НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-16-07-00-02
Бодибилдер Юлия Родина находилась на одном из самых популярных пляжей Пхукета – Банг-Тао. И когда девушка купалась, то попала в сильное обратное течение, ставшее для нее...
2025-06-09-03-37-13
Работодатель имеет право запретить пить чай на рабочем месте в локальных актах, но только в случае, если работники могут покидать рабочее место на время обеда.
2025-06-05-07-31-57
Турция – привлекательная страна для отдыха россиян. Здесь уютно, тепло, красиво и можно прекрасно провести время. Но вот беда, гуляет в летний период в гостеприимном солнечном государстве вирус Коксаки. Поэтому эпидемиолог Геннадий Онищенко призывает соотечественников отказаться от путешествий к...
2025-06-01-17-43-58
Звезда кинематографа Софи Лорен для нескольких поколений стала эталоном красоты. Но 90-летняя актриса всё реже и реже появляется на публике и даёт интервью.
2025-06-02-04-39-01
Пророчеств о России делалось и делается немало. Например, вызывает у людей интерес, что предрекал стране святой Серафим Саровский. Его пророчества, как обращают внимание православные, совпадают с произошедшими и современными событиями в...

Ладожский канал: история «водных ворот» Петербурга

12 Мая 2021 г.

290 лет назад, 12 мая 1731 года, началось судоходство по Ладожскому каналу.

С начала XVIII века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр I решил построить в обход озера канал.

По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Строительство началось в марте 1719 года. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части.

После смерти Петра Великого Екатерина I резко сократила численность войск на канале. Темпы работ замедлились. Лишь благодаря неустанным стараниям военного инженера, генерал-лейтенанта фон Миниха к весне 1731 года строительство было завершено. Канал торжественно открыла императрица Анна Иоанновна в Шлиссельбурге.

12 мая (1 мая по старому стилю) 1731 года стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя-реформатора канал был назван именем Императора Петра Великого или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.

В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. После постройки Новоладожского канала, Петровский (Староладожский) стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, а с 1940 года они вообще перестали использоваться для судоходства.

К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы. Это тем более обидно, что Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженерный объект, но и как часть отечественного историко-культурного наследия России.

  • История России и СССР, исторические деятели, секреты истории — на нашем сайте.

По инф. Парламентской газеты

  • Расскажите об этом своим друзьям!