НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Михаил Козаков: звезда, не желавшая гаснуть

16 Октября 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/16-10-kazakov как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Kozakov mikhail

Это была жизнь звезды, не желавшей гаснуть, - вплоть до последних месяцев он снимался в кино, играл в театре, начитывал на диски стихи. Врожденная жажда обращать жизнь в искусство заставляла его совершать нелинейные творческие и житейские поступки, поворачивать жизнь в неожиданные стороны. Вспомним некоторые из этих поворотов. Об актере, которому исполнилось бы 80, рассказала "Российская газета".

МХАТ и Маяковка

"Искусству не нужны обезьяны в роли Гамлетов" - такие отзывы о своей роли получил выпускник Школы-студии МХАТ вскоре после выхода в роли принца Датского в спектакле Театра им. Маяковского в 1956-м. В глазах педагогов уход из МХАТа, где ему, ослепительному, 22-летнему уже на 3-м курсе стали давать роли в спектаклях основной сцены, стал настоящей изменой в глазах мхатовцев: великий Станицын, покровитель Михаила, ходил мимо, не здороваясь. Тем не менее замена Евгения Самойлова, переставшего устраивать главрежа Маяковки, на Козакова состоялась: первая главная роль Козакова вышла броской, по-театральному пафосной и прогремела на всю Москву. "Самым трудным было не сорвать голос, - вспоминал Козаков. - Спектакль был шумный, в нем участвовал живой оркестр и мне надо было переорать музыку".

{gallery}TXTS/2014/16-10-kazakov{/gallery}

А-ля Артур Миллер

"Он шел в невиданных доселе в Москве штанах (в джинсах. - А.В.), в косынке на шее под распахнутым воротом красной рубахи, чуть подрагивая икрами в узких штанинах при каждом шаге" - читаем мы у мемуариста, запомнившего гулявшего по улице Горького Козакова образца 50-х. "Взгляды устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе: шел Козаков, высокий, черноволосый, одетый как киногерой", - эти воспоминания не менее красноречивы.

Козакову, выросшему в эвакуации, вдруг захотелось иметь свой стиль, ему нравилось, как был, скажем, одет приехавший в Москву драматург Артур Миллер: пиджак из букле, серые брюки, элегантная рубашка - и захотелось одеться так же. Впрочем, после успеха фильма "Убийство на улице Данте" по Москве прошел слух, что Миша - обрусевший француз, побочный сын де Голля, а то и вовсе итальянец, отсюда, мол, и "улица Данте", и вообще его фамилия - Казанов.

По словам актера, ничего в нем от смены образов с сына опального писателя на московского денди не изменилось. "Такие вопросы, как купить хорошую тряпочку, для мужчины исчерпываются через день", - говорил он спустя годы.

Зависть к скорому поезду

Еще в 60-х, в пору "Современника" Олег Ефремов стал тянуть Козакова, одну из своих звезд, в режиссуру, глядя, как тот по-режиссерски, всегда видя пьесы целиком, работает в спектаклях. Козаков решился на свое кино только в70-м. Правда, "Безымянную звезду" удалось "пробить" лишь через годы: начальство искало намеки в самых безобидных местах пьесы (в том, что толпа выходит поглазеть на поезд, чуяли метафору, говорящую о зависти советских людей к западной жизни).

Съемки оказались для Козакова, в свою очередь, полными неожиданностей - в первую очередь со стороны людей, которых он считал партнерами. Олег Даль, планировавшийся на роль Мирою, сниматься отказался, желая видеть своего героя в финале под колесами поезда. Гердт заболел - и Козаков ввел в уже снимающийся фильм на роль учителя Удрю своего друга Григория Лямпе. Леонида Филатова в роли Грига категорически отказался снимать оператор-постановщик Григорий Рерберг, вдруг начавший вмешиваться в работу режиссера (например, снимая сцену, когда Удря напевает Моне свою симфонию, он, оторвавшись от камеры, вслух сказал: "Сумасшедший дом! Бред! Миша, ты в своем уме?") - и друга Моны сыграл сам Козаков. Он сам этот фильм внутренне снял еще до начала съемок, знал его наизусть, по кадру и вольностей со стороны актеров не выносил. Он, к примеру, давал указание: "И вот на этом слове ПОВЕРНУЛСЯ!" - "А раньше нельзя?" - "На ЭТОМ слове ПОВЕРНУЛСЯ!"

