ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Валентин Серов: портрет на фоне

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/serov_22_01_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

serov valentin

19 января 2015 года исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого русского художника - Валентина Александровича Серова.

Детство Валентина Серова прошло в артистической среде. Он родился в 1865 году в Петербурге в семье Александра Николаевича Серова - известного тогда композитора и музыкального критика, в возрасте 43 лет женившегося на своей 17- летней ученице Валентине Бергман. Валентина Семёновна была не только женщиной-композитором, но и первой женщиной – музыкальным критиком. В доме Серовых всегда было множество гостей, там бывали скульптор Антокольский, художник Ге, Репин, Тургенев. Когда юному Серову было шесть, умер его отец. После этого мать уехала в Мюнхен, оставив сына в коммуне Н. Н. Друцкой-Соколинской в имении Никольское. Там впервые у Валентина проявился талант к рисованию. Антокольский, увидев рисунки мальчика, посоветовал дать ему художественное образование.


 Ученик Репина


Первым учителем восьмилетнего Серова стал немецкий гравёр Кёппинг, а через год Валентина Семеновна увезла сына в Париж и отдала в ученики Репину. Автор «Бурлаков» высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним, называя его «зарождающимся Геркулесом в искусстве». Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года вернулись в Москву.
В 1879 году Репин вернулся в Россию и продолжил давать уроки живописи четырнадцатилетнему Серову, который поселился в семье художника практически как член семьи. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» — Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном – это домашнее прозвище он получил, когда гостил в семье меценатов Мамонтовых), пора поступать в Академию». И с рекомендательным письмом Репина к знаменитому Чистякову Серов приехал осенью 1880 года в Петербург и стал учеником Академии художеств. «Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — всё было у Серова, и было в превосходной степени».
В 1885 году Валентин бросил Академию: настолько велико было его стремление к свободе в творчестве. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Картины, написанные им в тот период, подтверждают это. Валентин Александрович совершил поездку в Германию, Голландию и Италию для изучения европейской живописи.


 «Девочка с персиками»


Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.
«В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное», — говорит Серов. И как бы в подтверждение своих слов он создаёт такие два шедевра русской школы живописи, как «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем».
В «Девочке с персиками» изображена дочь мецената Мамонтова — Вера. Художник подсмотрел в жизни естественно-непринуждённую позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чём-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к чёрному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, — вот, в сущности, тема картины. «Девочка с персиками» — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.

{gallery}TXTS/2015/serov_22_01_15{/gallery}

1. "Девушка, освещенная солнцем"

2. "Девочка с персиками"

3. "Похищение Европы"

4. "Портрет Великой Княжны Ольги Александровны"

5. "Дети"

6. "Портрет В. О. Гиршмана"


Художник-психолог


«Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями» - так писал поэт Брюсов о творчестве Серова.
Тонкий психологизм, умение увидеть и показать, «коего духа человек перед ним», сделали Серова ведущим портретистом России.
Одним из первых портретов художника было изображение своей будущей жены Ольги Фёдоровны Трубниковой — «У окна». Своих сыновей Юру и Сашу Валентин Серов нарисовал позднее на картине «Дети».
Ему удавались не только образы женские, детские или людей творчества. И более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога.
В середине 90-х годов Серова осаждали высокопоставленные заказчики. Он стал известен как «светский» художник: писал парадные портреты членов императорской семьи и аристократической знати.
Мемуаристы вспоминают экстраординарный случай во время работы Серова над портретом императора Николая II: «Царица попросила царя принять свою обычную позу и, взяв сухую кисть из ящика с красками, стала внимательно просматривать черты лица на портрете, сравнивая их по натуре и указывая удивлённому Серову на замеченные ею мнимые погрешности в рисунке.
- Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
Серов, по его словам, опешил от этого неожиданного урока рисования, ему кровь ударила в голову, и, взяв с ящика палитру, он протянул ее царице со словами:
- Так вы, ваше величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете рисовать, а я больше слуга покорный».
И царю пришлось извиняться за неловкую супругу.
Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. «Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил». Серов не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны.
В работах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Особенно известен портрет банкира Гиршмана, который, по свидетельству дочери Серова, «всё умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана».

 

Революция


Революция 1905 года оставила заметный след в жизни художника. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова, и это потрясло его. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». А также «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «1905 год. После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года».


***
Рано утром 5 декабря 1911 года В. А. Серов спешил на портретный сеанс... упал и умер от приступа стенокардии. Умер в возрасте сорока шести лет...
Преклонявшийся перед талантом мастера поэт Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

  • Расскажите об этом своим друзьям!