Небо и земля Леонида Быкова |
08 Декабря 2016 г. |
Леонид Быков – это выдающийся советский актёр, имя которого уже давно стало символом кинематографа СССР. Многие из его картин стали настоящими шедеврами, а потому сегодня, как и много лет назад, его имя чтят многие поклонники кино того времени. Биография Леонида БыковаДетство и семьяЛеонид Быков родился 12 декабря 1928 года в небольшом украинском селе Знаменское, которое сегодня является частью Донецкой области. Однако большая часть его жизни прошла в промышленном городке Краматорск, который располагался неподалеку от Знаменского. В этом населённом пункте отец Быкова устроился на металлургический завод, а сам Леонид начал посещать общеобразовательную школу № 6, где проучился вплоть до выпускного класса. Первые ролиЧто касается актёрского таланта, то он стал появляться в душе бойкого украинского парня ещё в раннем возрасте. Ещё в младшей школе он вместе с другими сверстниками разыгрывал импровизированные спектакли для родных и соседей. Написанием сценариев для выступлений он уже тогда занимался сам. А вот пошивом необходимых костюмов и созданием декораций ребята занимались все вместе. Некоторое время спустя талантливый паренёк стал появляться также и в постановках местного ДК имени Ленина. На местной сцене он играл советских лётчиков и военных. Весьма примечательно, что подобные роли в один прекрасный момент заставили Леонида Быкова всерьёз задуматься о профессии лётчика. Он мечтал о штурвале самолёта, а потому сразу после окончания школы начал торить себе путь в мир советской авиации, мечтая стать вторым Чкаловым, Леонид дважды поступал в лётные училища (первый раз – в Барнауле, где его семья в годы Второй мировой находилась в эвакуации, а второй раз – в Ленинграде). В городе над Невой Леониду Быкову даже удалось поступить в выбранный вуз. Однако обучение всё равно оказалось недолгим: в связи с окончанием войны училище попросту расформировали. В итоге, после двух неудачных попыток пробиться в мир авиации, Леонид Быков решил поступать в театральный вуз. В 1946 году он отправился в Киев, однако вступительные экзамены завалил. К счастью, в тот раз на помощь Лёне пришла его родная сестра, посоветовавшая ему поступать в Харьков. Он послушался её совета и уже скоро стал студентом тамошнего театрального вуза. Звёздный путьВпервые профессионально выступать на сцене Быков начал ещё в студенческие годы. В конце сороковых годов он начал играть небольшие роли в Харьковском театре имени Тараса Шевченко, а уже в 1951-м, после окончания вуза, стал постоянным членом местной труппы. За годы работы в харьковском театре Леонид Быков успел сыграть во множестве различных спектаклей, среди которых наиболее известными стали постановки: «Улица трёх соловьёв, 17», «Как закалялась сталь», «Человек ищет счастье», «С любовью не шутят», «Дорога через Сокольники» и другие. В 1952 году талантливый парень впервые появился на киноэкране, сыграв небольшую роль Сашко в фильме «Судьба Марины». Несмотря на небольшой формат роли, герой Леонида Быкова получился довольно колоритным, а потому очень скоро актёр начал получать новые интересные предложения. В его фильмографии появились такие известные картины, как «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы». Играя с такими звездами советского кино, как Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, актёр быстро набирался опыта, а потому каждая его новая роль становилась ярче предыдущей. Именно поэтому всего за несколько лет Леонид Быков быстро стал настоящей звездой послевоенного кинематографа. Каждая картина с его участием становилась настоящим шедевром, а потому авторитет Леонида Федоровича неуклонно рос год от года. Вскоре его пригласили на «Ленфильм», где он снял свою первую режиссёрскую работу – кинокомедию «Зайчик», а на гонорар купил гараж и «Волгу», которую ласково называл Тяпа. Однако потом на «Ленфильме» у Быкова начался застой. «Уже почти год не снимаюсь, – писал он другу. – Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, так долго не протянешь. Всё чаще думаю, что надо возвращаться домой». В 1966-м Быков переехал в Киев, куда его уже давно зазывали. На киностудии им. Довженко он хотел воплотить свою давнюю мечту: снять фильм о военных лётчиках. Но снимать «В бой идут одни «старики» ему долго не разрешали – власти посчитали сценарий недостаточно героическим. И вообще в Киеве режиссёра встретили весьма прохладно: дескать, нам и своих гениев девать некуда! Быков тяжело переживал такое отношение и никак не мог понять, зачем его вытащили из Ленинграда, если он тут никому не нужен... Фильм про поющую эскадрилью Быков всё же снял. Он вышел на экраны в начале 1974-го и в пику чинушам за год собрал в Союзе более 40 миллионов зрителей, а «Смуглянка» стала чуть ли не гимном советских лётчиков. Через год Быков начал снимать «Аты-баты, шли солдаты». Но поскольку получить для съёмок солдат и военную технику оказалось непросто, он поехал в Москву на приём к министру обороны маршалу Гречко. У них состоялся долгий и тяжёлый разговор, после которого по возвращении домой у режиссёра случился инфаркт.
Катастрофа– Папа никогда не носил камень за пазухой или фигу в кармане, – рассказала дочь режиссёра Марьяна Быкова. – Он мог посоветовать министру, который не умеет управлять, уйти на пенсию. Мог отказаться от банкета с очень важной персоной и пойти в это время, скажем, на рыбалку. Рыбалка действительно была слабостью Быкова. Чтобы хоть как-то отвлечься от суеты, он всегда брал удочки и отправлялся рыбачить. – Это моя единственная отдушина, – говаривал маэстро, – я настолько там успокаиваюсь, что забываю про все проблемы. Если бы не рыбалка, меня бы, наверное, уже давно не было... Однажды апрельским вечером Леонид Фёдорович возвращался в Киев с дачи в Страхолесье, куда как раз ездил порыбачить. На скорости 90 километров в час, обгоняя ползущий впереди трактор с прицепом, его «Волга» вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик. Быков изо всех сил жал на тормоз, но столкновения избежать не удалось. «Волга» разбилась в лепёшку, а самого актёра при ударе выбросило из машины. Он погиб мгновенно... Хоронили режиссёра по его же собственному сценарию, прописанному в завещании: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду – получится конфуз, – писал Леонид Фёдорович. – Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого дербалызните, кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку»... Спасибо и пока». К слову, когда за четыре месяца до гибели Быкову исполнилось 50 лет, он наотрез отказался праздновать юбилей в Союзе кинематографистов и на студии им. Довженко. Сказал, что ему не нужна генеральная репетиция его похорон, и уехал из Киева. А на следующий день получил открытку в похоронной рамке с пожеланием долгих лет жизни... Тэги: |
|