ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Планета Станислава Любшина

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/lubshin_10_04_15 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

lubshin

6 апреля отпраздновал свой день рождения Станислав Любшин – актёру исполнилось 82 года. Его знают несколько поколений зрителей. Все образы, созданные Любшиным удивительно достоверны, каждая его роль значительна и заметна.

Станислав Любшин родился и вырос в подмосковной деревне Владыкино. Его отец был агрономом, а мама работала на скотном дворе. Станислав, старший из троих детей в семье, с восьми лет начал трудиться в совхозе сторожем.
Увлечение театром для деревенского мальчика началось с драмкружка, который организовали женщины в совхозе, чтобы была какая-то отдушина от тяжёлой работы. А мама Станислава играла там все главные роли.
Но посвятить себя театру Слава решился не сразу: сначала окончил техникум, где продолжал участвовать в самодеятельности, стал сварщиком, потом отслужил в армии.
Прежде чем подать документы в театральный институт, Станислав Любшин решил посоветоваться с родителями. Он вспоминает: «У соседа телевизор КВН был, с линзой...Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Иван Семёнович Козловский поёт, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, - показал на Козловского, - иди. А если как те, что за ним, то не надо»...


Начало творческого пути

В 1959 году Станислав Любшин окончил Щепкинское театральное училище. Его дебют состоялся на сцене театра «Современник»: это был спектакль «Пять вечеров» и хоть роль была второстепенной, Любшин сыграл так, что его заметили.
Известность в кино Любшин получил после роли, сыгранной в 1963 году в фильме Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Картина дышала жизнью 60-х, в неё были включены знаменитые документальные кадры выступлений популярных поэтов в Политехническом институте. К сожалению, фильм раскритиковал лично Хрущёв, после чего, естественно, картину вернули «на доработку». Наконец, в 1965 году она вышла в искалеченном виде и с новым названием «Мне двадцать лет». Но, даже будучи переработан, фильм удостоился высокой чести – получил специальную премию жюри на Венецианском фестивале.

Первый разведчик

В 1967 году Любшин был приглашен в приключенческий сериал «Щит и меч», где сыграл роль советского разведчика Александра Белова, работавшего в годы войны в Берлине под именем Иоганна Вайса. Фильм имел триумфальный успех, а Любшин стал лучшим актёром года.
Умный, смелый, обаятельный Иоганн Вайс полюбился миллионам зрителей и положил начало целой галерее советских киноразведчиков (среди которых, спустя пять лет, появится и неподражаемый Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны»).
Критики писали об особом интеллектуальном обаянии актёра, о современном психологизме его игры, а режиссеры предлагали роли героев, про которых было сказано: интеллигент. Станислав Андреевич стал очень востребован в кино. Вот только роли ему, как это обычно бывает, стали предлагать однотипные. Но актёру меньше всего хотелось замыкаться в рамках раз найденного амплуа.
Станислав Любшин вспоминает: «Это конец всему. Я характерный актёр, и я все отказывался и ждал чего-то другого...»
К счастью, этот период продолжался недолго. В 1970 году Любшин появился на экране в роли комиссара Амелина в историко-революционной драме «Красная площадь». Актёр сыграл человека, одержимого высокой революционной идеей. В 1972 году зрители увидели Любшина в роли молодого импульсивного учёного Самсона Котикова в драме Ильи Авербаха «Монолог». А уже через пару лет на экраны вышла мелодрама «Ксения, любимая жена Федора», где Любшин сыграл, по его собственным словам, «такого полублатного, который все ворует и тащит, но не из дома, а в дом».


Режиссёрская работа

В 1964 году на съёмках детской киноповести «Какое оно, море?» Станислав познакомился с Шукшиным. Они подружились и позже писатель предложил Станиславу Любшину сценарий по своей повести «Позови меня в даль светлую». Актёр загорелся идеей снять фильм, но в Госкино ему отказали. Шукшин никогда не пользовался у властей любовью, а тут ещё и начал работу над фильмом «Калина красная». В верхах посчитали, что Шукшина и так будет много на экране. Однако своей затеи Станислав Любшин не оставил и спустя некоторое время выпустил по этому сценарию радиоспектакль.
Вернуться к идее съёмок фильма Любшин смог только после смерти Шушкина. В 1977 году фильм «Позови меня в даль светлую» вышел на экраны. Главную роль в этой честной и лиричной киноповести о нелегкой судьбе одинокой женщины Груши Веселовой, сыграла Лидия Федосеева-Шукшина. Сам Любшин в фильме выступил не только в качестве режиссёра, но и снялся в одной из главных ролей. Герой Любшина – неудачник и алкоголик, теряющий себя. Создавая образ, Станислав Любшин опирался на собственные наблюдения. «Я конкретно знал такого человека, - рассказывает он. - И грим сделал, и походку, и как он говорил, как слушал, смотрел».
Фильм был высоко оценён и в Советском Союзе и за рубежом. В 1977 году он получил премию на Международном кинофестивале в Мангейме.

И снова «Пять вечеров»

Одной из лучших работ в творчестве Станислава Любшина стала его роль в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров». Для Любшина эта картина стала знаковой. Ведь свою театральную карьеру актер начинал в «Современнике» именно со спектакля «Пять вечеров», исполнив тогда роль Славки. И вот, спустя 20 лет, он вновь появился в «Пяти вечерах», но теперь уже на киноэкране. Он сыграл шофёра Ильина, за плечами которого были годы сталинских лагерей. По опросу журнала «Советский экран» Станислав Любшин второй раз был назван лучшим актёром года. Высоко оценили фильм и за рубежом. В 1979 году она была названа лучшей зарубежной картиной в Болгарии и Польше, а также получила премию на кинофестивале во Франции.
В 80-е годы на экраны вышла ещё одна картина с его замечательной работой – драма Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей» по одноименному роману Бориса Васильева. В этом фильме Любшин сыграл сельского «бедоносца», егеря Егора Полушкина.
И хотя Станислав Андреевич стал сниматься реже, но те картины, которые выходили на экраны, становились событием. Это и молодежная драма Евгения Герасимова «Забавы молодых», и драма Ивана Дыховичного «Черный монах», конечно же, фантастическая притча Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза» .
В комедии «Кин-Дза-Дза», ставшей поистине культовой, Любшин превосходно, с тонким чувством юмора сыграл прораба Владимира Николаевича Машкова, или попросту дяди Вовы, чем засвидетельствовал, что ему подвластны не только серьёзные драматические роли.

{gallery}TXTS/2015/lubshin_10_04_15{/gallery}


Разный Любшин

После двух десятков лет переходов из одного театра в другой Любшин нашёл «свою» сцену: в 1981 году он начал работать в Московском Художественном Академическом театре (с 1989 года – МХАТ имени Чехова).
«...Станислав Андреевич Любшин – это целая планета. Он красив, одухотворён и неповторим во всём: в подходе к роли, в парадоксальности мышления, в общении. Он удивительный партнёр. Слава из всех ситуаций выходил победителем. И он всегда играл роли влюблённых людей...» – так рассказывает о Любшине актриса Ирина Мирошниченко.
В настоящее время Станислав Александрович продолжает выходить на сцену в комедии «Немного нежности» (Ненил) и пьесе по роману Ивана Гончарова «Обрыв» (Тит Никоныч), а также снимается в сериалах.
Выполняя завет отца, Станислав Андреевич никогда не теряется за спинами других и заметен в любой своей работе. Появления артиста на сцене и на экране всегда очень интересны, и всякий раз мы видим нового Любшина.

  • Расскажите об этом своим друзьям!