НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Высоты маршала Голованова

15 Августа 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/15-08-marshal как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

golovanov

В Иркутске несколько организаций и предприятий, связанных с авиацией: Иркутский авиазавод, производивший и поставлявший самолёты во время Великой Отечественной войны на фронт, ОАО «Международный аэропорт Иркутск», Иркутский авиационный техникум, Иркутский авиационный колледж – филиал Московского государственного технического университета Гражданской авиации, иркутский учебный авиационный центр ДОСААФ имени героя Советского Союза В. М. Безбокова...

С Иркутском связаны судьбы многих известных в России людей, посвятивших свою жизнь авиации. Это и известные авиационные конструкторы Камов, Миль, Гаккель, это и легендарный авиатор Александр Евгеньевич Голованов.

2014 год – год юбилейных и памятных дат. Это год 100-летия Дальней авиации России, 110-летия со дня рождения А. Е. Голованова, лётчика, видного советского военачальника, инициатора создания и командующего Авиацией дальнего действия ВВС СССР, первого начальника Восточно-Сибирского Управления ГВФ, Главного маршала авиации.

Родился Александр Голованов 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Среди его предков – герой Крымской войны и исторической обороны Севастополя адмирал Владимир Алексеевич Корнилов и народоволец Николай Иванович Кибальчич.

Когда началась гражданская война, в мае 1919 года Александр добровольцем записался в Красную Армию. Воевал, был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. В 1920 году демобилизовался из РККА, работал и учился в Нижнем Новгороде. В 1924 году губкомом ВКП(б) был направлен на работу в органы ГПУ в Нижнем Новгороде, с 1924 по 1933 год работал в органах ВЧК-ОГПУ в особых отделах.

Затем Александр круто поворачивает свою судьбу и решает претворить в жизнь давнюю мечту – стать лётчиком. В 1931 году он поступает в лётную школу при ЦАГИ в Осовиахиме в Москве, после окончания которой, с 1933 по 1941 год работал в Гражданском воздушном флоте СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом, был личным лётчиком Сталина.

В 1935–1937 годах Голованов – первый начальник Восточно-Сибирского Управления ГВФ, в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ – Улан-Батор. В этот период в составе управления был создан Якутский гидроавиаотряд № 11, основная задача которого заключалась в обслуживании авиалиний Иркутск – Якутск и Иркутск – Бодайбо. В 1936 году постановлением Совнаркома СССР Голованов введён в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ.

Энергия Александра Голованова была направлена на развитие гражданской авиации в Восточной Сибири, он стоял у истоков формирования малой авиации Якутии, под его руководством там открывались новые воздушные линии.

В те же годы набирала силу волна репрессий. Многих специалистов и руководителей недосчиталась тогда авиация Восточной Сибири.

Коснулась она и Голованова, который в 1937 году был исключён из партии и вынужден был, не дожидаясь ареста, скрытно выехать в Москву. Центральная комиссия партийного контроля провела проверку и установила, что из партии Голованов исключён ошибочно. В партии Голованов был восстановлен, но в Иркутск уже не вернулся, остался работать лётчиком в Московском управлении ГВФ. Вскоре он становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, считался одним из лучших лётчиков Советского Союза.

С мая по октябрь 1939 года Голованов находился в распоряжении ВВС РККА, участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол (1939), в советско-финской войне 1939–1940 годы.

В январе 1941 года Голованов написал письмо Иосифу Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли.

Неожиданно Голованов был вызван в Кремль, где состоялась его встреча со Сталиным, в ходе которой Сталин решил сформировать отдельный бомбардировочный авиаполк. И в феврале 1941 года Александр Евгеньевич был назначен командиром 212-го отдельного авиаполка дальнебомбардировочной авиации, который базировался в Смоленске, и ему было присвоено воинское звание подполковника.

Так, в феврале 1941 года шеф-пилот Аэрофлота Голованов стал военным, и началась его служба в Военно-воздушных силах СССР.

С августа 1941 года Голованов – командир 81-й авиационной дивизии дальнего действия, подчинённой Ставке Верховного Главнокомандования. 25 октября 1941 г. ему присваивается первое генеральское звание – генерал-майор авиации.

В декабре 1941 года постановлением ГКО он был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования. Дивизия под руководством Голованова и при личном его участии бомбила Берлин, Кёнигсберг, Данциг и другие города Германии и её сателлитов, наносила удары по важным стратегическим объектам в тылу противника, участвовала в битве за Москву, Ленинград и в других операциях.

В феврале 1942 года приказом Ставки Голованов был назначен Командующим Авиацией дальнего действия (АДД).

