Удивительные и невероятные факты о легендарном внедорожнике «Нива» |
19 Октября 2020 г. |
Lada 4x4 ("Нива"), которая пережила обновление в начале 2020 года, выпускается на АвтоВАЗе с 1977 года. Ее можно действительно считать одним из предков современных кроссоверов, а также внедорожников малого класса. 1. Опытный экземпляр ВАЗ-Э2121 за ярко-зелёный цвет называли "Крокодилом". Первый прототип 1971 года выпуска напоминал французские Renault Rodeo (1970) и Citroen Mehari (1968). Советский экспериментальный автомобиль также имел открытый тентованный кузов и мало чем походил на облик классической "Нивы". Финальный вариант экстерьера, который нарисовал дизайнер Валерий Семушкин, был готов к 1973 году. Не секрет, что Семушкин подсмотрел некоторые дизайнерские решения с итальянского Fiat-127. 2. На предсерийные ходовые образцы "Нивы" во время испытаний наклеивали шильдики с латинской буквой F и размещали таблички free way ("свободный путь"). Внедорожник также носил временное название - Formika ("муравей"). Семушкин и вовсе специально разработал для тестовых автомобилей новую эмблему в виде красно-белого мальтийского креста, который вписывался в окружность. 3. Еще одним «крестным» Нивы стал генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, страстный автомобилист, владевший, по разным оценкам, коллекцией из 49 или даже 68 автомобилей. После показа ходовых образцов генеральному директору завода Виктору Полякову, а затем министру автомобильной промышленности Александру Тарасову будущую Ниву отправили на показ Брежневу. По воспоминаниям Семушкина, генсек двадцать минут неизвестно где катался, к ужасу охранников, на экспериментальной машине, потом вылез из нее, хлопнул ладонью по крыше и сказал: «Делайте автомобиль!» 4. Первый раз о Ниве достаточно подробно рассказали (и показали на фото) в февральском номере журнала «За рулем» за 1976 год — в рубрике «XXV съезду КПСС». В статье говорилось: «Экспериментальный образец этой интересной машины, получившей название „Нива“, экспонировался летом и осенью минувшего года на ВДНХ, во время тематической выставки „Технология автомобилестроения-75“». Так что, вопреки распространенному мнению, в то время проект уже не был засекреченным. 5. Изначально автомобиль предлагался по цене 9000 рублей, дешевле Волги (9200–9600 рублей), но значительно дороже самой дорогой модели ВАЗ — 2103, которая стоила от 7300 до 7600 рублей, и Москвича-412 (7500–7800 рублей). В 1979 году все машины подорожали, цена Нивы взлетела чуть ли не до 11 000 рублей, так что дороже оказалась только Волга ГАЗ 24–02 с кузовом универсал — 14 000 рублей. К 1983 году статус-кво был восстановлен: ГАЗ-24 — 11 200 рублей, ВАЗ-2121 "Нива" — 10 300 рублей. 6. Новый автомобиль хорошо приняли не только у нас, но и за рубежом. Было время, когда 70 % всех "Нив" отправляли на экспорт. Толчок к росту европейских продаж русской машины дала… погода. Зима 1979 года в Европе выдалась необычайно снежной, и европейцы с оторопью смотрели, как "Нива" проезжала там, где сидели тяжелые джипы. «Лучшей рекламы нельзя и представить: в тот год в одной только Германии "Нив" продали в четыре раза больше, чем годом ранее». Нивы продавались в 100 странах мира, в шести из них (Бразилия, Эквадор, Чили, Панама, Греция и Канада) автомобиль собирали из машинокомплектов. И в Австрии, и даже в Новой Зеландии "Нива" несколько лет была самым популярным внедорожником. В Германии за "Нивой" стояла очередь, как в странах соцлагеря. И до сих пор во многих странах у этого автомобиля масса поклонников, так что "Нивы" и сейчас там нередко встречаются. 7. Успеху "Нивы" за рубежом способствовали и спортивные достижения модели. Автомобиль участвовал в больших ралли-рейдах с 1979 года. В первом марафоне с участием "Нив" до финиша добрались около трети участников. Нивы пришли обе. В 1980 году экипаж "Нивы" (Андрэ Троса и Жаки Турон) занял уже 19-е место. В 1981 году "Нива" с Жан-Клодом Бриавуаном и Андре Делиаром лидировала почти всю гонку, получила пробой радиатора и чуть не сошла с дистанции, но все-таки добралась третьей. На марафоне «Париж-Дакар» 1982 года Жан-Клод Приавон и Андре Делиар на "Ниве" заняли вторую ступень пьедестала. В «Ралли Фараонов-84» экипажи на "Нивах" оккупировали весь подиум. 8. В 1998 году "Нива" поднялась своим ходом до базового лагеря Эвереста, расположенного на высоте 5300 м. В том же году "Нива", сброшенная с парашютом на льды, завелась и доехала до Северного полюса Земли. Годом позже "Нива" взобралась на высоту 5762 метра в Гималаях, на Тибетское плато. 9. "Нива" — теле- и кинозвезда. Пересчитать советские и российские фильмы, в которых «играла» модель, невозможно. Однажды ей даже пришлось изображать американский банковский броневик (фильм «Мираж» по детективу Чейза). А из иностранных работ можно вспомнить «Робокоп», «Золотой глаз», «И целого мира мало», «Ее звали Никита», «Кто я?», «Час пик-3», «Миссия невыполнима», «Неудержимые-3», «Корсиканец», «Механик: воскрешение», «Невероятная жизнь Уолтера Митти». 10. Почему запасное колесо "Нивы" располагается в подкапотном пространстве? Всё очень просто. Короткий задний свес автомобиля не позволял разместить 16-дюймовую "запаску", в багажном отделении колесо "съедало" значительную часть полезного пространства, а сзади или сбоку пятое колесо выглядело бы не эстетично. Зато из-за продольного расположения двигателя запасное колесо легко вписывалось в моторном отсеке. 11. "Нива" оснащается постоянным полным приводом, раздаточной коробкой с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. Такой "арсенал" не меняется вот уже 43 года. Машину отличает повышенные уровень шума и расход топлива во всех режимах движения. В советские годы некоторые владельцы ВАЗ-2121 умудрялись снимать с машины передний редуктор с полуосями, "раздатку" с карданным валом. Приходилось устанавливать укороченный задний карданный вал. Такая заднеприводная трёхдверка действительно становилась тише и потребляла на 1-2 литра бензина меньше, но при этом увеличивалась нагрузка на задний мост и появлялась избыточная поворачиваемость. Сегодня же находятся энтузиасты, которые превращают "Ниву" в переднеприводный автомобиль.
По инф.
|
|