«Здравствуй, город, на реке хрустальной» |
30 Мая 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/gaidai-30-05 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Страна отпраздновала великую Победу. Но на Дальнем Востоке забайкальские пограничники продолжали охранять восточные рубежи нашей Родины от милитаристской Японии. Там в горячих песках Даурских степей с первых дней войны выполнял свой солдатский и гражданский долг молодой иркутский журналист, поэт Александр Гайдай. {gallery}TXTS/2014/gaidai-30-05{/gallery} Cтудент физико-математического факультета Иркутского университета Александр Гайдай в июле 1941-го стал курсантом Черниговского военно-инженерного училища, которое готовило лейтенантов-саперов для фронта. Но вскоре по рекомендации писателя Г. М. Маркова А. Гайдай был направлен в политотдел Забайкальского военного округа. «Вы что, журналист?» – спросил его начальник училища. Он вышел из кабинета в сложном, противоречивом настроении. Казалось невероятным, что в грозные дни отступления на фронтах журналист оказался не менее нужным армии, чем сапёр» (Б. Абкин. «Александр Гайдай»). О страшной вести, потрясшей всю страну, поэт напишет: ... Кто знал, что в этот день июньский, Забыв прощальные слова, От нас уходит наша юность, Вручая зрелости права. Что это нам, двадцатилетним, Мужать в боях, спасать страну, От первых дней и до последних Пройти великую войну. В Чите Александр узнаёт, что он зачислен военкором во вновь созданную военную газету «Вперёд, к победе!». В Забайкалье, в тридцать шестой армии, где выпало служить Александру Гайдаю, были в основном сибиряки, в том числе многие иркутяне. Здесь, в суровых военных условиях они проходили воинскую выучку и знали, как тревожно было на границе. Лариса Гайдай, жена поэта, в своих воспоминаниях, основанных на рассказах и записях мужа, найденных в его «Военных тетрадях», напишет через много лет: «Забайкальский фронт – страница особая в истории Великой Отечественной войны. Когда на западе шли грандиозные сражения, здесь не было ни выстрелов, ни взрывов, ни бомбежек. Но ожидание грозной опасности внезапного удара со стороны Японии наполняло эту тишину обострённой, чуткой тревогой... Журналистика военной поры стала для него школой жизни. Здесь, в Забайкалье, на самом переднем крае границы, наши дивизии стояли, скованные ожиданием внезапного нападения миллионной Квантунской армии. Здесь соблюдалась строжайшая дисциплина, требовалась высокая выучка каждого бойца, постоянная боевая готовность. Это были главные темы газеты». Вместе с поэтом Иннокентием Луговским, который возглавлял отдел культуры, «молоденький лейтенант, бывая на ночных танковых учениях или в дальних, закопавшихся в прикрытиях гарнизонах, среди специально выжженной степи, чтоб не было ходу лазутчикам», или в землянках встречался с солдатами и командирами. А когда начались боевые действия на Забайкальском фронте, газета «Вперёд, к победе!» погрузив на грузовик типографское имущество, приняла участие в тяжелейшем броске через Хинган, и прямо «с колёс» выдавала свежие номера в части. Героический победный бросок через отроги Хингана окончательно завершил Вторую мировую войну. «Эта страница военной истории довольно скупо отражена в литературе. И потому, соприкасаясь с лирикой Александра Гайдая, ветераны-забайкальцы испытывают благодарное волнение – так дорого, так узнаваемо в них пережитое» (В. Березин. «Леонид Гайдай»). В 1947 году в читинском областном издательстве выходит первый поэтический сборник стихов А. Гайдая. В него вошли стихи молодого поэта о Забайкалье, Даурских степях, боевых товарищах-однополчанах. Рецензент Константин Седых напишет о творчестве поэта: «Суровое и незабываемое дыхание этого времени ощутил я в лучших стихах молодого поэта». Даурская степная сторона. Стык трёх границ у выжженных высот. Вода в озёрах синих солона, Но солонее наш солдатский пот. Весь день, не поднимая головы, Орудуем лопатой и киркой, Долбим противотанковые рвы, Окопы роем. Сушит землю зной... Стремительно отгремели последние залпы Второй мировой войны. С капитанскими погонами на плечах, с орденом Великой Отечественной войны II степени на кителе Александр вернулся в Иркутск, в отчий дом, где прошло его детство и юность. Этот дом имеет свою особую историю. Здесь вырос и сделал свои первые шаги в журналистику и поэзию Александр Гайдай, здесь полюбил кино, театр, музыку и осуществил свои пробы в кинорежиссуре младший брат Александра Леонид Гайдай, а их сестра Августа увлеклась наукой. Когда семья Гайдай приехала на иркутскую землю, Саше было 12 лет. Родился он 22 апреля 1919 в городе Свободном Амурской области. В 1923 году семья перебралась в Читу, в 1931 — в город Иркутск. Отец Иов Исидорович, бывший политический ссыльный, много лет проработавший служащим железной дороги, вскоре после приезда начал строить свой дом в Глазковском предместье (ныне улица Кайская). Большая и дружная семья в 1937 году уже праздновала новоселье. Дом получился просторный, с настоящей русской печью, высокими потолками и приусадебным участком. Большие окна выходили на кайский лес, Ангару и город Иркутск. Мать Саши была родом из Рязанщины. «Мария Ивановна Любимова (после замужества возьмёт фамилию мужа)... не из породы квелых дев. Она энергична, весела. Даже в весьма преклонные годы Мария