НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Открытый урок Людмилы Заровняевой

05 Апреля 2012 г.

alt

– Помню свою первую практику в школе. Я тогда училась в инязе, основной язык – испанский, второй – английский. Школа на задворках, ребятишки из окрестных бараков, слабенькие. И вдруг на мою голову сваливается комиссия.

 

 

Я сначала растерялась, а потом меня какой-то азарт охватил. Обращаюсь к ребятам исключительно на испанском, и они меня понимают. Может, не столько текст, сколько моё состояние. А у нас с ними к этому времени уже сложились хорошие отношения. Они за меня ходили болеть, когда я выступала на соревнованиях по художественной гимнастике – у меня был первый разряд. Так что дети на этом уроке максимально постарались, и мы вместе получили отличную оценку. А я поняла, что могу преподавать, хотя во время учёбы мечтала стать переводчиком. Но что в Иркутске переводить с испанского? Правда, как-то приезжали к нам кубинские боксёры, мы с ними работали. Горячие парни, сразу стали свидания назначать, но мы были девушки стойкие, нас настраивали очень серьёзно, так что при «исполнении» романов не заводили.

altЛюдмиле Васильевне Заровняевой удалось многое: и мир повидать, и переводчиком поработать, но всё же главным её делом стало преподавание – сначала в Иркутском государственном университете, потом в лицее № 2.

– Пожалуй, работать со школьниками мне интереснее. Со студентами дистанция больше, а здесь ребята открытые, общение с ними мне многое даёт. Вот и про возраст забываешь.

Какой возраст! У бывших гимнасток возраста не бывает. Людмила Васильевна по-молодому стройна, элегантна, легка на подъём. Сегодня у неё четыре пары английского языка. Идёт урок в десятом «Б». Тема – бездомные животные. Задание – нарисовать плакаты в защиту братьев наших меньших, придумать слоганы, естественно, на английском языке. И весь урок тоже идёт на английском, причём десятиклассники вполне уверенно отвечают на вопросы, предлагают свои пути решения проблемы бродячих животных.

– Чем эти ребята отличаются от тех, кого я учила лет двадцать назад? Они, безусловно, более информированы. У них более чёткая мотивация к изучению языка. Некоторые посещают курсы, которые ведут носители английского языка, так что я с интересом узнаю новые слова, которые родились-то совсем недавно, например, сленг. Ребята работают с компьютером, там свой профессиональный язык. Сегодня есть возможность смотреть фильмы, слушать тексты, есть компьютерные образовательные программы. Так что мы с учениками всё время в развитии, в движении.

Школа – это и впрямь не то место, где можно почивать на лаврах. А наград у Людмилы Васильевны хватает. Ей присвоено звание «Почётный работник образования», в 2007 году ей вручили премию по национальному проекту как лучшему учителю. Лицей № 2 тогда отличился – восемь учителей получили почётную премию правительства России, которой были отмечены их достижения. Людмила Заровняева трижды участвовала в Российско-американском конкурсе преподавателей и трижды получала гранты для лицея. Её ученица Маша Павлова выиграла языковой конкурс FLEX и сейчас учится в американской школе.

– Я всегда стараюсь общаться с носителями языка, работать как переводчик. Приходилось работать в этом качестве в Испании, так что пригодился испанский. Как-то в Чехии, в Праге, я обратила внимание: сидит симпатичный молодой человек, скучает. Я спросила: в чём проблема? Не могу общаться, говорит, никто не знает испанского языка. Это был турист из Мексики. Его очень обрадовал мой испанский язык. Он стал меня снимать на фото: приеду и покажу всем девушку из Сибири, которая говорит по-испански. Это был 1980 год, в Праге проходила международная встреча, собрались туристы из разных стран. Мы там, кстати, выступали, я пела на чешском языке песенку, и призом нашей группе стала огромная бутылка чешского пива.

А вот со шведскими коллегами из коммуны Стрёмсунд, побратима Иркутска, когда те приезжали в гости, я уже говорила на английском. Во время турпоездки в Англию помогала нашим землякам: человеку, знающему языки, гораздо проще и комфортнее за рубежом. К нам приезжали учителя из Лондона, мы проводили деловую игру, давали для них концерт. Я очень люблю петь на разных языках. Ещё школьницей разучивала на слух тогдашние хиты. На школьном вечере «Две звезды» мы с моим учеником Никитой Падуковым пели дуэтом одну из песен Стива Уандера. Обычно я пою и на выпускных вечерах. Вообще, песни очень помогают изучать иностранные языки, особенно грамматику. Мне интересно слушать, например, «Битлз», на слух воспринимать тексты их песен.

alt– У такого творческого педагога, как правило, нет проблем с дисциплиной, нет и конфликтов с учениками.

