Открытый урок Людмилы Заровняевой |
05 Апреля 2012 г. |
– Помню свою первую практику в школе. Я тогда училась в инязе, основной язык – испанский, второй – английский. Школа на задворках, ребятишки из окрестных бараков, слабенькие. И вдруг на мою голову сваливается комиссия.
Я сначала растерялась, а потом меня какой-то азарт охватил. Обращаюсь к ребятам исключительно на испанском, и они меня понимают. Может, не столько текст, сколько моё состояние. А у нас с ними к этому времени уже сложились хорошие отношения. Они за меня ходили болеть, когда я выступала на соревнованиях по художественной гимнастике – у меня был первый разряд. Так что дети на этом уроке максимально постарались, и мы вместе получили отличную оценку. А я поняла, что могу преподавать, хотя во время учёбы мечтала стать переводчиком. Но что в Иркутске переводить с испанского? Правда, как-то приезжали к нам кубинские боксёры, мы с ними работали. Горячие парни, сразу стали свидания назначать, но мы были девушки стойкие, нас настраивали очень серьёзно, так что при «исполнении» романов не заводили. Людмиле Васильевне Заровняевой удалось многое: и мир повидать, и переводчиком поработать, но всё же главным её делом стало преподавание – сначала в Иркутском государственном университете, потом в лицее № 2. – Пожалуй, работать со школьниками мне интереснее. Со студентами дистанция больше, а здесь ребята открытые, общение с ними мне многое даёт. Вот и про возраст забываешь. Какой возраст! У бывших гимнасток возраста не бывает. Людмила Васильевна по-молодому стройна, элегантна, легка на подъём. Сегодня у неё четыре пары английского языка. Идёт урок в десятом «Б». Тема – бездомные животные. Задание – нарисовать плакаты в защиту братьев наших меньших, придумать слоганы, естественно, на английском языке. И весь урок тоже идёт на английском, причём десятиклассники вполне уверенно отвечают на вопросы, предлагают свои пути решения проблемы бродячих животных. – Чем эти ребята отличаются от тех, кого я учила лет двадцать назад? Они, безусловно, более информированы. У них более чёткая мотивация к изучению языка. Некоторые посещают курсы, которые ведут носители английского языка, так что я с интересом узнаю новые слова, которые родились-то совсем недавно, например, сленг. Ребята работают с компьютером, там свой профессиональный язык. Сегодня есть возможность смотреть фильмы, слушать тексты, есть компьютерные образовательные программы. Так что мы с учениками всё время в развитии, в движении. Школа – это и впрямь не то место, где можно почивать на лаврах. А наград у Людмилы Васильевны хватает. Ей присвоено звание «Почётный работник образования», в 2007 году ей вручили премию по национальному проекту как лучшему учителю. Лицей № 2 тогда отличился – восемь учителей получили почётную премию правительства России, которой были отмечены их достижения. Людмила Заровняева трижды участвовала в Российско-американском конкурсе преподавателей и трижды получала гранты для лицея. Её ученица Маша Павлова выиграла языковой конкурс FLEX и сейчас учится в американской школе. – Я всегда стараюсь общаться с носителями языка, работать как переводчик. Приходилось работать в этом качестве в Испании, так что пригодился испанский. Как-то в Чехии, в Праге, я обратила внимание: сидит симпатичный молодой человек, скучает. Я спросила: в чём проблема? Не могу общаться, говорит, никто не знает испанского языка. Это был турист из Мексики. Его очень обрадовал мой испанский язык. Он стал меня снимать на фото: приеду и покажу всем девушку из Сибири, которая говорит по-испански. Это был 1980 год, в Праге проходила международная встреча, собрались туристы из разных стран. Мы там, кстати, выступали, я пела на чешском языке песенку, и призом нашей группе стала огромная бутылка чешского пива. А вот со шведскими коллегами из коммуны Стрёмсунд, побратима Иркутска, когда те приезжали в гости, я уже говорила на английском. Во время турпоездки в Англию помогала нашим землякам: человеку, знающему языки, гораздо проще и комфортнее за рубежом. К нам приезжали учителя из Лондона, мы проводили деловую игру, давали для них концерт. Я очень люблю петь на разных языках. Ещё школьницей разучивала на слух тогдашние хиты. На школьном вечере «Две звезды» мы с моим учеником Никитой Падуковым пели дуэтом одну из песен Стива Уандера. Обычно я пою и на выпускных вечерах. Вообще, песни очень помогают изучать иностранные языки, особенно грамматику. Мне интересно