ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Неутомимый маэстро

Изменить размер шрифта

spivakov


Имя Владимира Спивакова известно всем, кто хоть иногда слушает классическую музыку. Это выдающийся скрипач и дирижёр, создатель лучшего в России камерного оркестра «Виртуозы Москвы», организатор и бессменный руководитель большого симфонического оркестра «Национальный филармонический оркестр России». 12 сентября 2014 года прославленный маэстро отмечает 70-летний юбилей.

Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе, где его родители находились в эвакуации. Отец музыканта, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушёл добровольцем на фронт и был тяжело ранен.
Мать – Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию, пережила блокаду. Она была концертмейстером, а позже преподавала в Ленинградской музыкальной школе.
Первыми музыкальными впечатлениями мальчика была игра матери на фортепиано. С шести лет Володя начал осваивать скрипку, потом поступил сначала в районную музыкальную школу. А с 1955 года одарённый мальчик был зачислен в Центральную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где осваивал скрипку под руководством лучших педагогов.
В 13 лет юный скрипач завоевал первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и сразу же дебютировал на сцене Ленинградской филармонии. Там Володю заметили и предложили перевестись в Москву. И в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И.Янкелевича, а через два года поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по скрипке в класс того же педагога.


Детство


По словам маэстро, в музыкальный мир его буквально "втолкнули" родители. Как оказалось, к счастью. Хотя на тот момент Володе хотелось совсем другого. В детстве будущий гениальный музыкант мечтал стать военно-морским инженером. Его привлекала форма, море и конечно романтика.
Мама юного дарования просила вахтёра не выпускать Володю из музыкальной школы, пока не закончатся занятия, а папа тренировал сына играть пассажи с помощью... спичек. Пассаж – одна спичка вынимается из коробка, следующий – ещё одна. И так до тех пор, пока весь коробок не опустеет. А потом, также по одной, спички складывались обратно. Только после этого занятие заканчивалось.
У Володи оказался талант не только к музыке, но и к живописи. Он всерьёз увлекался рисованием и посещал вольнослушателем школу живописи при Ленинградской академии художеств. Но вскоре пришлось выбирать между живописью и музыкой. На этом настоял консерваторский педагог Спивакова. И примерно в возрасте двадцати лет Володя навсегда оставил идею стать художником. Правда, интерес к живописи остался у него на всю жизнь.
Подростком Владимир Теодорович пережил ещё одно увлечение, казалось бы не совместимое с классическим образом «мальчика со скрипкой». Он занимался боксом и даже получил второй разряд.
«В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло.»


Скрипач и дирижёр


1965 год был дебютным для скрипача Спивакова. Он, студент третьего курса выступает на первом в своей жизни зарубежном состязании и завоевывает третье место. Учитывая период «железного занавеса», это было огромным достижением для советского музыканта. В 1970 году 26-летний скрипач становится солистом Московской филармонии.
1975-й год ознаменовался блестящим дебютом в США. Его выступление в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвело такой фурор, что зал аплодировал стоя уже после первого отделения.
Не смотря на прекрасно развивающуюся карьеру скрипача-солиста, Спиваков начинает осваивать ещё и дирижёрское мастерство. В России он учится у знаменитого российского дирижёра И. Гусмана в нижнем Новгороде, а в США у великих дирижёров Л. Маазеля и Л. Бернстайна. В 1984 году, после совместного выступления в Зальцбурге, приуроченного ко дню рождения Моцарта, великий Бернстайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой талантливый ученик не расстается и сегодня.
И вот в 1979 год 35-летний Владимир Спиваков дебютирует в качестве дирижёра со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на фестивале в Равинии. «Спиваков заставляет Моцарта петь и как скрипач, и как дирижёр»; «Спиваков – настоящий дирижёр» - такие отзывы были в американской прессе.
До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года маэстро играет на скрипке работы легендарного Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами — поклонниками его таланта.
С сентября 1999 года наряду с руководством Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков становится художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра, а в январе 2003 года — Национального филармонического оркестра России.


"Виртуозы Москвы"


Владимир Теодорович известен как основатель, главный дирижёр, солист и бессменный художественный руководитель одного из самых востребованных оркестров мира «Виртуозы Москвы».
Когда маэстро спросили, почему были созданы «Виртуозы», он ответил: «Мне было скучно играть одному».
Спиваков решил создать что-то новое и, не смотря на то, что идея была принята в штыки, у него получилось. Это был 1979 год. Виртуозов было 20 человек, оркестр формировался только из музыкантов-мужчин самого высоко уровня мастерства.
Практически с самого основания, начав выступления на международных фестивалях, оркестр получил мировое признание. В 1982 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР „Виртуозы Москвы"».
Тяжёлый период для оркестра наступил в конце 80-х: экономические и житейские проблемы поставили под угрозу само существование коллектива. И чтобы сохранить его, Спиваков пошёл навстречу просьбам музыкантов и в 1990 году перевёз весь оркестр с семьями (150 человек!) на север Испании под покровительство королевской семьи.
«Виртуозы Москвы» прожили в Испании до весны 1997 года. В соответствии с контрактом, они давали в Испании 10 концертов в год, а в остальное время концертировали в России и по другим странам.


Благотворитель


Спиваков много лет активно занимается благотворительностью. Он давал концерты в Армении сразу после страшного землетрясения, на Украине после аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, который помогает сиротам и больным детям.
Также фонд принимает участие в судьбе юных талантов — это и приобретение музыкальных инструментов, и выделение стипендий и грантов, и организация международных выставок с участием работ юных художников.


И ещё о маэстро

За свою неоценимую деятельность Владимир Теодорович удостоен множества наград и званий. Вот только основные из них: Заслуженный артист РСФСР (1978), Народный артист РСФСР (1986), Народный артист СССР (1990), Народный артист республики Северная Осетия-Алания (2005), «Артист мира ЮНЕСКО» — за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» (2006), Посол Доброй воли ЮНЕСКО (1998), «Лучший музыкант Радио-1» (1999), Почётный доктор МГУ имени М. В. Ломоносова (2002), Почетный гражданин города Тольятти (2004), Почетный гражданин города Кольмара (Франция, 1999), Народный артист республики Дагестан (2013).

В семье Владимира Теодоровича окружают одни женщины: жена Сати, три дочери и племянница, которая живёт с ними много лет.
Владимир Теодорович не только очень талантлив, но и фантастически работоспособен. Спиваков подчёркивает, что талант – это крест на всю жизнь, который требует жертв и каторжного труда.


Свой день рождения маэстро отметит на сцене, даст юбилейный концерт с участием друзей-музыкантов, как корифеев сцены, так и восходящих звёзд.

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!