НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Виновные так и не наказаны: 20 лет назад над Черным морем сбили Ту-154

04 Октября 2021 г.

4 октября 2001 года над Черным морем потерпел крушение российский пассажирский самолет Ту‑154 М, выполнявший чартерный рейс по маршруту Тель-Авив (Израиль) — Новосибирск. Погибли все находившиеся на его борту — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

По итогам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) выяснилось, что Ту-154 М сбила ракета украинского зенитного ракетного комплекса С‑200, запущенная в ходе учений.

Однако в январе 2011 года Киевский апелляционный суд вынес определение, что следователям МАК не удалось доказать, что самолёт был сбит украинской ракетой.

Хроника событий

В 10 часов утра по местному времени из аэропорта Тель-Авива в Новосибирск вылетел самолет авиакомпании «Сибирь» (сейчас это авиакомпания S7). Через час сорок самолет вошел в зону ответственности российского диспетчерского центра, летчики были готовы приступить к снижению, им предстояла посадка в Сочи для плановой дозаправки — без посадки Ту-154 такой маршрут преодолеть не мог.

В 12:45 по московскому времени экипаж экстренно вышел на связь — магнитофон автоматизированной системы управления воздушным движением зафиксировал звуки нажатия бортовой радиостанции, шумы и крики экипажа. Единственная фраза, которую удалось разобрать: «Куда попали?» Потом самолет внезапно исчез с радаров. В то же время пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Армавиа», который летел примерно на километр ниже, доложил о вспышке вверху и падении обломков самолета.

В день трагедии на мысе Опук (восточная часть Крыма) проходили учения украинской армии, в ходе которых дивизион зенитно-ракетной бригады выпустил 23 ракеты разного класса. Один из пусков произошел как раз в 12:41 по Москве. Комплекс С-200 должен был поразить беспилотный самолет-мишень.

  • Российское руководство, впрочем, поначалу не спешило возлагать ответственность за случившееся на Украину. А в тот же день президент Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить российский самолет.

— Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно, — заявил тогда Путин.

Что установило расследование

Первой и самой естественной версией причин катастрофы стал теракт, ведь менее чем за месяц до этого произошла террористическая атака в США на башни-близнецы.

Но изучение доставленных на берег обломков показало, что наиболее вероятная причина катастрофы — попадание ракеты. В обломках фюзеляжа и внутренних элементов самолета насчитали 460 характерных пробоин, оставленных металлическими шариками. Именно такие шарики, шрапнель, используются в качестве основного поражающего элемента в ракетах «земля-воздух».

Как писало еще в 2003 году украинское издание ZN.UA, учения проходили со множеством нарушений. У зенитчиков практически не было опыта стрельбы реальными ракетами, и когда на радаре появились сразу три точки (беспилотный самолет-мишень, Ту-154 и Ан-24 «Армавиа»), они просто выбрали наиболее крупную цель, не запросив дальности до целей (это позволило бы понять, что две из них явно находятся вне зоны стрельбы). Причиной такой спешки стало присутствие на командном пункте высших чинов Минобороны.

Еще одной причиной трагедии стало то, что, затеяв учения, военные были обязаны предупредить об этом летные службы, временно полностью запретив любые полеты гражданских судов в опасной зоне. Поскольку на учениях использовались ракетные комплексы С-200, размер этой зоны должен был быть как минимум не меньше максимальной дальности полета такой ракеты (300 километров). Однако в этом случае украинскому Минобороны пришлось бы выплачивать авиакомпаниям компенсации за изменение курса. Поэтому небо было закрыто только в 70-километровой зоне вокруг мыса Опук.

  • Случившееся 4 октября описывает короткая фраза неназванного украинского военного: «Не туда попали».

Что говорили власти Украины

С самого начала украинские власти отказывались признать свою вину, настаивая на том, что сам по себе факт поражения самолета ракетой не доказывает вины их военных. В ходе поисков не были найдены ни части ракеты, ни черные ящики самолета (что неудивительно, поскольку большая часть осколков погрузилась на дно). Указывалось также на неполное соответствие состава взрывчатого вещества, обнаруженного на шариках шрапнели, взрывчатому веществу в ракетах С-200.

Тем не менее межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что лайнер сбила именно зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины во время военных учений. Ответственность своей страны сначала нехотя, но признал тогдашний президент Украины Леонид Кучма, сделав это, правда, в очень странной форме.

  • «Что мы — первые или последние? Не нужно из этого делать трагедию, раз уж случилась какая-то ошибка. Ошибки случаются всюду, и не только такого масштаба, значительно большего масштаба — планетарного», — заявил он, отвечая на вопросы журналистов.

Извинения принес и министр обороны, генерал армии Александр Кузьмук, правда, сделал он это тоже в довольно странной манере, поставив в один ряд не только родственников погибших, но и «президента, правительство, Верховную Раду и народ Украины», поскольку случившимся «нанесен ущерб авторитету государства».

Заявления эти, впрочем, не имели никаких реальных последствий. Уголовное дело по факту крушения самолета было закрыто в России и открыто в Украине, но виновные в трагедии так и не были названы.

Официально Украина не признала свою вину до сих пор. В 2005 году правительство этой страны перечислило Израилю и России компенсации для родственников погибших (по $200 тысяч за каждого убитого), однако сделано это было в качестве «добровольной гуманитарной выплаты».

Авиакомпания не получила ничего

Гуманитарные выплаты не коснулись имущественного ущерба. Авиакомпания «Сибирь» много лет пыталась судиться с Украиной, требуя компенсации в размере 15,3 миллиона долларов за уничтоженный самолет. Поскольку иск был подан в украинский суд, повторная экспертиза причин катастрофы была поручена украинским же экспертам из Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) и Харьковского института воздушных сил. Эксперты выдали заключение, основная суть которого сводилась к тому, что самолет не мог быть поражен украинской ракетой.

  • На вопрос, что именно случилось 4 октября 2001 года над Черным морем, эксперты ответа не дали.

От попыток поднять со дна остатки самолета (в том числе так и не найденные черные ящики) было решено отказаться. Глубина в этом месте достигает двух километров, нижние слои насыщены сероводородом, а дно покрыто толстым слоем ила, что делало такую операцию сложной и опасной (без каких-то гарантий, что удастся найти новые улики).

В 2015 году родственники погибших направили обращения в российскую генпрокуратуру и президенту с требованием возобновить расследование этой трагедии. Однако ни к каким результатам это до сих пор не привело.

По инф. pnp.ru и ngs24.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!