НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

На поезде от Петербурга до Владивостока: как открыли Транссибирскую магистраль

14 Июля 2020 г.

Великий Сибирский путь начали строить в 1891 году, а 14 июля 1903 года его ввели в эксплуатацию.

Проекты строительства железной дороги в Сибирь рассматривались с начала 1880-х годов, а в 1990 году император Александр III издал указ, адресованный министру путей сообщения Адольфу Гюббенету «Об отчуждении земель для сооружения железнодорожного пути от города Владивостока до пристани Графской». Позже по предложению министра для начала строительства выбрали Челябинск, поэтому дорогу решили продлить от станции Миасс в Челябинской области до Челябинска. В 1891 году император подписал рескрипт к цесаревичу Николаю Александровичу, повелев «ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

За 1891-1916 годы было построено семь тысяч километров железной дороги между Миассом и Владивостоком. За это время в Великий Сибирский путь было вложено около 1,5 миллиарда рублей. К работе привлекалось огромное количество людей. Если в начале строительства в нём участвовали около 9,6 тысячи человек, то к 1896 году — около 80 тысяч.

Движение поездов началось в 1901 году, а с 14 июля 1903 года наладили регулярное железнодорожное между Петербургом и портами Владивостоком и Порт-Артуром. Правда, на тот момент составы переправляли через Байкал на пароме.

Сейчас Транссиб протянулся между станцией Москва-Пассажирская-Ярославская и станцией Владивосток на 9288,5 километров. Скорый поезд следует по нему около шести суток, проезжая 21 регион, встречая по пути 87 городов, пересекая 16 крупных рек, и проезжая вдоль Байкала 207 километров, а по берегу Амурского залива Японского моря — 39 километров.

Рекорды Транссиба

1. Самая протяженная железная дорога на планете

Фактическая протяженность Транссибирской магистрали по главному пассажирскому ходу составляет 9288,2 км (примерно 5772 мили). По этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше – 9298 кми не совпадает с реальной. Началом Транссибирской магистрали уже около 70 лет считается Ярославский вокзал Москвы. Завершение Транссиба на восточной окраине Росссии – Владивостокский вокзал – находится на берегу бухты Золотой Рог Японского моря.

2. Один материк и два континента

Транссиб проходит по территории двух континентов: Европе (1777 км) и Азии (7512 км) и пересекает материк Евразию с запада на восток. На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию – 80,9%. Условной границей Европы и Азии принят 1778-й км Транссиба. Там, близ города Первоуральск, при пересечении железной дорогой невысокого перевала центральных Уральских гор установлен памятный знак (с южной стороны дороги, на фото слева). Он так и называется – “граница Европы и Азии”.

3. Через всю необъятную Россию

Транссиб проходит по территориям 12 областей, 5 краёв, 2 республик, 1 автономной области и 1 округа в составе области: Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Кировской областей, Удмуртской республики, Пермского края, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев (приведены последовательно, с запада на восток). Все они расположены на территории России. Если повезет, то, проезжая по Транссибу, вы сможете увидеть знаки или плакаты, фиксирующие административные границы.

4. Вдоль магистрали – почти девяносто городов

На Транссибе расположено 87 городов: 5 с населением свыше 1 миллиона человек (Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск), 9 с населением от 300 тысяч до 1 миллиона (Ярославль, Киров, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток) и 73 города с населением менее 300 тысяч. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва – столицей России. 46 городов и 3 поселка представлены в Интернете.

5. Большие реки Евразии на нашем пути

На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь,Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур – наиболее широкая (около 2 км), поскольку магистраль пересекает его в среднем течении. Такие крупные реки, как Обь и Енисей – пересекаются железной дорогой ближе к их верхнему течению, поэтому их ширина в месте пересечения с Транссибом – около 1 км. Наиболее опасная река на пути – Хор, на юге Хабаровского края: в период паводка она может подняться на 9 (!) метров. Рекой, причинившей наибольший ущерб Транссибирской магистрали за всю ее историю, следует признать забайкальскую реку Хилок – в период наводнения 1897 г. она размыла и разрушила большую часть западного участка Забайкальской дороги.

6. Уникальное озеро на полпути к Тихому океану

На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал. Это уникальное, самое глубокое в мире озеро (наибольшая глубина 1637 м) – крупнейший резервуар пресной воды на планете. Берега и окрестности Байкала представляют собой красивейшие места, где вы можете насладиться видом снежных гор, потрясающе прозрачной воды и уникальных природных достопримечательностей. Если ехать на поезде с запада, то впервые нашему взору Байкал открывается на 5276 км после Андриановского перевала (издалека внизу), а через 28 км (перед станцией Слюдянка-2) дорога спускается к озеру и вплотную подходит к его берегу. От берегов Байкала на восток поезд отворачивает после станции Боярский (5499-й км), а последний раз блеск озерной воды сквозь деревья можно увидеть на 5518-м км дороги.

7. Географические пределы

Самая западная станция – Москва-3 (55о45′ с.ш., 37о34′ в.д.),
Самая восточная станция – Хабаровск-2 (48о31′ с.ш., 135о10′ в.д.),
Самая южная станция – Владивосток (43о07′ с.ш., 131о53′ в.д.),
Самая северная станция – Киров (58о36′ с.ш., 49о38′ в.д.).

