теорию происхождения древней Руси.

Паранин обратил внимание на бытовавшую некогда в Восточной Европе систему для обозначения сторон горизонта и ориентации в пространстве. Называлась она «цветовой», а основывалась на Солнце. Юг в ней обозначался красным цветом, север – чёрным, восток – синим (голубым), а запад – белым. Далее надо было определить язык, в котором могло возникнуть имя, соответствующее изложенным принципам. Поиск привёл к прибалтийско-финским языкам. При этом оказалось, что в одном из них, карельском, нашлись дивные слова: ruskej – «красный», и ряд производных: rusko – «заря», «румянец»; ruskotaa – «краснеть» и т. д. Никто до той поры (и до Паранина) толком над этим не задумывался. Очевидной стала лингвистическая основа слова «русь» как цветового символа южного элемента какой-то территориальной системы. Какой же именно? Для ответа на этот вопрос Паранин обратился к знаменитому карело-финскому эпосу «Калевала».

Главное эпическое время его – бронзовый век, рубеж эпохи бронзы и железа, примерно 100-й год до Рождества Христова. Основной же сюжет эпоса заключается в борьбе за обладание чудесной мельницей Сампо между героями, обитающими в южной Калевале (Вяйнеле), с жителями Похьелы (то есть Севера). По этому поводу знаток фольклора академик Борис Александрович Рыбаков заметил в статье «Сампо и сейды»: «Возможно, что битва за Сампо – не столкновение финнов и карел с лапландцами (саамами), а соперничество родственных между собой южных финно-карельских племён с северными тоже финно-карельскими племенами, веровавшими в того же верховного бога Укко, что и южане».

Обратите внимание: столкновение юга с севером, «красного» с «чёрным», ruskej с musta! Это – решающее для понимания будущей судьбы этнонима «русь» положение. Что оно означает? Во внутриплеменной борьбе южной части единого племени с северной (запечатлённой в «Калевале», где борьба эта обрела вид битвы за Сампо), в борьбе «красного» с «чёрным», южная часть обособляется от северной – и при этом берёт себе новое имя, как раз и связанное с её географическим положением, то есть «южная», «красная», ruskej – «русь»...

Продолжая развивать идею связи географического положения северобалтийской руси с политическим её статусом, Паранин продолжает её характеристику в таких словах: «Южная её часть, расположенная на крупном острове посреди залива, в одном из вариантов называлась Русью в силу своего положения. В Руси находился престол князей, властвовавших над варягами. Об этой Руси свидетельствует автор «Повести временных лет», утверждающий, что Рюрик был из варягов, звавшихся русью...»

Словом, Виктор Паранин вполне ясно назвал географический адрес «варяжской, северобалтийской руси». Это – южная часть древней Карельской земли, что находится, между прочим, на территории как нынешней Ленинградской области, так и Санкт-Петербурга, а раньше представляла собою остров.

Но что же тогда вторая, южнобалтийская русь? Какой народ мог претендовать на родство с северобалтийской русью и на общую судьбу их начального этнического имени? У Паранина по этому поводу ясно высказанных предположений нет. Между тем ответ на поставленный вопрос лежит буквально на поверхности географической карты. Южнобалтийская русь – ни что иное, как народ, ставший позже именоваться ижорой, ижорцами.

По современным историко-лингвистическим и археологическим воззрениям, определённая часть корелы в конце, как полагают, I-го тысячелетия до Р. Х. отпочковалась от основной массы и осела на берегах Невы, южнее и западнее её, и образовала там самостоятельную этническую единицу – племя ижоры. Ижора и на самом деле по сию пору называет себя карелами, веря в то, что летописная корела и впрямь была её предком. Можно предположить, что переселение ижоры с «острова русов» на южное побережье Невы и Балтики могло начаться и раньше, то есть даже не позднее середины I-го тысячелетия до РХ.

В этом свете представляется возможным выстроить довольно ясную хронологическую схему территориального и общественного развития Карельско-Ижорского региона от послеледниковой поры до рубежа I и II тысячелетий до Р. Х.

