Моя магистраль |
25 Ноября 2019 г. |
«От Байкала до Амура мы построим магистраль!..» (Слова из песни)
2018 год, прекрасный солнечный теплый день. Сижу в любимой колясочке, около теплицы, любуюсь огородом. Наблюдаю, как дети копошатся в земле. Вдруг калитка открывается, входит семейная пара. Расстояние неблизкое, ограда большая, но я каким-то необъяснимым чутьем поняла: идут дорогие мне люди. – Господи, откуда вы, Нина, Толя? День назад разговаривали по телефону – никуда, вроде, не собирались, сидели спокойно в своей усадьбе. Еще подумала, что надо позвонить и сказать, что наконец-то закончила писать рассказ об одном из бамовских руководителей, назрела необходимость посоветоваться, все ли правильно изложила. И надо же, какой сюрприз: вы здесь, в Усть-Куте! На автобусе? Из Иркутска? Как раз сегодня пять лет, как умер брат Анатолия Григорий Николаевич Загородний. За столом помянули усопших. Оплакивали Гришу, ушедшего пять лет назад, и моего мужа Виталия, которого уже год как нет с нами. Кажется, давно ли мы – две семейные пары с полувековым стажем совместной жизни – также сидели в палате областной клиники, где я проходила лечение, как будто никогда не расставались. Нина и я любовались мужьями, как горели у них глаза, когда разговор заходил о рыбалке. Сколько страсти было! Словно у двух мальчишек, хвастающих своими удочками и крючками. Единственная запись в трудовойЗа эти часы, проведенные в душевном общении, мы словно побывали в том далеком времени, сорок лет назад, когда были молодыми и здоровыми и нам казалось, что вся жизнь впереди. Да и сейчас счастливы, что наше поколение участвовало в великой и нужной для страны стройке, стройке века. Многие тогда были отмечены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Немного об этой семье. С молодых лет и до пенсии Анатолий и Нина Загородние отработали в СМП-288 управления треста «Ангарстрой», как принято говорить, с одной записью в трудовой книжке. Начинали со строительства железной дороги Абакан – Тайшет. Вместе с поездом переехали в город Усть-Кут. Ниночка трудилась экономистом-плановиком, Анатолий – машинистом железнодорожного крана. Этот гигант несет 25-метровую сцепку из рельсов и шпал, опускает на железнодорожное полотно. Бригада из крепких молодых парней скрепляет их. И неважно, дождь ли зарядил, или ветер, пурга или мороз, а кран первопроходцем шел дальше по этим рельсам, а проложены они от Лены-Восточной до станции Звездной. Анатолий удостоен многих правительственных наград, а мне сильно хвастать нечем: отработала в СМП всего пять лет, с 1975-го по 1980 год. Но повезло: захватила самое начало строительства БАМа. В состав СМП-288 входила 21 субподрядная организация. Отсыпали земельные полотна, прокладывали рельсы, строили железнодорожные мосты, искусственные сооружения, объекты жилья и соцкультбыта. Жизнь кипела и днем и ночью. Для меня эти пять лет оказались хорошей школой для собственного развития, и я рада, что внесла посильный вклад в стройку века. Безмерно благодарна друзьямТрудно описать тот ужас, который охватил меня в первые месяцы работы. Молоденькой девушкой с сельскохозяйственным образованием сунулась в совершенно незнакомую отрасль, устроилась в плановый отдел. Документацию впервые вижу, ничего не понимаю. Хоть увольняйся!.. Однако этот рассказ не только о трудностях строительства объектов в суровом сибирском климате (и так понятно, где живем), но и о друзьях, коллегах. Столкнувшись с трудностями, я, наверное, вернулась бы домой, если бы не коллектив – люди доброжелательные и целеустремленные – этакий костяк, быстро «перековавший» меня на строительный лад, после чего пошла по карьерной лестнице. Как не вспомнить добрым словом начальника отдела Г. В. Зубринского, это был наш «мозговой центр», старшего инженера Л. М. Сережко, да и ставшую подругой – плановика Н. П. Загороднюю! Я безмерно благодарна им, а также судьбе за то, что свела меня с такими замечательными людьми – героями нашего времени, которые никогда не бросят в беде, в любое время протянут руку помощи. Мы держим тесную связь более сорока лет!