8. Полюс холода

Полюс холода Транссибирской магистрали находится на участке Могоча – Сковородино. Это не самый северный (географически) участок, но это самые суровые по климату места на дороге – наиболее низкие зимние температуры там достигают -620С. Там также расположена сплошная зона вечной мерзлоты. Напротив, самые мягкие по климату места расположены на крайнем востоке – в районе Владивостока. На берегах Амурского залива морской климат и теплая зима, но нежаркое лето. И нужно отметить, что практически вся дорога проходит по местам с умеренным или суровым климатом, так что субтропики на пути вам не попадутся и самый теплый край на Транссибе выделить довольно трудно…

9. Самые высокие точки

Самая высокая точка над уровнем моря, на которую поднимается железная дорогана Транссибе – это Яблоновый перевал в Забайкалье, 6110-й км – между станциями Яблоновая и Тургутуй (на снимке слева). Высота над уровнем моря – 1040 м. Второе место по абсолютной высоте – у станции Кижа западнее Петровского Завода – более 900 м (точная высота неизвестна). Третье – Андриановский перевал западнее Байкала – около 900 метров.

10. Самая низкая точка

Железная дорога перед Владивостоком на протяжении 39 км проходит по берегу Амурского залива Японского моря, ненадолго иногда от него удаляясь. Но самая низкая точка – около 4 м над уровнем моря – находится в том месте, где дорога только подходит к берегу залива со стороны Уссурийска, между станциями Амурский Залив и Угольная, примерно на 9252 – 9253 км дороги.

11. Самые крутые спуски

Самый крутой спуск на Транссибе находится между станциями Андриановская и Слюдянка-2. Он продолжается от перевала Андриановский до берега озера Байкал. За 30 км железная дорога спускается вниз более чем на 400 метров, а на некоторых участках – таких, как Медлянская и Ангасольская петли, уклоны достигают 17 тысячных. Этот участок построен в 1947-1949 гг. и сдан в эксплуатацию в 1949 г. Из других крутых спусков достойны упоминания восточный спуск с Яблонового перевала в Забайкалье, восточный спуск с водораздела Обь-Енисей западнее Красноярска, спуск с Щебенчихинского перевала южнее станции Вяземская и спуск с отрогов Малого Хингана восточнее станции Облучье.

12. Самая пологая дорога

Самый протяженный пологий участок на магистрали, без какого-либо присутствия гор и холмов, зафиксирован между реками Обь и Иртыш (или, точнее, между станциями Московка восточнее Омска и станцией Новосибирск-Западный). Его длина составляет около 600 км и почти на всей его длине железная дорога практически прямая, за исключением иногда попадающихся плавных изгибов железной дороги в несколько градусов.

13. Самые длинные мосты

Самый длинный мост на Транссибе был построен в 1913-1916 гг через реку Амур длиной 2568 м и включал 18 пролетов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой. В 1999 году начался его демонтаж, а рядом был построен за 1992-1999 гг. совмещенный автомобильно – железнодорожный мост с длиной русловой части 2612 м. Наиболее длинные мосты после Амурского – Зейский (1102 м), Камский (945 м), Енисейский (934 м), Обский (820 м), Иртышский (734 м).

14. Самые длинные тоннели

Самый длинный тоннель – под Амуром, параллельно Амурскому мосту (длина 7198 м). Построен он был по стратегическим соображениям в 1937-1942 гг. Но, поскольку он расположен параллельно главному ходу, а основной ход идет по Амурскому мосту, то самым длинным тоннелем на главном пассажирском ходе Транссиба следует признать Тарманчуканский, построенный в 1915 году. Длина его около 2 км. А находится он на 8140 – 8142 км в отрогах Малого Хингана, между Архарой и Облучьем. Всего же на главном ходе Транссиба расположено 15 тоннелей, один из которых сейчас не используется (близ Укурея, проложен обход), а еще один – только на четном пути (“Киркидай” восточнее Слюдянки).

15. Самый большой вокзал

Самый большой вокзал построен на станции Новосибирск-Главный (3336 км Транссиба) в 1940 году, перед Великой Отечественной войной. В момент окончания постройки этот вокзал был самым большим в довоенном СССР. Он выполнен в характерном “сталинском” стиле с более высоким центральным фронтоном, причем его фасад, обращенный к железной дороге, значительно выше, чем противоположный – обращенный на привокзальную площадь.

16. Самые “кривые” петли

На Транссибирской магистрали много участков с тяжелым профилем и рельефом, но и среди них можно выделить самые запоминающиеся. Наверное, рекордная по радиусу кривизны, красоте и протяженности – Ангасольская петля на большом спуске к Байкалу с запада. Ее длина около 7 км, и заканчивается она тоннелем. Она же является самым крутым спуском на Транссибе. Артеушинская петля западнее Могочи – второе место, длина около 5 км: железная дорога в оба конца проходит напротив друг друга около 2 км и заканчивается эта петля также небольшим тоннелем. Другие петли с малым радиусом кривизны и длиной свыше 3 км – Медлянская петля на спуске к Байкалу, Облученская и Тарманчуканская петли на Малом Хингане, петля восточнее Большого Невера, две петли восточнее Ерофея Павловича, две петли западнее Красноярска – за станцией Овинный и перед водоразделом Обь-Енисей.

