ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Земным путём святителя Софрония

Зоя Горенко, журналист, аналитик Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии   
23 Июля 2015 г.
Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/23-07-8 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

На последнем региональном фестивале «Байкальская пресса» победителем в номинации «Телевизионная программа года» стала режиссёр ИГТРК Мария Александровна Филатова.

{gallery}TXTS/2015/23-07-8{/gallery}

Многие наверняка знакомы с документальным фильмом «На Родине» (с участием Валентина Григорьевича Распутина), удостоенным премии конкурса Тэффи. Всероссийское признание получили и её работы «Военный лётчик 40-х», «Чёрное море моё» и другие.

На этот раз Мария представила на суд жюри и общественности фильм «Со святителем Софронием от Иркута до Невы и Днепра». Это – результат экспедиции по местам земной жизни и служения третьего епископа Иркутского – Софрония (Кристалевского)...

Санкт-Петербург

Мне посчастливилось быть членом этой экспедиции. Организовала её Светлана Николаевна Гладкова, староста строящегося в селе Шаманка Шелеховского района храма во имя святителя Софрония. Благодаря ей проект выиграл грант Общественного собрания Иркутской области. И 18 июля 2014 года мы отправились в путь по маршруту Иркутск – Санкт-Петербург – Киев – Березань (Киевской области) – Золотоноша (Черкасской обл.). К этому времени Мария Филатова со своим телеоператором Андреем Воробьёвым сняли одну из частей будущего фильма. О начале строительства, о людях Шаманки, о сплаве по Иркуту 13 июля, в день прославления святителя Софрония.

В Петербург мы отправились группой из семи человек. Кроме названных с нами были историк Тамара Крючкова, руководитель школы рукоделия Надежда Юшенкова и настоятель прихода иерей Павел Телегин.

Неделя в северной столице пролетела поющей стрелой. Нас приняли в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, где с 1746 по 1753 год был настоятелем епископ Софроний, будущий святитель Сибири. Нам дали на «должность» гида заведующего канцелярией, чудесного отца Льва (Чихирина), а принимал в лаврской библиотеке заведующий реставрационными мастерскими художник Дмитрий Мироненко, уроженец Красноярского края. Лёгкость нашего пребывания в Петербурге во многом обуславливалась «наличием» батюшки, который благословлял нас, молился о нас и заботился. Ну а кино снималось как бы само собой. Андрей таскал свои объёмные чемоданы с аппаратурой, в нужном месте доставая огромную камеру, а Маша незаметно им руководила.

После Петербурга нам предстоял полёт в Киев, куда по печально известным обстоятельствам «вход» для наших мужчин «террористического возраста» закрылся. Так что дальнейший путь мы продолжили чисто женским составом из пяти человек.

Киев

К сожалению, нам пришлось проститься не только с Андреем, но и с профессиональной аппаратурой. Роль оператора теперь перешла полностью к Марии, вооружившейся маленькой портативной камерой. О, как мы боялись, что и это сокровище у неё отберут при проверке на таможне! Но... молитвами святителя Софрония всё обошлось неожиданно легко и просто.

И мы отправились в объятия матери городов Русских, где в Духовной академии, которая тогда совмещала в себе курсы низшего, среднего и высшего образования, предположительно получил образование и Стефан Кристалевский. Постарались мы совершить и запрограммированное «крестное плавание» по Днепру. Но получилось оно, к сожалению, совсем не так, как мечталось, не так, как по Иркуту и Неве. На теплоходе гремела российская эстрадка, а из киевлян с нами был только один человек – искусствовед Татьяна Романец. Зато на Владимирской горке мы обрели сразу сотни единоверцев. Потому что попали в Киев 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в связи с чем возле памятника ему служился молебен. Мария, как и подобает истинному телевизионщику, пробралась в самый эпицентр события, где служил тогда ещё неизбранный митрополит Киевский – Онуфрий. Там, узнав, что мы из России, Машу даже расцеловали. Да, здесь мы были среди своих. Но чуть дальше прохаживались в камуфляже будущие участники АТО....

Березань – родина святителя

В Березани нас встретил начальник отдела культуры местной администрации Андрей Фомич. Благодаря ему мы увидели все красоты Березани, его людей, услышали чудные украинские песни. Читала нам стихи Тараса Шевченко 90-летняя основательница музея, учитель истории Галина Лаврентьевна Рех. Безусловно, на этих традициях и культуре воспитывался наш общий теперь земляк – русский украинский мальчик Стефан Кристалевский, будущий епископ Софроний, Сибирский целитель, как его называют в Березани.

От чистого истока

А ведь ещё несколько лет назад почти никто на родине святителя о нём практически ничего не знал. Даже священники. Настоящее прославление св. Софрония в Березани началось после того, как в ограде Свято-Михайловского храма на Заречье был выкопан колодец, а над ним – выстроена беседка, на «алтарной» стене которой захожая то ли из Киева, то ли из Белоруссии блаженная художница Мария написала икону святого. Лик его и убранство изображены канонически. Но с правой стороны мы видим типичный украинский пейзаж, с хатками и садочками, а с левой – суровую тайгу, верный признак Сибири. Есть в этом наивная народная трогательность и одновременно неизмеримая духовно высота. Недаром же икона время от времени мироточит. Всё это придумал и ежедневными (!) акафистами во время строительства храма и колодца воплотил в жизнь небольшой приход во главе с настоятелем протоиереем Петром Красножоном

Льются и льются слова акафиста, как живая вода, успокаивая, согревая, приподнимая... Потом, за праздничным столом, к гостеприимным хозяевам – «Спойте!» И они поют на три голоса: Андрей Фомич, отец Александр и отец Назарий. Поют украинские народные песни. И как поют! Так, как и должны петь на милой, цветущей, душевной, щедрой Украине, родине и прародине нашей многострадальной.

