Поединок с инсультом: как восстановить речь |
04 Августа 2014 г. |
После инсульта человек медленно возвращается к жизни. Помимо двигательных функций, у перенёсшего это заболевание почти всегда страдают и высшие психические функции, такие как внимание и память, а с ними умение читать, писать, слушать и говорить. Индивидуальный подход Восстановительные способности человеческого мозга огромны и ещё до конца не изучены. После инсульта функции погибших клеток берут на себя клетки соседних участков. Мозг также способен создавать новые нервные клетки, которые будут выполнять функции погибших. Значит, постинсультные нарушения преодолимы: нужны только терпение и время. Восстановление речи взрослого человека отличается от помощи в овладении речью или исправлении её дефектов у ребёнка. Родственникам пациента необходимо ориентироваться на специализированную логопедическую помощь для взрослых. Универсальной методики речевой реабилитации не существует. Как правило, проблемы с речью после инсульта проявляются в виде афазий. Так называют системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни: фонетику, лексику, грамматику. Клиническая картина афазии неодинакова и зависит от очага поражения мозга, поэтому и подход в каждом конкретном случае будет строго индивидуальным. Итак, рассмотрим, какие расстройства речи бывают после инсульта. 1. Часто у больного наблюдается полное отсутствие речи, или он произносит лишь отдельные звуки, которые невозможно связать в единое целое. При этом, когда человек ест или пьет, он непроизвольно выполняет языком привычные движения,. А вот связной речи не возникает, поскольку поражены отделы мозга, которые давали команды речевому аппарату. Работу с такими больными чаще всего начинают с прослушивания музыкальных голосовых произведений – пациент следует своим голосом за популярной мелодией, и наступает момент, когда он вдруг выговаривает то или иное слово, причем абсолютно чисто. 2. Больной постоянно пребывает в эйфории, его речь льётся рекой, но она практически лишена смысла. В ней отсутствует всё, что организует словесный поток, в частности названия предметов. Такие больные указывают на нужный предмет рукой или выражают свои чувства междометиями, но не в силах обозначить всё это словами. Работа с этими больными обычно строится на решении простейших арифметических задач, которые ограничивают речевой поток и ставят всё, что произносится, в жёсткие смысловые рамки. 3. При некоторых видах инсульта у больного теряется связь между предметом и обозначающим его словом. Отсюда проблемы с пониманием: человек слышит обращённую к нему речь, но не может удержать в памяти информацию. Работа с такими больными начинается с показа предметов, при этом медленно, по слогам произносится их название. Затем следует заучивание отдельных слов, фраз, коротеньких стихотворений и обсуждение простых текстов. 4. Бывает, что речь у больного сохранена, но ему трудно понимать пространственные предлоги, наречия и некоторые глаголы, особенно с приставками. Например, понять разницу между «уходить» и «приходить» для него сверхсложная задача. Он плохо ориентируется в пространстве и может часами искать какой-либо предмет. В данном случае работа начинается с неречевых занятий: простого конструирования, срисовывания, лепки из пластилина – все это помогает восстановить пространственные представления и тем самым подготовить человека к адекватному восприятию речевых терминов. 5. Случается и нарушение общей речевой активности, когда у больного отсутствует желание не только говорить, но и поддерживать разговор. Он может повторить сказанное ему или ответить на вопрос, но сам вопроса не задаст. Из речи таких больных уходят организующие строй языка падежи и склонения. И здесь необходима специальная доречевая подготовка – выкладывание мозаики, составление узоров из кубиков, элементы рисования. Все это включает человека в обычную житейскую деятельность и тем самым побуждает его к речевому общению. Близким важно помнить: у больного после инсульта нарушена речь, но интеллект сохраняется. Общаться с утратившим речь человеком, безусловно, очень трудно, но необходимо. Больной должен постоянно слышать речь других людей, хотя бы по радио или телевизору. Необходимо стимулировать его малейшие попытки говорить самостоятельно. Полезно как можно чаще вовлекать его в общий разговор, давать ему слушать музыку, писать, рисовать, читать книги, журналы, обсуждать с ним прочитанное и услышанное, вместе перелистывать семейные альбомы, читать ему вслух, совместно решать несложные ребусы, кроссворды.