– в послеледниковое время (около 18 000 лет до Р. Х.) земли нынешней Карелии начинает заселять первобытный человек; – к середине I тысячелетия до РХ по мнению специалистов лингвистов складывается языковая основа карельского племени;

– примерно с 100 года до Р. Х. (то есть, с рубежа эпох бронзы и железа) растут столкновения южной и северной частей племени корелы, ставшие основой сюжета «Калевалы»;

– к середине первого тысячелетия до Р. Х. южная часть корелы уже отделяется от северной и обретает имя «русь»; в эту же пору южный приневский и балтийский берега заселяются частью северобалтийской руси, приносящей туда имя «старшей сестры»;

– со второй половины I тысячелетия по Р. Х. район Карельского перешейка и южных невско-балтийских берегов плотно заселяется и практически осваивается.

Теперь естественно поставить вопрос о том, как произошло, что «две руси» по прошествии какого-то времени сменили своё общее имя на два разных – «корелу» и «ижору». Приведу тут ещё один отрывок из книги Виктора Паранина:

«...После призвания варягов во главе с Рюриком обширная страна, попавшая под их управление, стала называться Русью, что было естественно и понятно, ибо по отношению к земле варягов она занимала южное положение. Очевидно, в Приладожье, откуда мы выводим Рюрика, существовала страна с именем «Русь», однако вовсе не это было определяющим в наименовании земель, подчинившихся варягам, а южное направление варяжской экспансии. Позже, когда Олегом был взят Киев, название «Русь» распространилось и на Среднее Поднепровье. Это тоже было отражением развития Русского государства в южном направлении строго по меридиану».

Северобалтийская русь, таким образом, отдала своё этническое имя тем многочисленным племенам (преимущественно – славянским), что жили к югу от Балтики и были со временем объединены в единое государство русами – князьями-варягами... Такие прецеденты в истории уже встречались. В 697-м году по РХ орды хана Аспаруха напали на балканских славян, основали там Болгарское царство и отдали новым подданным этническое имя, которое они принесли на Балканы с волжского Булгара...

Что же до племени русь, то часть его продолжала жить на Карельском перешейке (он же – «остров русов»), по прошествии времени вернувшись, видимо, к имени, которым владела раньше. Таким образом «северобалтийская русь» вновь стала «корелой» и имя её эж

зафиксировала, датированная 1066-м годом, берестяная грамота N 590, найденная в новгородском Нутном раскопе: «Литва встала на корелу». А ещё через восемьдесят лет, в 1143-м году, корелу упомянула и «Новгородская первая летопись». Ошибка многих современных учёных в том, что они так прочно привязывают историю корелы к первому летописному упоминанию, что можно подумать, будто до 1143 года та вовсе и не существовала.

Историки высказывают по крайней мере три предположения, откуда происходит племенное этническое имя ижоры. Считают, что «Ингрия» может происходить от финско-карельского Inkeri maa («прекрасная земля»). От этого имени пошло название левого притока Невы – Ижоры (Inkeri, Ingeri). Позже шведы «привязали» к этому имени свою, шведскую, «землю»: land. И получился топоним-гибрид: Ingermanland, «Ингерманландия», нечто вроде «Земля прекрасной земли»...

Другие выводят Ингрию из личного имени князя: Игорь, или Ингвар. Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной русским историком Василием Никитичем Татищевым летописи сообщает: «Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено (то есть, в дар, подносимый при женитьбе)».

Ещё одна версия связывает имя Ингрии с Ингигерд, женой Ярослава Мудрого, скандинавкой родом, дочерью шведского короля. Ей, опять-таки, в качестве свадебного подарка дана была Ладога (Альдейгьюборг по-шведски) и «все то ярлство, что к ней принадлежит», то есть и южные невские берега, где тогда жила русь-ижора. Имя «ижора» впервые встречается в русских летописях только в 1228-м году, хотя ещё за полвека до того «Ингрию» упомянул в своей булле папа Александр III.

Итак, «две руси» исчезли. Осталась одна, новая Русь – сначала – Старо-Ладожская, потом – Новгородская, а затем известная всем – Киевская. Потом она стала просто Русью, а еще позже – Россией.

Источник: karvin.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!