ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2023-09-05-17-24-44
В 2015 году после долгой болезни ушла из жизни легенда оперы Елена Образцова. Дочь артистки Елена Макарова призналась, что ей с большим трудом удалось преодолеть сильную депрессию, вызванную потерей родного...
2023-08-30-15-28-45
В Московском зоопарке родился первый в России детеныш панды. Вес малыша всего лишь 150 граммов!
2023-09-01-15-05-59
Российский певец Лев Лещенко пожаловался на свою пенсию в размере 30 тысяч рублей. Об этом он поведал в беседе с журналистами.
2023-09-13-14-16-39
Страна облегченно вздохнула, когда на днях пилоты рейса «Сочи — Омск» посадили аварийный самолет посреди пшеничного поля в Новосибирской области, при этом никто не пострадал. Но вот известный политик левых взглядов, полковник Виктор Алкснис, чье знание авиации бесспорно, по полочкам разложил...
2023-09-01-14-10-17
Берлинская государственная опера возобновит работу с российской оперной певицей Анной Нетребко, передает агентство ДПА со ссылкой на руководство театра.

Никита Михалков: выходит из ситуаций с гордо поднятой головой и с неплохим уловом

Константин Баканов, sobesednik.ru   
28 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Никита Сергеевич Михалков, чью авторскую программу «Бесогон» уже второй раз подряд зарубил телеканал «Россия 24», производит впечатление человека, приближенного к власти, серого кардинала на культурно-политическом фланге. Но любовь «в десны» была не всегда.

Никита Михалков: выходит из ситуаций с гордо поднятой головой и с неплохим уловом

10 млн долларов и Кремль на сутки

Михалковы – отдельная династия, еще Гафт писал знаменитую эпиграмму: «Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!»

Режиссер давно выступает за конституционную монархию, но пока род Михалковых скипетр и державу не получил, так что главе семьи приходится выстраивать отношения с первыми лицами де-юре демократического государства.

– Контакты его отца сыграли, конечно, огромную роль, – сказал давний оппонент Михалкова – экс-глава Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен. – Тот был в чести при Сталине, при Брежневе, при Хрущеве – в общем, при всех. Никита Сергеевич, вольно или невольно, брал пример. После путча понял, что наступает новое время и полезно быть поблизости от власти.

Отношения с властью для Михалкова начались именно с ельцинской команды: он, по выражению Виктора Матизена, «прислонился» к победе над путчистами. Но и до этого успел побыть советником по культуре председателя Совмина РСФСР Ивана Силаева – человека команды Ельцина. К тому времени исход битвы за власть между коммунистами и демократами еще не был предрешен, но чутье будущего «бесогона» не подвело. Через два с лишним года Михалков снова оказался в оппозиции, уже к Ельцину, и снова в осажденном Белом доме. Речь о событиях октября 1993 года, известных как расстрел парламента. Тогда он приехал к своему другу Александру Руцкому. А еще через месяц неожиданно признался, что хотел бы возвращения на трон Михаила Горбачева.

На вопрос, был ли Борис Николаевич ему чужим, Никита Сергеевич однажды заметил мне в интервью:

– Скорее я был Ельцину чужой. Мы в разных весовых категориях были, чтобы его можно было назвать «чужим». Я видел его всего три раза в жизни. Чужим был я, это было подогрето его окружением, меня называли руцкистом и так далее. Я не отказался от Руцкого тогда, когда от него отреклись все.

Одна из встреч Михалкова и Ельцина уже после тех событий была посвящена работе над фильмом «Сибирский цирюльник». Тогда, в середине 90-х, компьютерного монтажа не было, а режиссеру нужно было снять Кремль с дореволюционными двуглавыми орлами на башнях. Поговаривают, что Никита Сергеевич просил у Ельцина на один или несколько съемочных дней снять звезды, установить орлов, а потом, под шумок, так и оставить. Президент добро на столь радикальные декорации с главным символом страны не дал. Режиссеру-монархисту разрешили на один день лишь погасить лампы, вмонтированные в звезды, на двух башнях. Даже это разрешение было беспрецедентным: ранее кремлевские звезды гасили только в Великую Отечественную войну для маскировки во время налетов фашистской авиации на Москву.

– Транш на «Сибирского цирюльника» был дан Михалкову с ведома Черномырдина, который ему отпустил порядка 10 миллионов долларов. Подарок немалый, – рассуждает Виктор Матизен.

Михалкову удалось вернуться в обойму. Однако итогом тернистых отношений с Ельциным стал крепкий наезд режиссера на «Ельцин-центр» в Екатеринбурге уже после смерти первого президента России. Победу этой площадки в конкурсе «Лучший европейский музей» Михалков сравнил с наградой Третьего рейха. Ельцина, а вместе с ним и Горбачева теперь он считает преступниками.

– У него всегда претензия такая: на царя выйти. Так не будет. Что касается политики, у него большие претензии и амбиции, и это вредит, – сказал Горбачев в ответ на эти высказывания, посоветовав режиссеру не заниматься политикой.

