НА КАЛЕНДАРЕ

Покоритель небес Валерий Чкалов

По инф. 24smi.org, biographe.ru   
03 Февраля 2024 г.

2 февраля 2024 года Валерию Павловичу Чкалову, герою Советского Союза и кумиру миллионов, исполнилось 120 лет со дня рождения.

Покоритель небес

Детство

Валерий Чкалов родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого земляка.

Мать Ирина Ивановна скончалась, когда ее младшему сыну Валерию было шесть лет. Детей воспитывала мачеха Наталья Георгиевна.

Отец был известным мастером-котельщиком со своим клеймом, в 1884-м его пригласили на работу в судоремонтные мастерские в Василёво. Семья жила в достатке в двухкомнатном доме с пятью печами и мезонином в окружении яблоневого сада. Со временем Павел Григорьевич стал судовладельцем – имел в собственности речной буксир.

Отец семейства имел возможность обеспечить образование для всех пятерых детей, включая девочек. Один из старших сыновей даже окончил столичный институт.

Аналогичная судьба ждала и младшего в семье, Валеру. В 12 лет он окончил сельскую школу и поступил в Череповецкое техническое училище – отец хотел видеть сына судовым механиком. Но через два года парню пришлось вернуться домой: революция 1917 года и закрытие училища не позволили продолжить учебу.

Отца Чкалова, признав буржуем, раскулачили, отобрав буксир. Павел Григорьевич устроил крепкого подростка молотобойцем в котельный цех, а позже нашел место кочегара на пароходе.

Природа наделила его склонностью к точным наукам и прекрасной памятью. Неконфликтный и выносливый паренек прекрасно плавал и играючи переплывал Волгу, бесстрашно подныривая под проходящие суда. С малых лет Валерий был увлечен возможностями навигации и, выполняя работу кочегара на пароходе «Баян», мечтал о неведомых просторах.

Начало пути

Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увлекся авиацией.

Односельчанин Чкалова работал механиком в Канавинском авиапарке под Нижним Новгородом, куда и устроил 15-летнего Валерия учеником слесаря-сборщика самолетов. Для этого будущему пилоту пришлось приписать себе несколько лет и добровольно вступить в ряды Красной армии.

За хорошую работу красноармейца Чкалова наградили полетом на аэроплане. Именно тогда, побывав в небе в качестве пассажира, Валерий «заболел» небом.

После Гражданской войны в авиапарк пришла разнарядка отправить сотрудников в школу пилотов. Так 17-летний слесарь, уговорив начальство, отправился учиться. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и в конце концов окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время учебы Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

Талантливый дебошир

Профессиональная карьера Чкалова в рядах РККА началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Летчик отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства.

В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…»

Несмотря на многочисленные взыскания, Чкалов в числе лучших летчиков эскадрильи участвовал в московском параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции.

Привычка лихачить закончилась ожидаемо: в 1928-м на тренировке летчик решил на малых высотах пролететь под железнодорожными проводами, что стало причиной катастрофы. Валерий Павлович был осужден за воздушное лихачество и приговорен к году тюремного заключения за разбитый самолет. Благодаря заступничеству друзей он пробыл в тюрьме менее месяца, но по решению трибунала летчика уволили из армии.

Валерий Павлович вернулся к семье в Ленинград и устроился в Осоавиахим. Ему приходилось возить туристов и обучать подростков на тихоходном «Юнкерсе-13», что после лихих виражей вгоняло его в депрессию. А потому в 1930-м Чкалов с радостью согласился на работу летчика-испытателя в Московском НИИ ВВС; также его восстановили в воинском звании. За два года он совершил более 800 испытательных полетов на 30 типах советских самолетов.

Именно Чкалов был за штурвалом первого советского воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолетов-истребителей. За свою службу он был награжден орденами Владимира Ленина и Красной Звезды.

Подвиг

В 1933 году Чкалов перешел на аналогичную должность на Московский авиазавод № 39 имени Вячеслава Менжинского. Через два года летчик-испытатель вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым осуществил перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский длиной в 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2. После триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока Сталин дал свое одобрение на перелет в Америку.

18 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова совершил беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку. Полет проходил в крайне сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут.

Личная жизнь

В 1927 году, во время службы в Ленинграде, 23-летний Валерий Чкалов женился на выпускнице пединститута Ольге Ореховой. Пара познакомилась в конце 1924 года на новогоднем вечере.

Через год после свадьбы родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. В семье также воспитывались и две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его гибели.

Трагическая случайность

15 декабря 1938 года, в ходе внепланового испытания истребителя-новинки И-180 при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Валерий все равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода и врезался в кучу дровяных отходов, а Чкалова вместе с элементами кабины выбросило на 10-15 метров. Летчик ударился головой о металлическую арматуру, что и стало причиной смерти.

Разработчик агрегата писал накладные с протестом против спешного запуска летательной машины. Но испытания все равно были назначены, их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха (-25 °C).

После гибели Валерия Павловича под суд пошли руководители авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к его смерти.

Память

После гибели летчика Оренбург переименовали в Чкалов, и даже планировали сделать его авиационной столицей Страны Советов, но планы так и не были реализованы. В 1957 году город вернул себе исконное название.

Памятники прославленному летчику есть во многих городах России и бывших советских республик. Один из самых известных – на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля.

В 1974-м селекционерами мичуринской и мелитопольской лабораторий был выведен сорт черешни Валерий Чкалов.

Именем Героя Советского Союза названы учебные и производственные учреждения, военные части, города и улицы – улица Чкалова есть даже в американском Ванкувере.

По инф. 24smi.org, biographe.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!