Панорама «Оборона Севастополя»: история шедевра |
14 Мая 2021 г. |
14 мая 1905 года состоялось открытие панорамы, созданной к 50-летию обороны Севастополя во время Крымской войны. Вскоре после окончания Крымской войны (1853–1856) в России развернулось движение за увековечение памяти героев обороны. По всей стране собирали средства на сооружение памятников. Особенно много было сделано в период подготовки празднования 50-летия обороны Севастополя. На местах, где располагались бастионы и батареи, встали памятники, появились памятные доски. В 1905 году на бывшем 4-м бастионе открылась панорама «Оборона Севастополя» – замечательное произведение мастера русской батальной живописи Франца Рубо, сразу получившее широкую известность. Огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров изображает отражение русскими солдатами генерального штурма англо-французскими войсками Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 года. Здание, в котором размещена панорама Во время Великой Отечественной войны, 25 июня 1942 года, фашистскими бомбами и снарядами здание панорамы было частично разрушено, большая часть полотна сгорела. 86 его спасенных фрагментов на корабле «Ташкент» были вывезены на Кавказ, а потом переправлены в Новосибирск и в Москву. Без малого 10 лет потребовалось художникам студии имени Грекова, чтобы, опираясь на эскизы, фотографии и словесное описание полотна, реставрировать его. Возглавляли эту грандиозную работу академики живописи В. Яковлев и П. Соколов-Скаля. Второе открытие панорамы состоялось 16 октября 1954 года. Рубо является автором и другой широко известной панорамы – Бородинской. Фрагмент панорамы *** Еще знаменитые отечественные панорамы:1. Панорама «Бородинская битва», Москва Знаменитая московская панорама появилась к вековому юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатива принадлежала художнику Францу Алексеевичу Рубо. Ее размеры составили 15 на 115 метров. Для демонстрации произведения решили возвести отдельное здание – деревянный павильон, который был установлен на Чистопрудном бульваре. Торжественная церемония открытия «Бородинской панорамы» состоялась 29 августа 1912 года. через некоторое время крыша павильона начала протекать и само здание, не рассчитанное на долгий срок службы, стало приходить в негодность. Но начавшаяся мировая война, а за ней революция отодвинули решение судьбы произведения до 1918 года, когда панорама была снята, свернута и начала кочевать по складам и подвалам Москвы. Из-за неправильных условий хранения была утрачена большая часть произведения, но после Великой Отечественной войны группа реставраторов взялась за восстановление панорамы. Новый холст не сразу был выставлен на всеобщее обозрение, а лишь в 1962 году. Франц Алексеевич Рубо 2. Панорама «Сталинградская битва», Волгоград Идея создать панораму, которая увековечила бы подвиг защитников Сталинграда, впервые прозвучала уже в 1943 году. В 1944 году был создан первый вариант, разборно-передвижная панорама, изображавшая события сентября 1942 года и битву на Мамаевом кургане. Этот проект в итоге был отвергнут, и после войны студия военных художников имени М. Б. Грекова взялась за новую картину. Позже начались работы по сооружению отдельного здания для картины о Сталинградской битве, само полотно было создано заново и стало самым крупным среди отечественных произведений живописи: в длину его размеры составили 120 метров, в высоту – 16. Доступ к экспозиции был открыт в июле 1982 года. 3. «Волочаевская битва», Хабаровск Сюжетом для этой панорамы размером 6 на 43 метра стало Волочаевское сражение – битва во время Гражданской войны. Авторами произведения стали художники-баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко. Картина заняла место в круглом зале здания Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, а открытие панорамы состоялось 30 апреля 1975 года. 4. Панорама «Транссибирская железная дорога» Уникальная в своем роде панорама когда-то завоевала Золотую медаль Всемирной выставки в Париже – произошло это в 1900 году. Демонстрировалось произведение необычным образом: посетители занимали места в трех вагонах, стоявших в павильоне. Специальные приспособления создавали иллюзию движения вагонов – их покачивало, как во время настоящей поездки. Но главная иллюзия ждала посетителей за окнами вагонов: там двигались четыре экрана с акварельными изображениями видов вдоль Транссибирской железной дороги. Самый быстрый, ближний экран, вращался со скоростью 300 метров в минуту – на ленту были наклеены камни и валуны, на следующем экране, чуть медленнее – кусты. Основная лента с акварелями двигалась перед стоящими вагонами со скоростью 40 метров в минуту. Общая длина панорамы составила 942 метра, картина представляла собой виды Великого Сибирского пути от Самары до Владивостока. Художник – Павел Пясецкий – работал над панорамой с 1894 года. За свою работу Пясецкий получил на выставке в Париже орден Почетного легиона. После возвращения в Россию панорама многие годы провела в запасниках. В 2007 году отреставрированные акварели «Транссибирская железная дорога» вновь увидели свет на выставке, посвященной 170-летию Российских железных дорог, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
По инф.
|
|