Полурусский в Иудее

- У меня проблема с детским питанием для маленького сына, - так объяснил Козаков в 1991-м в интервью причины отъезда в Израиль - съемка шла в квартире, на стенах которой уже белели следы от сложенных в чемоданы фотографий.

Многие помнят тогдашние гастрономы, в которых на полках лежали только морская капуста да бутылки с уксусом. У Козакова тогда было совсем мало работы, что в театре, что на ТВ. В Израиле жить было сытнее, но запросы тамошней публики, как напишет он в "Актерской книге", оказались пострашнее советской цензуры.

Он взялся за Тригорина в "Чайке" в спектакле на иврите, выучил ее ("страх и паника, когда сидишь за столом и долбишь, долбишь переписанную от руки транскрибированную по-русски роль"), сыграл - но ни в "Гешере", ни в Камерном театре Тель-Авива не прижился, а попытки играть на русском себя не оправдали. Несмотря на многочисленность русской диаспоры, выяснилось, что русскоязычный театр тамошнему народу особо ни к чему. "Лучше быть полурусским в России, чем полуиудеем в Израиле", - рассуждал актер и в 1996-м вернулся в Москву.

Творец и микроволновка

Ставшая притчей в зрительских языцех сложная семейная жизнь Козакова на самом деле складывалась так потому, что он, оказавшись расположенным к женщине, не мог раздваиваться - и сразу стремился к законному браку.

И еще одной причиной была, безусловно, полная сосредоточенность Михаила Михайловича на творческой работе. И если первая его жена Грета Таар говорила, что он "не создан для прогулок, стирок, готовки, ему нужны театр, кино и телевидение" и обижалась на это, то четвертая, Анна Ямпольская, спокойно отдавала себе отчет в том, что ее муж не знает, на что нажать, чтобы разогреть обед в микроволновке, но зато может ночью разбудить, чтоб обсудить стихотворение. И, возможно, единственная из всех жен понимала, что он не может быть один ("я боюсь жизни и предпочитаю выдуманные миры", - говорил актер), и поэтому главным для него были жена и семья.

Анна взяла на себя продюсирование козаковской антрепризы по возвращении из Израиля, и именно она была рядом с актером, когда он, уже тяжело больной, вернулся в Израиль. Анна сняла квартиру недалеко от моря, где Козаков мог спокойно планировать гастрольные туры и постановки, думать о будущем и, сознавая, что сделал в прошлом, не жалеть ни о чем.

Кстати

Главное о себе

Познай себя... Всю жизнь пытаюсь. Всю жизнь задаюсь вопросом - кто я? О тебе говорят разное, ну а ты сам-то ты-то кто? Наверное, поэтому я столько графоманил, вел дневники, пытался остановить мгновения и осмыслить их.

Наградой за труд мне всегда была возможность новой работы. Меня в равной степени интересовали театр, кино, телевидение, эстрада. В режиссуре - телетеатр. Чтение вслух поэзии - для меня "и труд, и мука, и отрада".

Я склонен к рефлексии. На каждый вопрос нет однозначного ответа. Ненавижу упертость, люблю пластичное мышление и обсуждение в разговоре.

Люблю своих детей. Они полагают - недостаточно. Наверное, правы. К женщинам поостыл. Глаз ценит - сам спокоен. Люблю, с каждым днем все больше, свой дом. К деньгам отношусь в общем-то равнодушно - были бы. Люблю золотую осень. Я не игрок, не спортсмен, не охотник, не рыболов, не грибник. Без города, телефона скучаю. Вот, пожалуй, главное о себе.

М. Козаков. "Актерская книга"

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!