– Я и впрямь не могу вспомнить сколько-нибудь серьёзных проблем. Конечно, у нас хорошие дети. Они любят учиться, атмосфера в лицее позитивная. Мой внук до прихода в лицей учился в обычной школе по месту жительства. Умный парень, призёр олимпиад. В прежней школе это не котировалось – быть умным, нормально заниматься. Пришёл в лицей и вздохнул свободно: совсем другая атмосфера. У нас и учителям легче, нет, не в смысле подготовки, качества знаний – в лицее нет мелочной опеки, нет ненужной бумажной работы, больше творчества. Остаётся время для развития. Я читаю книги, смотрю фильмы, слушаю новости по специальному телевизионному каналу – всё на английском языке.

В лицее хорошие преподаватели, о многих можно рассказать на газетной полосе в рубрике «Человек дела». Ведь учить детей, готовить их к жизни в современном мире – занятие затратное во всех отношениях. Премии премиями, но они бывают только раз. Зарплаты же невелики, а затраты душевные, интеллектуальные, психологические – огромны. Но если человек правильно угадал своё призвание, ему воздастся сполна. Хороший коллектив – это и заслуга директора лицея Виталия Арабчука.

– Вот у нас ведёт право Александр Сергеевич Стольников. Мощный профессионал, у него даже есть звание почётного профессора ИГУ. Его ребята становятся призёрами российских олимпиад, поступают в столичные вузы. И у него сохраняются с ними прекрасные отношения, они приходят к нему в лицей, когда приезжают в Иркутск. При этом Стольников вовсе не добряк – учитель строгий, требовательный. Мне жаль, что от нас ушёл Георгий Матонин. Он вёл уроки русского языка по собственной методике – это было потрясающе. Сплав языкознания и логики с применением математических методов. И детей увлекал русским языком.

altВажно сохранить у ребят мотивацию к учёбе, интерес к получению знаний. Такие проблемы появляются, как правило, после начальной школы. Там они ещё просто слушаются учителей и родителей, стараются, там отличников много. Стали старше – взрослой мотивации ещё нет, а детского послушания уже нет. В лицее, конечно, проще. К нам приходят те, кто хочет учиться. Но тоже бывает, что учить грамматику не хотят – скучно. Приходится искать методы вовлечения в процесс. Например, общение небольшими группами, парами. Тут они меньше боятся ошибиться, свободнее выражают свои мысли. Я стараюсь во время учебного процесса сильно не вмешиваться. Ошибки исправляю, не называя «виновника», чтобы не задевать самолюбие. Практикуем также ролевые игры, например, игру «Менеджер». Заодно и в деловом английском практикуемся. Нас в своё время учили хорошо. Я после института ездила на курсы в Ленинград, там отметили высокий уровень языковой подготовки. Некоторые мои ученики тоже идут в вузы с преподаванием иностранного языка – в Лингвистический университет, на САФ, международный факультет. Надеюсь, им тоже хватит запаса знаний, чтобы расти профессионально.

– Так ли уж нужно женщине быть человеком дела? Можно ведь, как было раньше, вести дом, воспитывать детей, заниматься собой?

– Посмотрите, сколько женщин прекрасно реализовали себя в самых разных сферах. Просто работающей женщине очень важно ощущать поддержку семьи. У меня хорошая семья, прекрасные внуки. Я горжусь старшим внуком и двумя младшими девочками. Они, кстати, тоже любят петь, скоро поедут на международный конкурс в Болгарию со своим фольклорным ансамблем. Мне кажется, работа мне помогла состояться, раскрыть свой потенциал. Я люблю наш лицей. Это очень важная часть моей жизни, без неё я не смогла бы стать счастливым человеком.

Сейчас этот уголок Иркутска стал замечательно красивым. Даже не верится, что ещё недавно здесь были разруха и запустение, суета автовокзала. Сейчас перед лицеем – новый сквер и памятник жёнам декабристов. Рядом храм Преображения Господня, декабристский комплекс с Музеем Волконского, театр Пилигримов. Это уже другой Иркутск, он настраивает наши души на другую волну.

– Как-то я услышала разговор двух маленьких мальчиков.

– Смотри: лицей, – сказал один.

– Здесь, наверное, Пушкин учился, – блеснул знаниями второй.

Я улыбнулась и – обрадовалась! Значит, они увидели нечто особенное в этой части нашего города, ощутили высокое звучание слова «лицей». Мои ученики идут на занятия по чистым аллеям, мимо красивых зданий, и это тоже воспитывает их.

  • Расскажите об этом своим друзьям!