ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-03-21-03-56-14
Рождение четверняшек – большая редкость. А «королевских четверняшек» – вдвойне. Появились на свет новые люди – два мальчика и две девочки – в ярославском областном перинатальном центре. Мама этих детей – жительница...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...

Съемки «Жестокого романса»: «взрыв» ударил Михалкову в голову, а Мягков «чуть не погиб»

Анна Балуева, sobesednik.ru   
07 Октября 2020 г.
Изменить размер шрифта

«Жестокий романс» – один из лучших фильмов Эльдара Рязанова и один из самых любимых в нашей стране – стал практически фатальным для Ларисы Гузеевой, игравшей несчастную Ларису Огудалову. Как будто несчастливость героини передалась актрисе.

Съемки «Жестокого романса»: «взрыв» ударил Михалкову в голову, а Мягков «чуть не погиб»

Фильм по Островскому Рязанов снимать вовсе не мечтал и не собирался. Он хотел снять кино по пьесе «Дорогая Елена Сергеевна». Но это был 1982 год, когда умер генсек Брежнев и к власти пришел кагэбэшник Андропов. Творческие люди замерли в ожидании: какой будет политика Андропова, что разрешат снимать, ставить и писать, а что нет? На «Мосфильме» все были совершенно растерянны, и тогда Рязанов, который только что выпустил «Вокзал для двоих» и совсем не мог сидеть без дела, решил снимать безопасную классику: «Ясно, что какое-то время ничто острое и критическое на экран не прорвется, и я решил поискать что-нибудь в классике, что было бы созвучно нашей сумеречной эпохе», – вспоминал Рязанов. Созвучной оказалась «Бесприданница» Островского.

«Жестокий романс», 1984 год

Режиссер: Эльдар Рязанов

В ролях: Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Виктор Проскурин, Алексей Петренко и другие

Хронометраж: 137 минут

Михалков

В роли Паратова Рязанов представлял только Никиту Михалкова. Но заполучить его в фильм оказалось сложно. В то время Никита Сергеевич как раз запускал работу с «Очами черными», и Рязанов скрепя сердце начал искать Михалкову замену. На примете у него был Панкратов-Черный. Помучившись, режиссер отказался от этой идеи: извини, но ты слишком мальчишка. Пробовали на эту роль Шакурова, и все бы получилось, но Шакуров играл в театре Сирано де Бержерака, и тут уже извинялся за отказ он. Но вдруг у Михалкова на съемках заболел Марчелло Мастроянни. Михалков откладывает свои съемки и едет к Рязанову. Не каждый советский актер мог сыграть настоящего барина, ну а у Никиты Сергеевича это само собой выходило. Чтобы подчеркнуть широту и удаль персонажа, Рязанов придумал такой эффектный эпизод: рабочие вырыли канаву, через которую Паратов – Михалков в белом пальто (обошлось одним испорченным) и перенес коляску с Ларисой и ее маменькой.

Съемки «Жестокого романса»: «взрыв» ударил Михалкову в голову, а Мягков «чуть не погиб»

А вот сцену соблазнения на «Ласточке» придумал уже Михалков. Вместо множества реплик получился сильнейший эпизод, снятый одним кадром и полыхавший эротикой. Сколько женщин СССР видели его тогда в своих горячих снах – и не сосчитать.

Пару раз, правда, страна чуть не потеряла будущего «бесогона». Однажды под ним резко шарахнулась лошадь, испугавшись пароходного гудка, а второй случай был в сцене, где он «стреляется» с героем Панкратова-Черного (для того в качестве компенсации за отнятого Паратова придумали роль тупого и задорного драгуна). Стакан должен был взорваться не от выстрела, а от пиротехнического трюка. Но чего-то пиротехники не учли, и взрыв ударил Михалкову в голову. Но Никита Сергеевич только пошатнулся, стряхнул осколки и доиграл эпизод. Нерадивого пиротехника Рязанов потом уволил, но сцена получилась эффектная и вошла в картину.

