НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Петровская эпоха

04 Сентября 2015 г.

skripishn kluch

«Человек-амфибия» и «Я шагаю по Москве», «Служебный роман» и «Осенний марафон», «Укрощение огня» и «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» и «Берегись автомобиля»... Эти и другие картины непредставимы без уникальной музыки. 2 сентября автору бессмертных саундтреков к отечественной киноклассике Андрею Петрову исполнилось бы 85 лет. Мы беседуем с дочерью композитора Ольгой Петровой.

культура: Когда Андрей Павлович увлекся музыкой? Как понял, что композиция — это его призвание? Наверняка отец рассказывал...

Петрова: Начиналось все очень романтично. С детских лет он много читал и даже сам сочинял рассказы, повести — предполагал, что именно литературная деятельность станет его профессией. Но однажды пошел в кино, где в послевоенные годы показывали трофейные ленты. «Большой вальс» — фильм, посвященный Иоганну Штраусу, очаровал и вдохновил отца. Он увидел, как красиво живут люди от музыки, и решил стать композитором. А, поскольку до этого уже занимался на скрипке, пошел в училище при консерватории. Любопытно, что туда принимали чуть ли не каждого, в тот год был недобор. Взяли и папу — но не на инструментальное отделение, а на композиторское: скрипачом он, откровенно говоря, был не блестящим. С этого все и началось.

культура: А как Петров сочинял? Ни минуты без ноты, ни дня без строчки?

Петрова: Не совсем так. Ведь он, помимо творчества, много занимался общественной деятельностью. На протяжении почти полувека руководил Союзом композиторов Ленинграда (впоследствии Санкт-Петербурга), одно время был депутатом, помогал людям. Словом, занятой человек. Но о музыке, конечно, никогда не забывал, причем писал по-разному — в зависимости от того, над чем в данный конкретный момент работал. Музыку для кино сочинял довольно быстро, походя. А если речь шла о больших произведениях — будь то балет, опера, симфония, — тогда отец старался уезжать за город, в Дом творчества композиторов. Там отключался от суеты, сосредотачивался, настраивался на нужный лад — в общем, долго готовился. Когда первый этап «погружения» проходил, Петров месяца полтора-два жил как отшельник. А после завершения работы возвращался в город к повседневным делам.

культура: Перу Андрея Петрова принадлежит не только музыка к 75 фильмам, благодаря которым он, в общем-то, и известен широкой публике — его «академическое» наследие тоже весьма внушительно. Как Ваш папа относился к термину «кинокомпозитор»? Ведь не секрет, что многие авторы воспринимают его довольно болезненно...

Петрова: Отец всегда отдавал себе отчет в том, что во всем мире и во все времена процент людей, которые слушают серьезную музыку, весьма незначителен. Понимал: шансы на широкую популярность у кинокомпозитора и, скажем, симфониста несопоставимы. Но свою долю восторгов и признания как серьезный композитор он тоже получил — когда гремел балет «Сотворение мира». Это был мощный взрыв в культурной жизни Ленинграда. После фурора, произведенного на питерской сцене, балет отправился в триумфальное шествие по театрам и даже попал в Книгу рекордов Гиннесса по количеству постановок.

культура: Знаю, что Вы в соавторстве с Андреем Павловичем написали несколько произведений. Каково было работать «в тандеме»? Отец не давил авторитетом?

Петрова: Когда только начинала свою композиторскую жизнь, у меня, конечно, были опасения, что многие станут говорить: дескать, папа мне помогает, а то и вовсе все за меня пишет... Поэтому я — интуитивно, а может быть, вполне осознанно — пошла в творчестве другим путем. С ним не советовалась, ничего не показывала. И лишь когда что-то уже было написано и исполнялось — только тогда он впервые это слышал. После того как стало очевидно, что меня воспринимают в качестве вполне самостоятельного композитора, мы в музыкальном плане смогли двигаться навстречу друг другу. Первым совместным опытом стал саундтрек к сериалу «Петербургские тайны». Также в соавторстве написали мюзиклы «Капитанская дочка» и «Синяя птица».

Папина оценка была для меня, разумеется, очень важна. Но он никогда не старался подавлять или доминировать — было полное взаимопонимание. Иногда делал замечания, а порой и я говорила, если что-то не нравилось. Он вообще был прекрасным отцом — человеком, с которым всегда интересно. И которым очень горжусь.

культура: Что, помимо музыки, увлекало Андрея Павловича? В чем находил отдохновение?

Петрова: Прежде всего, как я уже упоминала, литература. Читал постоянно. Любил гулять, дышать свежим воздухом. Одно время коллекционировал ключи от городов, в которых бывал. Ценил хорошие напитки, сам делал коктейли.

культура: Можно ли назвать Петрова политизированным человеком? Насколько остро он реагировал на обстановку в стране и мире?

Петрова: Особо политизированным — едва ли. Всегда был внутренне свободной личностью, к тому же мудрой. Любил повторять нечто вроде молитвы: «Дай мне сил изменить то, что я могу изменить. Дай мне сил вытерпеть то, что я изменить не могу. И дай мне мудрости отличить одно от другого». По этому принципу и жил. При этом бесконечно ценя свободу как таковую, четко отличал ее от вседозволенности.

культура: Любимое произведение отца у Вас есть?

Петрова: В области серьезной музыки, пожалуй, симфония «Мастер и Маргарита», а также балет «Пушкин». Что же касается популярной, здесь выбор сделать куда сложнее. Однако вальс из фильма «Берегись автомобиля» — первое, что приходит в голову.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!