Массаж Делля Хорошо активизирует процесс реабилитации после инсульта, в частности речевого аппарата, специальный массаж Делля. Его разработчик, Владимир Делль, – один из тех, кто вышел победителем из поединка с инсультом. После обязательной консультации со специалистом массаж может делать кто-либо из близких больного или он сам. 1. Лёгкими движениями разотрите пальцами края ушных раковин, медленно продвигаясь сверху к мочке уха, затем обратно и снова к мочке уха. Края уха должны потеплеть. После этого разомните срединную часть ушной раковины. Делайте массаж обеих раковин одновременно. Затем потяните мочки ушей вниз несколько раз, пока они не станут розовыми и тёплыми. 2. Активно разотрите указательным и средним пальцами рук кожу за ушами и перед ними. Потом сделайте то же самое одними указательными пальцами. 3. Помассируйте бугорки за ушами и углубления под ними. Вставьте указательные пальцы в оба слуховых прохода и помассируйте их так, будто удаляете попавшую в них воду. 4. Средними и большими пальцами хорошо разомните мышцы, расположенные по обе стороны шейного отдела позвоночника. Массируйте заднюю часть шеи вверх-вниз до ощущения теплоты. Теперь «попилите» шею ребрами обеих ладоней. Разомните и вновь «попилите». И так несколько раз. 5. Сделайте массаж передней и боковых сторон шеи. Большим и указательным пальцем поочерёдно то правой, то левой рукой поглаживайте шею сверху вниз не менее 10 раз. 6. Рёбрами ладоней со стороны больших пальцев массируйте поочерёдно то правой, то левой рукой основание шеи (там где она переходит в ключицы) с двух сторон сверху вниз. После этого, то одной, то другой ладонью сделайте массаж шеи сзади, словно стряхивая с неё что-то. 7. Теперь осторожно помассируйте голову. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь, голову свободно свесьте на грудь. Не спеша, несколько раз легонько погладьте ладонями лицо, затем голову и шею. Постепенно усиливайте давление подушечек пальцев на кожу головы – пальцы при этом полусогнуты и чуть раздвинуты. После этого круговыми движениями по часовой стрелке легко разотрите лоб, виски, затылок. Проделайте это не менее 10 раз. И ещё раз погладьте лицо. 8. Пальцы обеих рук положите на лоб справа и слева от центра, туда, где проходит граница волосяного покрова. Очень медленно продвигайте их к тому месту, где у маленьких детей находится родничок (назад и к центру). При этом массируйте кожу, двигайте её во все стороны. Когда пальцы встретятся на родничке, прижмите все подушечки пальцев к коже и активно двигайте её вперед-назад минуты три, затем опустите руки. Отдохните и повторите упражнение. Завершите его поглаживанием лба. 9. Указательный, средний и большой пальцы обеих рук соедините, прижмите к вискам. Подушечками пальцев массируйте виски по часовой стрелке. Присоедините остальные пальцы и продолжайте массаж головы, медленно продвигаясь от висков к макушке, как бы прощупывая каждый сантиметр кожи головы. Кожу разминайте и двигайте, чтобы усилить кровообращение в подкожных сосудах. Когда пальцы на макушке встретятся, хорошенько её помассируйте, затем отдохните. 10. Перейдите к массажу затылка. Там, где начинается шея, находятся две симметричные впадины. А в центре под затылочной костью есть еще одна, побольше. Её надо хорошо помассировать средними пальцами, а боковые впадины – большими и указательными. Делайте это одновременно двумя руками, не менее 10 раз. Затем лёгкими прикосновениями погладьте всё лицо и голову. 11. Теперь дайте рукам отдохнуть. Погладьте их от кончиков пальцев до плеча со всех сторон, положите на колени и посидите, расслабившись. Кстати, в домашней аптечке желательно иметь таблетки глицина. Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, повышает умственную работоспособность, уменьшает выраженность мозговых расстройств при ишемическом инсульте. улучшает настроение; нормализует сон. При внезапном возникновении неприятных ощущений в руке или ноге, прежде всего слабости, а также при расстройстве речи нужно сразу положить под язык пять таблеток глицина, чтобы в какой-то степени предотвратить нарушение работы головного мозга.
|
|