Когда творят... животные |
03 Ноября 2014 г. |
Животные-художники, скульпторы, танцоры, певцы, цирковые артисты... Кто они на самом деле? И достойны ли признания своего таланта? Недавно в Перу ученые обнаружили крошечного паучка, создающего гигантские по сравнению с его собственными размерами скульптуры-автопортреты. "Автор" размещает их в своей паутине, прячется в стороне и дергает за ниточки. Фигуры-марионетки начинают двигаться, шевелить лапками и другими частями тела, создавая впечатление абсолютно живых существ — и служат, таким образом, приманкой для насекомых. Талантливого паука уже негласно окрестили "Церетели" в честь знаменитого скульптора-монументалиста... А в 2011 году индонезийская макака выхватила камеру у британского фотографа и принялась увлеченно снимать саму себя. Ее "селфи" с голливудской улыбкой были опубликованы на сайте фонда Wikimedia — что вызвало недовольство фотографа, который объявил эти фото своей собственностью. Американскому Бюро по авторским правам пришлось разъяснять, что объектами таких прав не могут считаться произведения, созданные животными или растениями, а также силами неживой природы — например, морскими волнами...
Сегодня по всему миру распространяются рисунки, которые делают обезьяны, дрессированные слоны, дельфины, тюлени, морские львы и собаки — с помощью людей, разумеется. Самки орангутангов, например, предпочитают рисовать в стиле Пикассо. А, по твердому убеждению работников Национального института слона в Таиланде, слоны — прирожденные художники, способные создавать картины не хуже человеческих благодаря своему уму и гибкому хоботу. Известны случаи, когда "рисовали" черный носорог и лошадь-мустанг... "Картины" животных зачастую признают произведениями искусства, то есть объектами культуры, и продают, иной раз, за несколько тысяч долларов. Понятно, что это всего лишь бизнес. Но, тем не менее, способны ли животные к настоящему творчеству? Есть ли у них эстетическое чувство и тяга к прекрасному? И если да, то чем их таланты отличаются от наших? "Чувства прекрасного животные не лишены, — разъяснила зоопсихолог, доктор психологических наук, консультант ветеринарной клиники "Центр" Анастасия Никольская. — К примеру, английская писательница и этолог Джейн Гудолл, 45 лет изучавшая шимпанзе в дикой природе, наблюдала в их стае настоящий спектакль — "танец дождя". Первый дождь после периода засухи эти приматы отмечают тем, что срывают ветки с деревьев, а затем топают по лесу, держа их в руках, будто танцуют... Бывает, что шимпанзе становятся "художниками" в неволе: люди учат их рисовать, после чего обезьяны берут краски, кисти, фломастеры и пытаются что-то изобразить. Но никогда такие рисунки не были изображением какого-то объекта: это просто линии, мазки, некая абстракция. Для подлинного творчества, наверное, нужно что-то еще...". По словам зоопсихолога, творческий процесс занимает животных на очень непродолжительное время – так же, как ребенка в возрасте до трех лет. "Как долго трехлетний малыш может увлекаться каракулями на бумаге? И насколько он понимает, что именно делает? Для него это не более чем игра, — считает Никольская. — Возможно, животные передают с помощью рисования свои эмоции и мысли, но действие это абсолютно неосознанное. Согласно тесту Люшера, выбор цвета делается человеком бессознательно и определяется его общим эмоциональным состоянием. Ребенок не думает, что он передает кому-то это состояние. Он просто выплескивает его на рисунке. Животные в этом смысле — те же дети". Чем отличается творчество от простого мышления? Этим вопросом задаются многие ученые. Еще не так давно способность к искусству считалась прерогативой человека. И вот выясняется, что братья наши меньшие не менее талантливы, чем мы, а в животном мире хватает своих художников и скульпторов, чьи творческие возможности подчас гораздо выше, чем у среднестатистического человека. "Тем не менее, слово "творчество" по отношению к животным лучше брать в кавычки", — убеждена специалист в области поведения животных, руководитель лаборатории межвидовой коммуникации Карлова университета в Праге Марина Ванчатова. Много лет она пыталась выяснить, могут ли человекообразные обезьяны рисовать, как люди. "Не каждое поведение животного, связанное с его мышлением, – творческое, то есть содержит какую-то новизну. Мышление – более широкое понятие, с ним связано много процессов, таких как учение, подражание, коммуникация... Творчество может проявляться и в игре. Но не всегда то, что выглядит как шоу, спектакль, на самом деле является творчеством. Могут ли обезьяны, обученные рисовать, передавать свои мысли и желания через рисунки? По-видимому, да. Однако посредством рисунков приматы передают лишь собственные эмоции, и мы можем только по их схожести с проявлением человеческих эмоций предполагать, что они думают. Единственные приматы, которые рисуют и комментируют то, что они нарисовали, – это те, которые используют языки-посредники, например, язык жестов...". В этом смысле большой интерес у ученых вызывают знаменитые песни китов. Исследователи из Принстонского университета насчитали в каждой из них по меньшей мере шесть музыкальных тем, состоящих, в свою очередь, из нескольких музыкальных фраз. В некоторых обнаружили даже созвучия, похожие на рифмы. Каждый кит исполняет свою партию в общем слаженном хоре... Поют и тюлени. Однажды ихтиолог из Дании оказался свидетелем того, как рыбаки с Гебридских островов запели на берегу, и один из тюленей с близлежащего лежбища повторил мелодию нота в ноту. "Киты — одни из самых загадочных существ нашей планеты, — считает американский зоопсихолог, ведущий научный сотрудник Института биологии при Невадском университете Тимур Исмайлов. – Их песни явно не сводятся к одним только инстинктам размножения и самосохранения. Формула проста: если это не необходимо для выживания — значит, это творчество...". "Ну а наше с вами общение – разве творчество? Я думаю, что нет, – возражает Анастасия Никольская. — Песни китов – способность, направленная на такую же коммуникацию, довольно разнообразную, где-то приближенную к человеческой. Но и только. Безусловно, китовые "арии" передают эмоции. Но они, конечно, не являются песнями трубадура, который исполняет их под мандолину под балконом возлюбленной. Когда вы кричите: "Ах, черт побери!", пролив себе горячий чай на голую ногу, — это, скорее, крик о том, что вам больно...". А если речь идет о любви? Известны факты, когда в мире животных и птиц создавались пары на всю жизнь, а при гибели одного из "супругов" другой совершал самоубийство — как, например, в известной песне "Лебединая верность"... Брачные ритуалы у высших животных и птиц порой настолько сложны, что приобретают форму танца – а это, можно сказать, и есть искусство, замешанное на любви. "Животным доступны самые разные типы долговременных привязанностей: детско-родительская, дружеская, привязанность домашнего животного к своему владельцу. Возможна и любовь – в этих рамках. Как обоюдное чувство, влечение, возникающее из-за "химических", физиологических, психологических факторов в организме, — поясняет Анастасия Никольская. — А сложные танцы, похожие на балет, которые животные и птицы исполняют друг перед другом во время брачных ритуалов, управляются врожденной программой, которая в чем-то, конечно, прижизненно достраивается, но в целом все это – гены и наследственность...". Неоднозначна ситуация и с дрессурой. Многие дрессировщики говорят о своих питомцах как об артистах. Да и сами цирковые звери, следуя воле укротителя, как будто бы втягиваются в творческий процесс на репетициях и представлениях и, может быть, сами что-то додумывают, доделывают, играют свои роли, так сказать, с огоньком... "Хороший укротитель строит дрессуру не только на принуждении, но и на сотрудничестве, — комментирует Никольская. — В этом случае для животного становится очень важно получить положительную эмоциональную обратную связь: зверь видит, что дрессировщику нравится трюк, старается его повторить, заслужить одобрение человека, и в итоге работает не только за кусок колбасы или сахара. Они действуют сообща, как партнеры. Это уже – "про любовь", и с известной натяжкой может быть названо творчеством. Осознанно ли оно? В какой-то степени — да. Я лично знаю собак, которым нравится ходить на собачьи выставки, потому что там на них смотрят. Один мой "клиент", шпиц, кусал людей, не обращавших на него внимания... У животных тоже есть демонстративный тип характера — дрессировщики отбирают зверей в артисты именно по такому признаку. Почему одним животным это дано, а другим нет? Тут все, как и у нас с вами, – гены и врожденный тип темперамента...". Животные также могут воспринимать и чувствовать музыку. "На это способны и кошки, и собаки, и дельфины, — отмечает Никольская. — У коров, например, при прослушивании произведений Моцарта усиливается лактация — и снижается, если им ставить тяжелый рок. Я знаю собак, которые не реагируют на классику, но зато любят, когда звучит рэп: начинают носиться, радоваться, пытаются заигрывать... Есть собаки, которые воют под музыку, а некоторые лошади под ритмичную мелодию начинают идти в ритм... У меня была кошка-"клиентка", которая начала неожиданно набрасываться на хозяйку, и та не могла понять, чем вызвана такая агрессия. Выяснилось, что кошка нападала, только когда хозяйка отвечала на звонок мобильного. Незадолго до этого она поменяла прежний рингтон на 40-ю симфонию Моцарта. И, когда отвечала на звонок, тем самым прерывала мелодию... В итоге женщина купила диск с этой симфонией и ставила кошке слушать. Та подходила, ложилась рядом с проигрывателем и никуда не отходила, пока музыка не заканчивалась...". Все эти факты вызывают закономерный вопрос: могут ли животные, которые соприкасаются с человеком, научиться творчеству без кавычек? "Животные будут вынуждены приспосабливаться к меняющемуся миру, – считает Никольская. — Человек заполняет все больше пространства и остается самым грозным хищником на планете. Остальным видам существ, чтобы выжить, надо будет ускоренно эволюционировать. Наличие сильнейшего противника, конкурента заставляет мозг лучше действовать. Это мобилизует. Не исключено, что имея во врагах человека, некоторые животные начнут бороться за место под солнцем. В том числе, и творчески...". Значит, индонезийская макака, которая вырвала у фотографа камеру и стала снимать "селфи", сделала это специально? "Скорее всего, она просто заинтересовалась новой игрушкой, – считает Никольская. — Собезьянничала фотографа. Хотя человекообразные обезьяны узнают себя на картинках и в зеркале. Многие обезьяны, живущие рядом с человеком, украшают себя, наряжаясь перед зеркалом. И, кстати, им это нравится. Узнают себя в зеркале и дельфины. В одном из дельфинариев ученые наносили краской на кожу дельфинов метки, которые те могли увидеть, только посмотрев в зеркало. Дельфины начинали тереться этими местами о стенки бассейна и стирали метки — им украшательство, наоборот, было не по душе... Творчество – это и способность использовать вместо одного материала другой. Даже осьминоги используют старые покрышки, которые находят на дне океана, чтобы сделать себе гнездо. А крысы так вовсю пользуются объектами техногенного происхождения...Творчество это или только инстинкт? Возможно, и то, и другое. Известен случай, когда макака в одном из заповедников Японии помыла сладкий картофель и начала его есть. Так ей показалось вкуснее. Другие обезьяны последовали ее примеру, хотя раньше никогда такого не делали. Та обезьянка умерла почти 50 лет назад, но полезный обычай до сих пор передается из поколения в поколение: японские макаки время от времени собираются всей стаей и моют картошку...".
|
|