НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Полюбите нас серенькими

24 Августа 2015 г.

155 лет назад, 30 августа (18-го по старому стилю) 1860 года, родился художник Исаак Левитан. Впечатлительный, склонный к меланхолии, но при этом упрямый, способный годами перерисовывать одну и ту же работу, он произвел настоящую революцию в русской пейзажной живописи. Причем сделал это в собственной манере — тихо и деликатно. В первую очередь открыв глаза коллегам на родную природу. Прежде она воспринималась как не выдерживающая сравнения с роскошными итальянскими видами.

Путь Левитана, что нередко случается с талантами, был нелегким. В начале — переезд семьи в Москву из нынешнего литовского Кибартая: отец хотел дать детям хорошее образование. Вскоре посыпались несчастья: в 1875-м умерла мать. Еще через два года скончался от тифа глава семейства. Исаака Левитана, как и его старшего брата Авеля, освободили от платы за учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомые юного таланта, среди которых были Александр Головин и Михаил Нестеров, вспоминали: Левитан был экзотически красив — похож на араба или итальянца, что иногда впоследствии подчеркивал. Например, по словам Татьяны Щепкиной-Куперник, диковинным образом завязывал галстук. Кроме того, говорили о его отчаянной бедности: обедом и одновременно ужином ему служили хлеб с колбасой и стакан молока. А ночевал юноша в классах училища, прячась от строгого сторожа.

Впрочем, постепенно вокруг Левитана собрались неравнодушные люди. Он подружился с братьями Чеховыми, и особенно с Антоном Павловичем. Именно они однажды привели живописца в гости к Софье Кувшинниковой — жене полицейского врача, превратившей скромное жилище в модный салон, куда заглядывали художники, актеры и писатели. Между обаятельной 40-летней дамой и 28-летним художником завязался роман. Несмотря на толки и пересуды, Софья Петровна на восемь лет стала верной спутницей Левитана. Именно благодаря ей он открыл для себя Волгу. Первая поездка по великой реке, совершенная в одиночку, оказалась не слишком удачной. Однако во второй раз удалось найти удивительное место для этюдов — провинциальный городок Плёс, где художник с возлюбленной провели три лета: с 1888-го по 1890-й. Именно там творчество Левитана достигло апогея. Например, был написан знаменитый «Вечер. Золотой Плёс» (1889). Как отметил Чехов: «На твоих картинах уже есть улыбка».

Впрочем, тихое счастье художника длилось недолго. В 1892 году Антон Павлович, как говорят, недолюбливавший Софью Петровну, изобразил ее, мужа и Левитана в рассказе «Попрыгунья». Исаак Ильич был больно задет этим поступком, и от былых доверительных отношений с Чеховым, по свидетельствам современников, не осталось и следа. Хотя некоторые письма художника к Антону Павловичу, датированные 1900-м, выглядят вполне теплыми и дружескими. Одно из них, например, заканчивается фразой: «Целую Ваш гениальный лоб».

С Софьей Кувшинниковой, верно любившей художника, Левитан затем расстался: увлекся женой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга Анной Турчаниновой. Личная жизнь этого чувствительного, мягкого человека, обладавшего, как писал Головин, «изящной душой», была на редкость запутанной. В 1895-м художник даже предпринял попытку самоубийства. Едкий Чехов отозвался на это рассказом «Дом с мезонином».

Творчество художника отражает подобные перепады настроения: в его картинах чередуются скорбные («Над вечным покоем», 1894) и радостные мотивы («Март», 1895). В плане эстетики он одинаково далек был как от передвижников, так и от представителей «Мира искусства», хотя формально участвовал в их выставках. Исаак Ильич не увлекался социальным аспектом, не хотел изображать язвы общества. Его пейзажи самодостаточны и не нуждаются в «подпорках» в виде людей и ситуаций. Исключением стала лишь первая по-настоящему успешная картина «Осенний день. Сокольники» (1879), купленная Третьяковым. Да и там женскую фигуру изобразил друг — Николай Чехов, брат Антона Павловича. Никакой злободневности — лишь красота и вечность, разлитые в природе: такой русская природа виделась живописцу. При этом его реализм был ничуть не менее настоящим, чем у передвижников — поэтому и маньеризм «мирискусников» оказался ему также не близок.

Конечно, Левитан был не первым, кто обратил внимание на неяркую красоту природы средней полосы. Первые полноценные изображения русского пейзажа можно найти у Алексея Венецианова. Еще одно знаменитое имя — Иван Шишкин. Наконец, всего на десять лет старше Левитана был Федор Васильев — блестящий талант, умерший от туберкулеза в 23 года. Правда, его картины, написанные с огромным мастерством, на фоне пейзажей Левитана кажутся несколько идеализированными.

Но еще больший вклад в становление пейзажной живописи внес Алексей Саврасов, преподаватель Левитана по училищу. Именно этот тихий труженик, по свидетельствам учеников и современников, отправлял воспитанников на улицу на этюды — учиться чувствовать природу непосредственно. Подобный метод Левитан позже увидит у Коро и останется верным ему всю жизнь, пусть и нередко позволяя памяти, а точнее, творческой воле вмешиваться в композицию — простое копирование ему было неинтересно.

По-настоящему сильно переживая красоту русской природы, Левитан быстро уставал от заграничных путешествий и начинал тосковать по родным просторам. Даже самые яркие виды — будь то озеро Комо в Италии или швейцарские Альпы — не могли затмить ему родных березок. Подобную позицию — отсутствие тяги к экзотике, своеобразное «эстетическое здравомыслие» — занимал писатель Гилберт Кит Честертон, воспевший в одном из эссе скудную природу Англии, искусно отображенную британскими художниками: «Очень обидно слышать про «серые, одинаковые дни». С таким же правом можно сказать «зеленые, одинаковые деревья». <...> Один день серый, как сталь, другой — как голубиное крыло; один напоминает о морозе, другой о теплом дыме из кухонной трубы». И еще одно тонкое наблюдение Честертона: «Ярко-синий фон убивает синие цветы. А в серый день незабудка — осколок неба, анютины глазки — открытые глаза дня, подсолнечник — наместник солнца. Тем и прекрасен цвет, который называют бесцветным. Он сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в нем обещания и надежды». По-видимому, аналогичной точки зрения придерживался и Левитан. Он прекрасно умел передавать сумрачное состояние природы, о чем свидетельствуют некоторые полотна — например, «Серый день» (1888), «Озеро. Серый день» (1895). Около его работ замираешь от странного ощущения: ведь все это хорошо знакомо. Недаром Константин Паустовский писал: «Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве». Впрочем, скорее, это напоминает путешествие к корням. К чему-то настоящему и глубинно русскому, столь поразительно открывшемуся для гениального выходца с окраины империи, из еврейского местечка. Левитан обладал талантом видеть красоту в обыденном и, подобно Честертону, словно рассказывал публике: «И когда наши холмы озаряет серебро серых трав, а наши виски — серебро седин, мы должны помнить, что выглянет солнце».

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!