«Я отныне ни одному своему студенту не позволю говорить что-то презрительное об «украх», шутить на эту тему...» – выражает свое состояние Маша Филатова... А мы лишь вытираем слёзы.

Не высыхают наши глаза и на следующий день, на молебне у креста на месте будущего храма, где собралось уже гораздо больше березанцев. И молились мы о самом на тот момент главном – мире на Украине.

Красногорский ковчег

В сопровождении всё того же Андрея Фомича и его супруги Оксаны мы отправляемся в последнюю точку нашего паломничества – Красногорский Покровский монастырь, что находится близ городка Золотоноша Черкасской области. По пути заворачиваем в Переяслав-Хмельницкий, тот самый, где в 1654 году состоялась знаменитая Переясла́вская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством, закреплённое присягой на верность царю.

Стало быть, в 2014-м году – юбилей великого события – 360 лет. Но кто об этом вспомнил? По крайней мере, добрым словом? Хорошо хоть то, что на площади имени той самой Рады всё ещё стоит памятник в честь 325-летия нашего казавшегося нерушимым братства. Но неподалеку – камень, где запечатлена удивительная надпись: «Клятвы, данной на этом месте, отрекаемся. В этом крест целуем. Гетьман Украинского козацтва и вся генеральная старшина, и атаман, и козацтво» (в переводе с украинского языка). Отречение датировано 1992 годом, когда «правил гетьман Вячеслав Черновол», а «козацтво» ещё действовало сравнительно цивилизованными способами.

Радостью наполнились наши сердца, когда предстала перед нами табличка с надписью «Золотоноша». Значит, близко Красногорский монастырь. Здесь начался путь иноческого послушания выпускника Киевской духовной академии Стефана Кристалевского, получившего в постриге имя Софрония в честь патриарха иерусалимского. Восемь лет провёл он в этой благословенной обители, навсегда сохранив признательность ей и всячески помогая и при земной жизни и по отхождению в вечность. На присланные им из Сибири деньги на территории монастыря был построен второй храм – Преображения Господня, который по сию пору в быту называют «софрониевским».

Изначально основанный как мужской Красногорский монастырь, после некоторых реформаторских событий в России, в 1789 году наполнился сёстрами Киевского Иоанно-Богословского монастыря, и с тех пор существует как женский.

Неподалеку от основного монастыря находится Иоанно-Богословский скит. Туда нас рано поутру увозит на машине матушка Лариса. И мы попадаем из одной сказки в другую. Скитской храм оказывается неожиданно большим и величественным. Он новый, построенный совсем недавно по благословению и проекту митрополита Черкасского Софрония. И благочинную Красногорского монастыря тоже нарекли Софронией! Вся площадь перед храмом засажена розами. После, будучи в Никитском ботаническом саду в Крыму, мы невольно сравнили розарий сада и эту площадь. В пользу последней!

На службе молящихся монахинь единицы. Ведь как раз сенокосная пора. И большинство – на послушаниях. Поднявшись на колокольню, наблюдаем, как внизу маленькие фигурки складируют огромные тюки сена. В монастыре большое хозяйство с дойным стадом, так что кормов надо немало. Косят сами монахини, вручную. И таким же образом доят, заготавливают дрова...

Небесный софрониевский мост

Всё, что я сейчас пыталась описать словесно, запечатляла Машина камера, как будто прикипевшая к её руке. И многое другое, о чём мне не позволяет рассказать формат газеты, и ещё – чего словами не выразить, что может «заметить» только видеоглаз и звукозапись: лучи заката на куполах храмов, мирную тишину монастырского кладбища, тихие улыбки инокинь, янтарное свечение воска в руках матушки Софронии, ловкость худенькой послушницы Юлии, орудующей возле огромной печи, её живой рассказ о местных легендах – схимницах...

Потом, уже вместе с Андреем, была поездка в Нерчинск. Без этого знакового места служения святителя Софрония фильм был бы неполным.

1 февраля 2015 года состоялась его премьера. Зал Иркутского драматического театра им. Охлопкова был переполнен. Смотрели, как говорится, затаив дыхание. Потом каждый получил диск с записью фильма. Я обратила внимание, что имя Марии Филатовой числилось среди множества якобы авторов последним... Вот что такое – скромность.

Но вернёмся в зал. Самое главное, что среди гостей находились некоторые герои фильма, прибывшие издалека: монах Лев и художник Дмитрий Мироненко из Санкт-Петербурга, а также два березанских протоиерея – Александр Клименко и Пётр Красножон!

И снова посетила нас радость ощущения единства всей исторической Руси. Особенно это проявилось на встречах в селе Шаманка. В сельском клубе собрались люди, многие с украинскими фамилиями, которые ничем не отличались от березанцев. И отец Александр чудным голосом пел для них песню про «чорнобрывци», которые насеяла мама в волшебном крае и научила сына петь о своей цветущей надежде... Нашей православной надежде – одной на всех.

И будто вырастал над огромными пространствами нетленный мост, выстроенный когда-то святителем Софронием для нашего спасения.

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!