«Путин мне интересен»

– Я никогда ничего не просил лично для себя, – признавался мне Михалков. – Разве я снял хоть один фильм для власти? Я дружил с Брежневым? Нет. Я дружил с Черненко? Нет. С Ельциным? Тоже нет. Я подружился с человеком, который мне показался умным, бесстрашным, быстро умеющим учиться, причем намного раньше, чем он стал президентом. Это был Путин. И что в этом предосудительного? Он мне интересен.

От прихода Владимира Путина к власти режиссер поймал вдохновение уже в первый год его правления. В 2000-м Владимир Владимирович решил вернуть России мелодию советского гимна. Новый текст написал 88-летний Сергей Михалков, соавтор прежних двух гимнов, восхвалявший то Сталина, то абстрактный коммунизм. На первую официальную запись нового-старого гимна он приехал с сыном Никитой, который выполнял обязанности одновременно и дирижера, и хормейстера, и звукорежиссера, подбирая акценты и тональности. Этот эпизод запечатлен в фильме Виталия Манского «Свидетели Путина» о переходе власти от Ельцина к нынешнему президенту. Но вспоминать Никиту Сергеевича документалист отказался: «Ничего хорошего про эту персону сказать не могу, поэтому лучше промолчу».

В первые годы правления Путин не раз бывал в гостях у Михалковых. Вместе с Владимиром Владимировичем туда на день рождения приезжали съемочные группы центральных телеканалов, запечатлевшие, как глава государства произносит тосты в честь именинника: «Я присоединяюсь к тем миллионам людей, которые любят Никиту Сергеевича, его творчество и его самого. Он – один из наших кумиров».

– Решил прислониться к очередному, к Путину, – комментирует Матизен. – Там могло и не быть каких-то прямых договоренностей о том, что власть будет ему помогать. Но это как расписка кардинала Ришелье: «то, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства». Таким образом он получил незримую и негласную индульгенцию. И этим ресурсом, несомненно, воспользовался, потому что заполучить в свое распоряжение, например, агентство, которое собирает деньги с «болванок», каждому бы не дали. Там гигантские деньги крутились.

При Путине Михалков сильно укрепил свой статус и влияние в киносообществе. В дополнение к президентству на Московском кинофестивале была учреждена кинопремия «Золотой орел» в пику уже существовавшей, но неподконтрольной ему «Нике». А в 2009-м он триумфально вернулся в кресло председателя Союза кинематографистов России после того, как в 2008-м его сместил предыдущий съезд. Спор кинодеятелей тогда вышел на уровень Минюста, и ведомство, по сути, приняло решение в пользу режиссера.

В это же время структуры, аффилированные с Никитой Михалковым, начинают активно работать в сфере сборов авторских вознаграждений. В 2011-м они скупают акции газеты «Культура» (по словам экс-главного редактора Юрия Белявского), и издание становится идеологическим рупором режиссера. Главным редактором Н.С. назначил Елену Ямпольскую, позже прошедшую в Госдуму по списку «Единой России» и в итоге сменившую в кресле председателя комитета по культуре Станислава Говорухина.

– Точно так же, как пробивался сам Никита Сергеевич к людям, которые находятся выше него, поступила и Елена Ямпольская, с которой я когда-то работал в «Новых Известиях», – продолжает рассказ Матизен. – Я тогда был довольно близок с Михалковым и помню, как она меня просила с ним познакомить. С моей помощью или нет, она с ним познакомилась, писала немало статей в его поддержку и теперь его ставленница.

Ямпольскую сватали на пост министра. Однако и Ольга Любимова, которая при Мединском возглавила департамент кино, а затем стала руководить Минкультом, считается человеком Михалкова. Информацию том, что режиссер – ее крестный папа, так никто и не подтвердил, но Любимовы и Михалковы, что называется, «дружат кланами». Несколько месяцев назад мне довелось услышать, как Татьяна Михалкова в кулуарах того самого «Золотого орла» успокаивала нового министра после скандала с ее дерзкими записями ранней молодости, всплывшими в интернете: «Ничего, день-два – и это все пройдет».

История с Фондом кино, из попечительского совета которого Н.С. громко вышел, – из числа мнимых его поражений. Режиссер не хотел видеть в совете экс-пресс-секретаря Дмитрия Медведева Наталью Тимакову, обвинив ее в «латентной русофобии». Результат – Тимаковой в фонде давно нет, а гендиректор студии Михалкова «Тритэ» Леонид Верещагин возглавляет экспертный совет, решающий, каким киностудиям выделять бюджетные деньги.

Из подобных ситуаций Н.С. любит и умеет выходить не только с гордо поднятой головой, но и с неплохим уловом. В конце концов, он талантливый режиссер и знает, что без драмы, без конфликта не получится хорошей истории. Изгнание «Бесогона» с госТВ вряд ли станет неприятным исключением в его биографии.

У программы «Бесогон» Никиты Михалкова сложилась на ТВ преданная аудитория, которую интересует «мировая закулиса». Теперь ее ждет встреча с любимым автором на платформе YouTube.

А вообще настоящую информацию, конечно, нужно учиться отделять от фейковой, и смотреть/слушать/читать несколько авторитетных источников, прежде чем во что-либо поверить и рассказывать об этом другим.

Еще из сферы массмедиа можно посмотреть публикации ниже:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!