слушать, например, «Битлз», на слух воспринимать тексты их песен. – У такого творческого педагога, как правило, нет проблем с дисциплиной, нет и конфликтов с учениками. – Я и впрямь не могу вспомнить сколько-нибудь серьёзных проблем. Конечно, у нас хорошие дети. Они любят учиться, атмосфера в лицее позитивная. Мой внук до прихода в лицей учился в обычной школе по месту жительства. Умный парень, призёр олимпиад. В прежней школе это не котировалось – быть умным, нормально заниматься. Пришёл в лицей и вздохнул свободно: совсем другая атмосфера. У нас и учителям легче, нет, не в смысле подготовки, качества знаний – в лицее нет мелочной опеки, нет ненужной бумажной работы, больше творчества. Остаётся время для развития. Я читаю книги, смотрю фильмы, слушаю новости по специальному телевизионному каналу – всё на английском языке. В лицее хорошие преподаватели, о многих можно рассказать на газетной полосе в рубрике «Человек дела». Ведь учить детей, готовить их к жизни в современном мире – занятие затратное во всех отношениях. Премии премиями, но они бывают только раз. Зарплаты же невелики, а затраты душевные, интеллектуальные, психологические – огромны. Но если человек правильно угадал своё призвание, ему воздастся сполна. Хороший коллектив – это и заслуга директора лицея Виталия Арабчука. – Вот у нас ведёт право Александр Сергеевич Стольников. Мощный профессионал, у него даже есть звание почётного профессора ИГУ. Его ребята становятся призёрами российских олимпиад, поступают в столичные вузы. И у него сохраняются с ними прекрасные отношения, они приходят к нему в лицей, когда приезжают в Иркутск. При этом Стольников вовсе не добряк – учитель строгий, требовательный. Мне жаль, что от нас ушёл Георгий Матонин. Он вёл уроки русского языка по собственной методике – это было потрясающе. Сплав языкознания и логики с применением математических методов. И детей увлекал русским языком. Важно сохранить у ребят мотивацию к учёбе, интерес к получению знаний. Такие проблемы появляются, как правило, после начальной школы. Там они ещё просто слушаются учителей и родителей, стараются, там отличников много. Стали старше – взрослой мотивации ещё нет, а детского послушания уже нет. В лицее, конечно, проще. К нам приходят те, кто хочет учиться. Но тоже бывает, что учить грамматику не хотят – скучно. Приходится искать методы вовлечения в процесс. Например, общение небольшими группами, парами. Тут они меньше боятся ошибиться, свободнее выражают свои мысли. Я стараюсь во время учебного процесса сильно не вмешиваться. Ошибки исправляю, не называя «виновника», чтобы не задевать самолюбие. Практикуем также ролевые игры, например, игру «Менеджер». Заодно и в деловом английском практикуемся. Нас в своё время учили хорошо. Я после института ездила на курсы в Ленинград, там отметили высокий уровень языковой подготовки. Некоторые мои ученики тоже идут в вузы с преподаванием иностранного языка – в Лингвистический университет, на САФ, международный факультет. Надеюсь, им тоже хватит запаса знаний, чтобы расти профессионально. – Так ли уж нужно женщине быть человеком дела? Можно ведь, как было раньше, вести дом, воспитывать детей, заниматься собой? – Посмотрите, сколько женщин прекрасно реализовали себя в самых разных сферах. Просто работающей женщине очень важно ощущать поддержку семьи. У меня хорошая семья, прекрасные внуки. Я горжусь старшим внуком и двумя младшими девочками. Они, кстати, тоже любят петь, скоро поедут на международный конкурс в Болгарию со своим фольклорным ансамблем. Мне кажется, работа мне помогла состояться, раскрыть свой потенциал. Я люблю наш лицей. Это очень важная часть моей жизни, без неё я не смогла бы стать счастливым человеком. Сейчас этот уголок Иркутска стал замечательно красивым. Даже не верится, что ещё недавно здесь были разруха и запустение, суета автовокзала. Сейчас перед лицеем – новый сквер и памятник жёнам декабристов. Рядом храм Преображения Господня, декабристский комплекс с Музеем Волконского, театр Пилигримов. Это уже другой Иркутск, он настраивает наши души на другую волну. – Как-то я услышала разговор двух маленьких мальчиков. – Смотри: лицей, – сказал один. – Здесь, наверное, Пушкин учился, – блеснул знаниями второй. Я улыбнулась и – обрадовалась! Значит, они увидели нечто особенное в этой части нашего города, ощутили высокое звучание слова «лицей». Мои ученики идут на занятия по чистым аллеям, мимо красивых зданий, и это тоже воспитывает их.
Тэги: |
|