Мягков

Андрея Мягкова простые зрители любили за образы советских интеллигентов – недотеп и неудачников. Так что образ был практически готов. Актеру великолепно удалось сыграть «маленького человека» Карандышева с его внутренней установкой: зачем вы меня обижаете.

Члены съемочной группы любили рассказывать, как Андрей Мягков чуть не погиб, когда греб на лодке в густом бутафорском тумане к «Ласточке». Актер не заметил, как шлюпка подошла под лопасти парохода. Один миг – и шлюпку размололо, а Мягков ушел под воду. На минуту все подумали, что он погиб. Но тут из-под воды показались щепки, а потом и сам Мягков. На самом деле все было не так жутко. Лодку сначала просто отбросило, она перевернулась и была раздроблена, когда актера в ней уже не было. Мягков, кстати, прекрасно умеет плавать и был, на удивление, спокоен. Обошлось только потерей очков.

Съемки «Жестокого романса»: «взрыв» ударил Михалкову в голову, а Мягков «чуть не погиб»

Лариса

Актрису на роль Ларисы Огудаловой Рязанов выбрал по фотографии. И для студентки последнего курса Ленинградского института театра Ларисы Гузеевой это была первая роль в кино. Так уж случилось, что эта роль (какой престиж – сниматься у самого Рязанова!) погубила ее актерскую карьеру. Гузееву на эту роль никто не хотел, кроме Рязанова. Кто-то ему говорил, что она неопытна, что у нее слишком длинная шея, а потом Рязанову сказали, что девушка очень похожа на еврейку. И тут уж Рязанов совершенно озверел: «Она будет сниматься, я сказал!»

А уж как Ларисе было тяжело! Вокруг сплошные народные артисты, все стараются помочь и подсказать, и это как раз вызывало у девушки ступор. В одной из сцен Лариса должна была и плакать, и смеяться одновременно, но у нее никак не получалось. И тут измотанный Рязанов чуть ли не крикнул: «Лариска, ну давай! Ну заплачь ты! И смейся сразу». И тут Гузеева зарыдала, это была форменная истерика, но как раз из-за этого все получилось.

Лариса Гузеева была даже слишком красивой, при этом у нее был довольно низкий голос (Лариса в то время вообще-то курила «Беломор») – и это сочетание лишало ее героиню требуемой романтичности. Поэтому в фильме Лариса Огудалова говорит голосом Анны Каменковой, а поет голосом Валентины Пономаревой. Лишив юную актрису голоса, режиссер подарил ее героине совершенное очарование тайны.

Лариса Гузеева не любит эту свою роль и никогда о ней не говорит. И это неудивительно. Знаменитые коллеги по «Жестокому романсу» отзывались о ее работе как-то сдержанно. Понимали лишь те, кто знал ее поближе.

Съемки «Жестокого романса»: «взрыв» ударил Михалкову в голову, а Мягков «чуть не погиб»

Ларису Гузееву я знал еще ребенком, – рассказал нам фотограф Валерий Плотников, – а потом она сыграла великолепную роль в фильме «Жестокий романс», который стал суперуспешным. Так вот, я помню, как для того, чтобы снять Ларису для обложки журнала, мне пришлось брать для нее какие-то рубашки и свитерочки у моей падчерицы Саши Соколовой. Потому что Ларе просто нечего было надеть. При этом я представил, что было бы, снимись Лара в аналогичном фильме, скажем, в Америке. Мне бы точно не пришлось ломать голову над ее нарядами, чтобы как-то вытащить ее на обложку.

Цитаты:

– Что случилось? – Барин приехал!

* * *

Ну так не доставайся же ты никому!

* * *

А я вот взяток не беру!

* * *

Я любви искала и не нашла...

Фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, хоть и был снят много лет назад, популярен и сегодня. Сложная сюжетная линия, трагическая история любви, серьезные поднимаемые вопросы, замечательные актеры, прекрасная музыка, отличная трансляция духа выбранного временного отрезка, талант художника – как говорится, всё сложилось. Кинолента пробирается в самую душу, заставлять сопереживать, думать, анализировать, а где-то и отдыхать, конечно. И манит к себе снова и снова, как и всё настоящее искусство.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!