Высоты маршала Голованова |
15 Августа 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/15-08-marshal как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. В Иркутске несколько организаций и предприятий, связанных с авиацией: Иркутский авиазавод, производивший и поставлявший самолёты во время Великой Отечественной войны на фронт, ОАО «Международный аэропорт Иркутск», Иркутский авиационный техникум, Иркутский авиационный колледж – филиал Московского государственного технического университета Гражданской авиации, иркутский учебный авиационный центр ДОСААФ имени героя Советского Союза В. М. Безбокова... С Иркутском связаны судьбы многих известных в России людей, посвятивших свою жизнь авиации. Это и известные авиационные конструкторы Камов, Миль, Гаккель, это и легендарный авиатор Александр Евгеньевич Голованов. 2014 год – год юбилейных и памятных дат. Это год 100-летия Дальней авиации России, 110-летия со дня рождения А. Е. Голованова, лётчика, видного советского военачальника, инициатора создания и командующего Авиацией дальнего действия ВВС СССР, первого начальника Восточно-Сибирского Управления ГВФ, Главного маршала авиации. Родился Александр Голованов 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Среди его предков – герой Крымской войны и исторической обороны Севастополя адмирал Владимир Алексеевич Корнилов и народоволец Николай Иванович Кибальчич. Когда началась гражданская война, в мае 1919 года Александр добровольцем записался в Красную Армию. Воевал, был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. В 1920 году демобилизовался из РККА, работал и учился в Нижнем Новгороде. В 1924 году губкомом ВКП(б) был направлен на работу в органы ГПУ в Нижнем Новгороде, с 1924 по 1933 год работал в органах ВЧК-ОГПУ в особых отделах. Затем Александр круто поворачивает свою судьбу и решает претворить в жизнь давнюю мечту – стать лётчиком. В 1931 году он поступает в лётную школу при ЦАГИ в Осовиахиме в Москве, после окончания которой, с 1933 по 1941 год работал в Гражданском воздушном флоте СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом, был личным лётчиком Сталина. В 1935–1937 годах Голованов – первый начальник Восточно-Сибирского Управления ГВФ, в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ – Улан-Батор. В этот период в составе управления был создан Якутский гидроавиаотряд № 11, основная задача которого заключалась в обслуживании авиалиний Иркутск – Якутск и Иркутск – Бодайбо. В 1936 году постановлением Совнаркома СССР Голованов введён в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ. Энергия Александра Голованова была направлена на развитие гражданской авиации в Восточной Сибири, он стоял у истоков формирования малой авиации Якутии, под его руководством там открывались новые воздушные линии. В те же годы набирала силу волна репрессий. Многих специалистов и руководителей недосчиталась тогда авиация Восточной Сибири. Коснулась она и Голованова, который в 1937 году был исключён из партии и вынужден был, не дожидаясь ареста, скрытно выехать в Москву. Центральная комиссия партийного контроля провела проверку и установила, что из партии Голованов исключён ошибочно. В партии Голованов был восстановлен, но в Иркутск уже не вернулся, остался работать лётчиком в Московском управлении ГВФ. Вскоре он становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, считался одним из лучших лётчиков Советского Союза. С мая по октябрь 1939 года Голованов находился в распоряжении ВВС РККА, участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол (1939), в советско-финской войне 1939–1940 годы. В январе 1941 года Голованов написал письмо Иосифу Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. Неожиданно Голованов был вызван в Кремль, где состоялась его встреча со Сталиным, в ходе которой Сталин решил сформировать отдельный бомбардировочный авиаполк. И в феврале 1941 года Александр Евгеньевич был назначен командиром 212-го отдельного авиаполка дальнебомбардировочной авиации, который базировался в Смоленске, и ему было присвоено воинское звание подполковника. Так, в феврале 1941 года шеф-пилот Аэрофлота Голованов стал военным, и началась его служба в Военно-воздушных силах СССР. С августа 1941 года Голованов – командир 81-й авиационной дивизии дальнего действия, подчинённой Ставке Верховного Главнокомандования. 