17. Наиболее напряженные и скоростные участки

Самый напряженный по интенсивности движения участок: Омск – Новосибирск (в 1985 г., когда советская экономика работала на полную мощь, этот участок был самым грузонапряженным на мировых железных дорогах), он же один из самых скоростных и самый унылый – одна степь и соленые озера. Скоростными (скорости пассажирских составов до 130-140 км) также являются участки, расположенные на Западно-Сибирской низменности: Карбышево-1 (западнее Иртыша) – Называевская – Ялуторовск – Войновка (перед Тюменью); Шарташ (станция в Екатеринбурге) – Богданович – Тюмень. Небольшие (до 200 км) скоростные участки есть западнее Хабаровска (Биробиджан – Приамурская), в Амурской области (Белогорск – Завитая – Бурея), западнее Кирова (Котельнич-1 – Шарья) и около Москвы (Александров – Ярославль-Главный).

18. Самые высокие насыпи и косогоры

Абсолютным рекордсменом в этой номинации был Балайский косогор примерно в 100 км восточнее Красноярска, высота искусственной насыпи 34 м. Но по наблюдениям, его сейчас уже нет – железная дорога после реконструкции (либо перед первой мировой войной, либо в 30-х годах XX века) проходит по-другому. Можно упомянуть сейчас – насыпи по долине реки Хилок (кое-где более 20 м), а также насыпь в долине реки Большая Глубокая близ станции Глубокая (восточнее Иркутска).

19. Темпы строительства Великого Сибирского Пути

По темпам строительства железной дороги Великий Сибирский Путь (а ныне Транссиб) поражал воображение современников: за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный рельсовый путь для движения поездов от Миасса в Южном Урале, западнее Челябинска, и Котласа на берегу Северной Двины – до Владивостока и Порт-Артура на берегу Тихого океана. Это тем более значимо: ведь стальная колея Транссиба прокладывалась через крупные реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжелым профилем, а технический уровень строительства 100-110 лет назад был значительно ниже современного. Итак, около 9100 верст, или немногим менее 10 000 километров (с учетом построенных тогда же примыкающих веток) было проложено со средним темпом строительства 740 километров в год. Это высокая цифра даже для современного строительства. Окончательное завершение строительства – через Маньчжурию, с учетом пуска в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и достройки всех мостов и тоннелей на маршруте – состоялось в октябре 1905 года, поэтому можно считать, что эта трансконтинентальная железная дорога строилась более 14 лет; а усредненный темп строительства с учетом всех инженерных сооружений составил примерно 670 километров (630 верст) в год.
Всего за четверть века строительства Великой Сибирской железной дороги было проложено 12 120 верст рельсового пути (включая КВЖД, Южно-Маньчжурскую линию, участки Миасс – Челябинск, Пермь – Екатеринбург, Вятка – Котлас и все ветви второго плана), спрямлено и усилено 3465 верст главного хода и построены вторые пути на протяжении 3655 верст.

20. Стоимость постройки Великого Сибирского Пути

Стоимость прокладки непрерывного рельсового пути от Урала и Северной Двины до берегов Тихого океана в 1891 – 1905 гг. составила в сумме почти миллиард (точнее, около 936 млн) золотых рублей, выделенных из казны Российской империи. В дальнейшем, до начала первой мировой войны, пришлось потратить еще более полумиллиарда (почти 519 млн.) рублей на постройку железной дороги по собственной территории (Амурская линия), на прокладку вторых путей, спрямление и усиление главного хода Сибирской и Уссурийской ж.д. Итого, цена постройки Транссиба для России составила в 1891 – 1913 гг. почти полтора миллиарда рублей.

21. Темпы и длина электрификации дороги

По состоянию на 1 января 2003 года Транссибе является также самой протяженной в мире железной дорогой с непрерывной электрификацией: на поезде, ведомом электровозом, можно проехать от Москвы до Владивостока, или 9289 км. Но электрифицированные участки по пути встречаются разные – на переменном и постоянном токе. Поэтому теоретически на одном электровозе (переменного тока) можно проехать от Мариинска в Западной Сибири до Владивостока на берегу Тихого океана, или 5576 км. По темпам электрификации Транссиб также уникален: за 1960 г. было электрифицировано 947 км основного хода.

22. Единственный в мире вокзал из мрамора

Единственный в мире вокзал, построенный целиком из мрамора: Слюдянка-1. Он был построен  в 1904 г. как памятник, венчающий грандиозный труд строителей и завершающий сооружение уникальной Кругобайкальской железной дороги. Сохранился до настоящего времени практически в первозданном виде. Находится этот вокзал недалеко от берега Байкала (5311-й км Транссиба).

По материалам Парламентской газеты и transsib.ru (Сергей Сигачев)

  • Расскажите об этом своим друзьям!