ФСБ рассекретила данные о создании нацистами автокефальной церкви на Украине |
24 Августа 2021 г. | |
Фашисты, оккупировавшие Украину в годы Великой Отечественной войны, в своих интересах поддержали воссоздание украинской автокефальной церкви ради обслуживания их целей. Отступая, нацисты бросили ее руководство как ненужное.
Это из материалов, рассекреченных ФСБ России в рамках проекта «Без срока давности». Один из ключевых раскрытых ФСБ материалов — протокол допроса 1943 года Феофила Булдовского (1865-1944) органами государственной безопасности СССР. Он в период немецкой оккупации Украины был митрополитом Харьковским и всей левобережной Украины, председателем Харьковского епархиального управления автокефальной УПЦ. На допросе митрополит рассказал, что в 1920 году его дважды арестовывал особый отдел Юго-западного фронта и ЧК по обвинению в помощи деникинцам, но за недоказанностью его отпускали. В 1937 году переехал в Луганск, а середине 1939 года прекратил церковную деятельность в связи с закрытием последнего храма и переехал в Харьков. Когда гитлеровцы оккупировали Харьков, Булдовскому сообщили, что при Харьковской городской управе создан религиозный отдел, который «с разрешения немцев принимает меры к быстрейшему возрождению автокефальной Украинской православной церкви в Харькове и районах Харьковской области». «Я решил попытаться занять главенствующее положение в возрождающейся автокефальной церкви, так как мог претендовать на пост митрополита Киевского и всея Украины», — рассказал на допросе Булдовский. Он признал также, что «ориентировался на немецких оккупантов. Военные успехи немцев на советско-германском фронте, особенно на Украине, привели меня к убеждению, что война будет выиграна Германией. С другой стороны, немецкие власти разрешили восстановление автокефальной церковной организации». По его словам, во второй половине ноября 1941 года его квартиру посетили немецкий генерал Блум и доктор богословия Вагнер. В конце 1941 года он выработал, а нацисты одобрили основную политическую линию УПЦ. «Опираясь на поддержку оккупантов, добиваться быстрейшего возрождения автокефалии, попытаться занять в ней главенствующее положение и в дальнейшем ориентировать церковь и духовенство на активную помощь немецким властям», — добавил Булдовский. Ради достижения своих целей митрополит УПЦ и его приближенные старались укрепить связи с нацистами, установив контакт с политической полицией Третьего рейха. «Связь с гестапо установил я сам», — признал Булдовский. Вскоре во всех церквях УПЦ читались проповеди профашистского характера, прославлялась германская армия, якобы «вызволившая» Украину «из коммунистического плена», за каждой службой поминались Гитлер и его правительство, очернялась советская власть. Автокефальная церковь, как признал ее митрополит, была поставлена на службу фашистской Германии. Также Булдовский составил декларацию на имя рейхскомиссара Украины Эриха Коха. В ней он заверял фашиста в своем желании «служить интересам украинского народа в соответствии с намерениями Германии в отношении Украины». «В конце я указал, что украинские шовинистические круги, настроенные антигермански, мешают мне занять законный пост митрополита всея Украины. Я просил Коха вмешаться в это дело», — вспоминал Булдовский. Однако он оказался не нужен фашистам, отступавшим из Харькова в августе 1943 года. Вскоре он был арестован органами советской власти за профашистскую деятельность. Булдовский скончался во время следствия. *** Также из рассекреченных ФСБ документов стало известно, что гитлеровцы совместно с украинскими националистами в мае 1943 года организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), который не пожелал переходить под юрисдикцию автокефальной церкви, воссозданной с помощью нацистов на оккупированной территории Украины. Среди подтверждающих это документов, — справка, направленная архиепископом Курским и Белгородским Питиримом председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову в июле 1944 года. Гитлеровцы, оккупировав Украину, поддержали воссоздание автокефальной Украинской Церкви. Во главе нее поставили епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Украинские националисты стали активно помогать раскольникам. Большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, в августе 1941 года собрались на собор в Почаевской Лавре и провозгласили создание автономной Украинской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Главой ее был избран архиепископ Алексий (Громадский), провозглашенный митрополитом. Как писал Питирим, к 1943 году «борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму». «Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников. Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия Громадского», — отмечал Питирим. По его словам, об убийстве митрополита стали говорить задолго до его смерти. «Все время циркулировали слухи, что жизнь митрополита в опасности, так как некоторые из украинских организаций постановили убить его за нежелание подчиниться их вымогательствам. Не один раз говорил об этом и сам митрополит», — сообщал Питирим. Далее он со слов свидетелей привел обстоятельства убийства Алексия 7 мая 1943 года. «Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке митрополита Алексия в Луцк», — писал Питирим. Гебитскомиссар спешно вызывал Алексия из Почаевской Лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны, отмечал священник. Митрополит в сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева выехал в 8.30 в направлении Луцка. При этом, как сообщал Питирим, неизвестные звонили по телефону в местные организации и выражали на украинском языке недовольство тем, что Алексий не спешил с поездкой. «Через 20 минут после отъезда митрополита стали распространяться слухи, что Алексий и его спутники убиты. Консистория обратилась к властям с просьбой навести справки. Комиссариат как-то слабо реагировал на это событие и только к вечеру была послана машина с доктором. Эта машина встретила по дороге отряд немцев, везущих на машине четыре трупа. Труп Алексия был еще теплый и имел семь ран», — докладывал священник. По словам Питирима, один из очевидцев рассказал, что увидел в местном лесу разбитую машину, тела трех погибших и легко раненого митрополита, который просил помощи. Прохожий обратился к крестьянам, которые пахали поле недалеко от места происшествия, и попросил, чтобы те отвезли убитых в Кременец, обещая им заплатить за это какую угодно плату. Но крестьяне, запуганные бандеровцами, наотрез отказались. «Когда прохожий возвратился от крестьян, то он уже застал митрополита Алексия мертвым с новыми ранами», — писал Питирим. «Никто из лиц, близко стоявших к Алексию, не сомневается, что убийство совершено поликарповцами», — отмечал он. Питирим привел также мнение протоиерея Владимира Ковальского из города Дубны, который утверждал, что Алексия убил так называемый «лесной» священник-националист Петр Мельник, «прославившийся своими террористическими действиями». «Самым убедительным и неопровержимым доказательством участия Петра Мельника в убийстве митрополита Алексия служит, по заявлению протоиерея Ковальского, обнаруженный у него крест с украшением, снятый с протоиерея Юркевича», — писал Питирим. Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории
...И много других публикаций на эту тему
|
|