25 октября 1941 г. ему присваивается первое генеральское звание – генерал-майор авиации. В декабре 1941 года постановлением ГКО он был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования. Дивизия под руководством Голованова и при личном его участии бомбила Берлин, Кёнигсберг, Данциг и другие города Германии и её сателлитов, наносила удары по важным стратегическим объектам в тылу противника, участвовала в битве за Москву, Ленинград и в других операциях. В феврале 1942 года приказом Ставки Голованов был назначен Командующим Авиацией дальнего действия (АДД). В мае 1942 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенант, в марте 1943 г. генерал-полковник, в августе 1943 г. – маршал авиации, а с 19 августа 1944 года он стал Главным маршалом авиации, – самым молодым маршалом в истории страны. Будучи талантливым, требовательным военачальником он обладал твёрдым характером и независимостью суждения, особенно при отстаивании интересов Дальней авиации. Был заботливым, отзывчивым, доступным командиром и человеком. В 1942 году Голованов не побоялся спросить у Сталина, за что сидит авиаконструктор Туполев, объявленный врагом народа. Состоявшийся короткий диалог Сталина и Голованова радикально изменил судьбу авиаконструктора Туполева, который вскоре был освобождён. В годы войны авиация дальнего действия принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания в интересах стратегически важных фронтов. Основным боевым самолётом АДД являлся дальний бомбардировщик Ил-4, который производился и на Иркутском авиазаводе и поставлялся на фронт. В АДД также были мобилизованы пассажирские самолёты ГВФ. С декабря 1944 года Голованов – командующий 18-й воздушной армией, в которую была переформирована авиация дальнего действия. С 1944 года в состав АДД также были включены воздушно-десантные войска. Соединения 18-й воздушной армии наносили удары по глубокому тылу противника, а также поддерживали наземные войска в ходе Сталинградской, Курско-Орловской, Белгородско – Харьковской, Белорусской, Восточно-Прусской, Берлинской, Венской операций, а также оказывали помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Народно-освободительной армии Югославии. После войны Александр Евгеньевич продолжил службу на командных должностях в ВВС Вооружённых сил СССР. С 1946 по 1948-й Голованов – командующий Дальней авиацией. В 1950 году он с отличием и золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР, с 1950 по 1953 год служил командиром 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, после смерти Сталина попал в опалу, в 1953 году уволен в запас. Голованову не простили былой близости к Верховному Главнокомандующему Сталину. Из воспоминаний ветеранов следует, что маршал Жуков лично вычеркнул фамилию Голованова из списка военачальников, представленных во время войны к присвоению звания «Герой Советского Союза» за участие в Берлинской операции. По некоторым данным, ранее он представлялся к присвоению этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны за участие в Курской битве, в Сталинградской битве, но оно Голованову так и не было присвоено. Голованов принимал активное участие в общественной жизни, был депутатом Верховного Совета СССР в 1946–1950 годах. В середине 50-х годов работал начальником экспедиции «Север-7», в 1955 году участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолёта Ил-14, с 1958 по 1966 год работал заместителем начальника ГосНИИ Гражданской авиации СССР по лётным испытаниям, продолжал летать и испытывать самолёты. Когда Александр Евгеньевич жил в Москве, в знаменитом доме на Набережной по ул.Серафимовича, д. 2, он не забывал своих земляков, часто бывал в Иркутске, встречался с руководством, личным составом и ветеранами Восточно-Сибирского управления ГВФ и Иркутского аэропорта. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За взятие Берлина», «За отвагу» и другими медалями СССР, иностранными орденами, а также награждён знаком «Отличник Аэрофлота». Александр Евгеньевич – автор мемуаров «Дальняя бомбардировочная... Записки командующего АДД», изданных в 1997 году, в которых многие страницы посвящены видным советским военачальникам и его встречам и взаимоотношениям со Сталиным. Умер Александр Евгеньевич Голованов 22 сентября 1975 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Память о нём сохраняется и ныне. В честь Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова названы улицы в городах Нижний Новгород и Москвы, лицей № 3 в г. Дзержинский (Московская область). В 1999 году решением военного Совета командования Дальней авиации ВВС России дальнему сверхзвуковому ракетоносцу ТУ-160 авиабазы «Энгельс» (Саратовская область) присвоено почётное имя «Александр Голованов». В год празднования 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 7 мая 2010 года в городе Иркутске на здании Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, установлена мемориальная доска Александру Евгеньевичу Голованову. Думается, история нашего Отечества и его дальней авиации, и ветераны Дальней авиации это подтверждают, что участник Великой Отечественной войны, командующий АДД и Дальней авиации СССР, Главный маршал авиации Голованов был достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». С учётом этого, в год 100-летия Дальней авиации России мы выступаем с предложением о присвоении ему звания «Герой Российской Федерации» (посмертно). И когда мы проводим мероприятия, посвящённые защитникам нашего Отечества, таким как наш земляк, Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, мы говорим о том, что Память сильнее времени, Память о героях жива... {gallery}TXTS/2014/15-08-marshal{/gallery} Фото из архива автора
Тэги: |
|