В мае 1942 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенант, в марте 1943 г. генерал-полковник, в августе 1943 г. – маршал авиации, а с 19 августа 1944 года он стал Главным маршалом авиации, – самым молодым маршалом в истории страны.

Будучи талантливым, требовательным военачальником он обладал твёрдым характером и независимостью суждения, особенно при отстаивании интересов Дальней авиации. Был заботливым, отзывчивым, доступным командиром и человеком.

В 1942 году Голованов не побоялся спросить у Сталина, за что сидит авиаконструктор Туполев, объявленный врагом народа.

Состоявшийся короткий диалог Сталина и Голованова радикально изменил судьбу авиаконструктора Туполева, который вскоре был освобождён.

В годы войны авиация дальнего действия принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания в интересах стратегически важных фронтов. Основным боевым самолётом АДД являлся дальний бомбардировщик Ил-4, который производился и на Иркутском авиазаводе и поставлялся на фронт. В АДД также были мобилизованы пассажирские самолёты ГВФ. С декабря 1944 года Голованов – командующий 18-й воздушной армией, в которую была переформирована авиация дальнего действия. С 1944 года в состав АДД также были включены воздушно-десантные войска.

Соединения 18-й воздушной армии наносили удары по глубокому тылу противника, а также поддерживали наземные войска в ходе Сталинградской, Курско-Орловской, Белгородско – Харьковской, Белорусской, Восточно-Прусской, Берлинской, Венской операций, а также оказывали помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Народно-освободительной армии Югославии.

После войны Александр Евгеньевич продолжил службу на командных должностях в ВВС Вооружённых сил СССР. С 1946 по 1948-й Голованов – командующий Дальней авиацией. В 1950 году он с отличием и золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР, с 1950 по 1953 год служил командиром 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, после смерти Сталина попал в опалу, в 1953 году уволен в запас.

Голованову не простили былой близости к Верховному Главнокомандующему Сталину. Из воспоминаний ветеранов следует, что маршал Жуков лично вычеркнул фамилию Голованова из списка военачальников, представленных во время войны к присвоению звания «Герой Советского Союза» за участие в Берлинской операции. По некоторым данным, ранее он представлялся к присвоению этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны за участие в Курской битве, в Сталинградской битве, но оно Голованову так и не было присвоено.

Голованов принимал активное участие в общественной жизни, был депутатом Верховного Совета СССР в 1946–1950 годах. В середине 50-х годов работал начальником экспедиции «Север-7», в 1955 году участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолёта Ил-14, с 1958 по 1966 год работал заместителем начальника ГосНИИ Гражданской авиации СССР по лётным испытаниям, продолжал летать и испытывать самолёты.

Когда Александр Евгеньевич жил в Москве, в знаменитом доме на Набережной по ул.Серафимовича, д. 2, он не забывал своих земляков, часто бывал в Иркутске, встречался с руководством, личным составом и ветеранами Восточно-Сибирского управления ГВФ и Иркутского аэропорта. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За взятие Берлина», «За отвагу» и другими медалями СССР, иностранными орденами, а также награждён знаком «Отличник Аэрофлота».

Александр Евгеньевич – автор мемуаров «Дальняя бомбардировочная... Записки командующего АДД», изданных в 1997 году, в которых многие страницы посвящены видным советским военачальникам и его встречам и взаимоотношениям со Сталиным. Умер Александр Евгеньевич Голованов 22 сентября 1975 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о нём сохраняется и ныне.

В честь Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова названы улицы в городах Нижний Новгород и Москвы, лицей № 3 в г. Дзержинский (Московская область).

В 1999 году решением военного Совета командования Дальней авиации ВВС России дальнему сверхзвуковому ракетоносцу ТУ-160 авиабазы «Энгельс» (Саратовская область) присвоено почётное имя «Александр Голованов».

В год празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 7 мая 2010 года в городе Иркутске на здании Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, установлена мемориальная доска Александру Евгеньевичу Голованову.

Думается, история нашего Отечества и его дальней авиации, и ветераны Дальней авиации это подтверждают, что участник Великой Отечественной войны, командующий АДД и Дальней авиации СССР, Главный маршал авиации Голованов был достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». С учётом этого, в год 100-летия Дальней авиации России мы выступаем с предложением о присвоении ему звания «Герой Российской Федерации» (посмертно).

И когда мы проводим мероприятия, посвящённые защитникам нашего Отечества, таким как наш земляк, Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, мы говорим о том, что Память сильнее времени, Память о героях жива...

{gallery}TXTS/2014/15-08-marshal{/gallery}

Фото из архива автора

  • Расскажите об этом своим друзьям!