НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Неутомимый маэстро

05 Сентября 2014 г.

spivakov


Имя Владимира Спивакова известно всем, кто хоть иногда слушает классическую музыку. Это выдающийся скрипач и дирижёр, создатель лучшего в России камерного оркестра «Виртуозы Москвы», организатор и бессменный руководитель большого симфонического оркестра «Национальный филармонический оркестр России». 12 сентября 2014 года прославленный маэстро отмечает 70-летний юбилей.

Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе, где его родители находились в эвакуации. Отец музыканта, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушёл добровольцем на фронт и был тяжело ранен.
Мать – Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию, пережила блокаду. Она была концертмейстером, а позже преподавала в Ленинградской музыкальной школе.
Первыми музыкальными впечатлениями мальчика была игра матери на фортепиано. С шести лет Володя начал осваивать скрипку, потом поступил сначала в районную музыкальную школу. А с 1955 года одарённый мальчик был зачислен в Центральную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где осваивал скрипку под руководством лучших педагогов.
В 13 лет юный скрипач завоевал первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и сразу же дебютировал на сцене Ленинградской филармонии. Там Володю заметили и предложили перевестись в Москву. И в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И.Янкелевича, а через два года поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по скрипке в класс того же педагога.


Детство


По словам маэстро, в музыкальный мир его буквально "втолкнули" родители. Как оказалось, к счастью. Хотя на тот момент Володе хотелось совсем другого. В детстве будущий гениальный музыкант мечтал стать военно-морским инженером. Его привлекала форма, море и конечно романтика.
Мама юного дарования просила вахтёра не выпускать Володю из музыкальной школы, пока не закончатся занятия, а папа тренировал сына играть пассажи с помощью... спичек. Пассаж – одна спичка вынимается из коробка, следующий – ещё одна. И так до тех пор, пока весь коробок не опустеет. А потом, также по одной, спички складывались обратно. Только после этого занятие заканчивалось.
У Володи оказался талант не только к музыке, но и к живописи. Он всерьёз увлекался рисованием и посещал вольнослушателем школу живописи при Ленинградской академии художеств. Но вскоре пришлось выбирать между живописью и музыкой. На этом настоял консерваторский педагог Спивакова. И примерно в возрасте двадцати лет Володя навсегда оставил идею стать художником. Правда, интерес к живописи остался у него на всю жизнь.
Подростком Владимир Теодорович пережил ещё одно увлечение, казалось бы не совместимое с классическим образом «мальчика со скрипкой». Он занимался боксом и даже получил второй разряд.
«В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло.»


Скрипач и дирижёр


1965 год был дебютным для скрипача Спивакова. Он, студент третьего курса выступает на первом в своей жизни зарубежном состязании и завоевывает третье место. Учитывая период «железного занавеса», это было огромным достижением для советского музыканта. В 1970 году 26-летний скрипач становится солистом Московской филармонии.
1975-й год ознаменовался блестящим дебютом в США. Его выступление в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвело такой фурор, что зал аплодировал стоя уже после первого отделения.
Не смотря на прекрасно развивающуюся карьеру скрипача-солиста, Спиваков начинает осваивать ещё и дирижёрское мастерство. В России он учится у знаменитого российского дирижёра И. Гусмана в нижнем Новгороде, а в США у великих дирижёров Л. Маазеля и Л. Бернстайна. В 1984 году, после совместного выступления в Зальцбурге, приуроченного ко дню рождения Моцарта, великий Бернстайн подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, с которой талантливый ученик не расстается и сегодня.
И вот в 1979 год 35-летний Владимир Спиваков дебютирует в качестве дирижёра со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на фестивале в Равинии. «Спиваков заставляет Моцарта петь и как скрипач, и как дирижёр»; «Спиваков – настоящий дирижёр» - такие отзывы были в американской прессе.
До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года маэстро играет на скрипке работы легендарного Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами — поклонниками его таланта.
С сентября 1999 года наряду с руководством Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков становится художественным руководителем и главным дирижером Российского национального оркестра, а в январе 2003 года — Национального филармонического оркестра России.


"Виртуозы Москвы"


Владимир Теодорович известен как основатель, главный дирижёр, солист и бессменный художественный руководитель одного из самых востребованных оркестров мира «Виртуозы Москвы».
Когда маэстро спросили, почему были созданы «Виртуозы», он ответил: «Мне было скучно играть одному».
Спиваков решил создать что-то новое и, не смотря на то, что идея была принята в штыки, у него получилось. Это был 1979 год. Виртуозов было 20 человек, оркестр формировался только из музыкантов-мужчин самого высоко уровня мастерства.
Практически с самого основания, начав выступления на международных фестивалях, оркестр получил мировое признание. В 1982 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР „Виртуозы Москвы"».
Тяжёлый период для оркестра наступил в конце 80-х: экономические и житейские проблемы поставили под угрозу само существование коллектива. И чтобы сохранить его, Спиваков пошёл навстречу просьбам музыкантов и в 1990 году перевёз весь оркестр с семьями (150 человек!) на север Испании под покровительство королевской семьи.
«Виртуозы Москвы» прожили в Испании до весны 1997 года. В соответствии с контрактом, они давали в Испании 10 концертов в год, а в остальное время концертировали в России и по другим странам.


Благотворитель


Спиваков много лет активно занимается благотворительностью. Он давал концерты в Армении сразу после страшного землетрясения, на Украине после аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, который помогает сиротам и больным детям.
Также фонд принимает участие в судьбе юных талантов — это и приобретение музыкальных инструментов, и выделение стипендий и грантов, и организация международных выставок с участием работ юных художников.


И ещё о маэстро

За свою неоценимую деятельность Владимир Теодорович удостоен множества наград и званий. Вот только основные из них: Заслуженный артист РСФСР (1978), Народный артист РСФСР (1986), Народный артист СССР (1990), Народный артист республики Северная Осетия-Алания (2005), «Артист мира ЮНЕСКО» — за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» (2006), Посол Доброй воли ЮНЕСКО (1998), «Лучший музыкант Радио-1» (1999), Почётный доктор МГУ имени М. В. Ломоносова (2002), Почетный гражданин города Тольятти (2004), Почетный гражданин города Кольмара (Франция, 1999), Народный артист республики Дагестан (2013).

В семье Владимира Теодоровича окружают одни женщины: жена Сати, три дочери и племянница, которая живёт с ними много лет.
Владимир Теодорович не только очень талантлив, но и фантастически работоспособен. Спиваков подчёркивает, что талант – это крест на всю жизнь, который требует жертв и каторжного труда.


Свой день рождения маэстро отметит на сцене, даст юбилейный концерт с участием друзей-музыкантов, как корифеев сцены, так и восходящих звёзд.

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!