С лопатами наперевесНачальником поезда в те годы был Григорий Николаевич Загородний. Прирожденный руководитель, он никогда не сидел на месте, непонятно, когда ел и спал. Постоянно на объектах. Росточком невелик, совсем как герой русских народных сказок – мужичок с ноготок, но посмотрит из-под нахмуренных бровей – сразу мурашки по коже. Когда к конторе подъезжала его машина, мы уже знали, что ничего хорошего не будет! Промчится по коридору, громко топая ногами, а мы скорей по кабинетам: сидим, притихнем. Никогда не знали, как сложится день, поэтому у нас под рукой всегда была рабочая одежда, так как не раз и не два Григорий Николаевич отправлял всех конторских чистить от снега железнодорожные пути – за 10-15 километров от города. Кругом глухая тайга, сугробы по колено, мы бредем по шпалам с лопатами наперевес. Спина гудит, и присесть негде. Подъезжала «дежурка», и вот оно, долгожданное: «Девки, обедать!» Еле-еле тащимся к теплушке. Наедимся, разомлеем. Кто песню затянет, а кто словечко острое вставит. Начальник носится вокруг нас, готов расцеловать, только б работали, но мы-то знаем, что завтрашний день ничего хорошего не сулит! Святая обязанностьА бывало, бросали нас на звеносборку. Хорошо, если на склад, а то и ограду убирать. Плакали наши руки, да и лицо в мазуте. А как не вспомнить золотую осень – сентябрь и огромные картофельные поля совхоза «Марковский»! Всем составом, а это человек сто, грузились на баржу – и на неделю на свежий воздух: помогать сельскому хозяйству. Это была ежегодная трудовая повинность, причем никого не спрашивали, занят – не занят, дети ли дома ждут. Подчинялись беспрекословно. Начальник, служащий, рабочий – никто не ныл: копать картошку – святая обязанность! Бесконечные гряды снились потом целую зиму, зато ели свою наивкуснейшую картоху, а не привезенную из тьмутаракани. Не считаясь с личным временем…Мы, служащие, обеспечивали своевременное финансирование СМР и выдачу заработной платы. Придешь домой, а голова трещит от полученной информации и цифр. Работали, не считаясь с личным временем: надо, значит надо, срок есть срок. А инженерный состав?.. Это команда парней – высоких, красивых, а самое главное, грамотных, которых воспитал Григорий Николаевич. Многие из них – Н. И. Паленый, Е. В. Агадецкий, В. И. Косянин, Н. И. Лебедев, В. М. Щелев, Н. М. Залеев, С. Н. Крутась – со временем стали крупными руководителями. Это был боевой отряд прорабов, мастеров, с полуслова понимавших командира. Год назад Н. М. Залееву исполнилось 90 лет, с чем и поздравляем! Сдержанный, умный человек. Здоровья ему! А таким людям, как Г. Н. Загородний, на каждом железнодорожном перегоне нужно ставить памятник. Благодаря организаторским способностям этого человека, умению отстаивать собственную точку зрения, силе воли и незаурядному уму здесь, в тайге, были проложены рельсы. У Григория Николаевича была семья, которую обожал, но, несмотря на это, двадцать четыре часа в сутки он делал все для того, чтобы в Сибири ходили поезда. Дорога юности, судьбы дорогаМой рассказ отражает далеко не все памятные события. О бурном, горячем времени остались незабываемые впечатления. И о тех порядочных людях с твердым, сильным характером, без остатка отдававших себя работе. С тех пор прошло много лет. Один государственный строй сменил другой, а стройку века однажды признали ненужной! Но она ожила, новые строители вдохнули в нее новую жизнь. И как прежде, круглые сутки стучат колеса, и как раньше, везут по ней вагоны древесину, уголь и другие грузы, а наши соотечественники, преодолевая тысячи километров, перемещаются из одной области в другую. Такой у меня был БАМ. Ничто на земле не вечно, но человечество должно сохранить память о героическом прошлом и людях, которые вершили нашу историю. И передать этот бесценный опыт будущим поколениям.
|
|