Ивановна Гайдай будет поражать домашних своими выходками: то споёт уморительный куплет, то откомментирует телевизионную передачу так, что все за животы похватаются...» (Гайдай Вера «Отец Леонида Гайдая был каторжником»). В доме была хорошая библиотека. Родители стремились привить детям тягу к знаниям, дать им полноценное образование. «Иов Исидорович с каждым годом расширял статью на подписные издания. Пусть ребята больше знают о современной литературе, искусстве, науке, обо всём, что происходит в мире...» (Лариса Гайдай). В семье все дети были талантливыми. Дочь Гутя после школы окончила Иркутский горно-металлургический институт по специальности металлургия цветных и благородных металлов, посвятила свою жизнь науке. Леонид рос озорным непоседой и выдумщиком, от этого часто попадал в непредсказуемые и веселые истории. А Шурик, так называли его домашние, пошел в отца: «рослый, высоколобый, со смелым разлётом тёмных бровей, он унаследовал и его характер, и его повадки... Сверстникам нравилось, что «нос он не задирал», хотя в школе был всегда на виду: и отличник, и комсорг, редактор общешкольной стенгазеты и рукописного журнала». Но больше всего увлекала Александра поэзия, особенно он любил стихи Блока и Есенина. И сам начал, будучи еще школьником, писать стихи. Однажды приключилась такая забавная история между братьями. Стихотворение Саши «Байкал» было опубликовано в журнале «Пионер». Леня не мог перенести славу брата, такой она казалась ему недосягаемой и желанной, что он решился на отчаянный поступок: переписав стихи брата своей рукой, отнес их в редакцию одной из иркутских газет, подписавшись своим именем. Стихи напечатали. Скандал был грандиозный, но после выяснения отношений братья всё-таки помирились. В старших классах Александр был ещё и внештатным автором иркутской газеты «Советская молодёжь». Школьные годы позади. Саша уже учился на физико-математическом факультете университета, но своё любимое увлечение не оставил – совмещал учёбу с работой в газетах «За здоровую смену» и «Восточно-Сибирская правда». И продолжал писать стихи. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, забрав братьев на фронтовые рубежи: Александра – на восточные, Леонида – на западные. Но каким бы сложным не оказался путь Гайдаев, пройденный сквозь военные годы, они всё-таки вышли на те заветные дорожки, на которые ступили ещё в детстве. Александр Иович стал известным журналистом и поэтом, а его младший брат Леонид – знаменитым кинорежиссёром. Сохранились воспоминания Александра Гайдая о зачислении его на первую трудовую должность военного корреспондента, его знакомство с редакционными отделами, ..... новыми коллегами, многие из которых оставят неизгладимый след на всю жизнь в памяти Гайдая. И свою любовь, Ларису Васильевну, он встретит тоже на работе и пронесёт её через всю свою жизнь. Впоследствии Лариса Гайдай вспоминала: «...Мы встретились в «Восточно-Сибирской правде» осенью 1947 года: я только что окончила факультет журналистики Уральского университета и приехала в Иркутск по распределению. Он же был в военной шинели с капитанскими звёздочками на погонах... Он вообще, не только по отношению ко мне, был человеком деликатным, участливым, готовым от души ободрить, поддержать своих многочисленных товарищей, друзей и просто знакомых...» В своей публикации Вера Гайдай, дочь Александра Гайдая, описывает одну забавную историю крещения своего деда, маленького Иова Гайдая, сына Исидора, которую Александр Иович рассказывал своим знакомым и друзьям: Поп с порога заявил родителям-беднякам мальчика: «Дадите поросёнка — запишу Гришкой, не дадите — будет Иовом». Поросёнка крепостным добыть было неоткуда – вот и пришлось с лёгкой руки мздоимца-попа записать малыша мучеником». Лишь два поэтических сборника остались нам в наследство от Александра Гайдая. Первый вышел вскоре после войны, второй «Расстояния» – уже на склоне лет, к 40-летию Победы в 1985 году. Но в промежутке между этими книгами было множество стихов на газетных страницах, в альманахах, коллективных сборниках о Сибири. Каждое его стихотворение – это целая жизненная история, глубоко пережитая, прочувствованная автором, будь то подвиг героя-солдата или песенка о Кукушке. Стихи Александра ёмкие, содержательные, патриотичные. Будучи талантливым, востребованным журналистом, Александр спешил жить, писать, объять необъятное. Из-под его руки вышло бессчётное количество статей, передовиц, заметок сначала о военном подвиге русских солдат, земляков, товарищей-однополчан. В своей статье «За словом – подвиг» он пишет о поэте и друге Моисее Рыбакове, которому не суждено было вернуться с поля битвы. Затем журналист, корреспондент ТАСС по Иркутской области пишет о родном крае, гражданском подвиге простого советского труженика, возводящего ГЭС, прокладывающего БАМ. 80-е годы были богаты передовыми стройками, большими делами, которые завершались благодаря не только широкомасштабным спланированным действиям партийного руководства, но и энтузиазму, патриотизму человека-труженика, верящего в светлое будущее своей страны. Эти картины могучего восстановления страны и родного любимого города отражены в творчестве поэта: ...Путь окончен дальний. Я стою, волнуясь у дверей. – Здравствуй, город на реке хрустальной, Город светлой юности моей!
Тэги: |
|