Мария Ермолова — театральная легенда России |
19 Июля 2019 г. |
Марии Ермоловой прочили карьеру артистки кордебалета, но уже в 17 лет она сыграла свою первую главную роль. Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет, её считали одной из самых выдающихся актрис в мире; Константин Станиславский называл её целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, силы пафоса, искренней простоты и скромности». Несостоявшаяся балеринаМария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии начинал драматическим актёром, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлёром. Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра: из суфлёрской будки отца она наблюдала за игрой лучших актёров. Сохранился рисунок Леонида Пастернака: маленькая Ермолова с отцом в суфлёрской будке. В девять лет Ермолова стала пансионеркой Московского театрального училища. Сначала определили её в балетный класс, но там она особых успехов не достигла. И только учитель французского, Сент-Аман, хвалил её за декламацию и отмечал, что у нее «много души». Но на сцену Ермолова выходила в бессловесных ролях пажей и амуров, и даже эти выходы юной артистки скоро прекратились. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой, но тот сказал, что «девица бездарна» и её дело – «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой. Снова Маша на сцене появилась только в водевиле своего отца, но роль разбитной девчонки-кокетки мало подходила тринадцатилетней актрисе, и она провалилась. Неудача не сломила её духа. Впоследствии, будучи уже знаменитой артисткой, она вспоминала: «Несмотря ни на что, ни на какие невзгоды и незадачи, во мне всегда, сама не знаю, почему, жила непоколебимая уверенность, что я буду актрисой, и не какой-нибудь, а первой актрисой и на Малой сцене. Никогда, ни одному человеку не высказывала я этой уверенности, но она не покидала меня». «Заветная мечта исполнилась... Я актриса!»Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою первую главную роль. Перед бенефисом Надежды Медведевой – примы Малого театра – заболела молодая актриса, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». «Едва появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их передачи, небывалой силой трагического подъёма», – писал исследователь её творчества Дурылин. А когда рассказ Эмилии был окончен, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина, наградил дебютантку громом аплодисментов. Премьера «Эмилии Галотти» прошла 30 января 1870 года. Позже Ермолова вспоминала: «Боже! – думала я, – не перенесу, если меня не вызовут ни разу! если я провалюсь!.. Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы... дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой... мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала... Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась... Я актриса!» Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис двенадцать раз. Заслуга перед русским искусствомВ 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий её игре драматизм. Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Позже это качество Марии Николаевны назовут сценическим оптимизмом. Однако Ермолову очень беспокоил её репертуар: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я всё ещё ничего не делаю». Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей актрисы – на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. После очередного спектакля ее вызывали на поклон семнадцать раз. В 1876 году Мария Ермолова сыграла Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Эта роль стала триумфом, а в репертуаре Малого театра родилось целое направление, положившее начало «эпохе романтики». Позже спектакль пришлось запретить из-за того, что после каждого представления толпа поклонников перекрывала улицу, а однажды актрису домой повезла карета, запряженная восторженными студентами. В свой бенефис Мария Николаевна решила поставить «Орлеанскую деву», добившись снятия цензурного запрета на этот спектакль. И руководство, и актёры театра считали, что спектакль обречён на провал. На постановку не было затрачено ни копейки. Во второстепенных ролях были заняты случайные актеры. Декорации, реквизит, костюмы – все «из подборки». Спектакль состоялся 29 января 1884 года. Успех Ермоловой в роли Жанны д′Арк был таким, каких мало знает история русского театра. Ермолова исполняла эту роль 18 лет. «Сама не знаю почему, но исполнение этой роли считаю заслугой перед русским искусством, повторяю, единственной», – писала она. Этот спектакль был невероятно популярен. Говорили, что все декорации «Орлеанской девы» были в дырочках – так много желающих было посмотреть его из-за кулис. Ермолова прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Поражает творческий диапазон актрисы, в её репертуаре было двухсот ролей. С равным успехом она играла римскую императрицу Мессалину, еврейку с пламенной душой – Юдифь и молодую учительницу Верочку Лонину. У Марии Николаевны был «от природы поставленный талант», дававший ей возможность переходить от горных вершин трагедии к цветущим долинам комедии. В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв: «37 лет я отдала сцене – и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжёл этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой». После 1910 года актриса стала играть возрастные роли. Неслучившееся счастьеЛичная жизнь актрисы складывалась непросто. С 1877 года Мария Ермолова была замужем за блестящим юристом Николаем Шубинским. В семье родилась дочь Маргарита. Со стороны семья выглядела счастливой, оба супруга были талантливы и успешны, но на самом деле отношения с мужем сохранялись только ради дочери. Тридцатилетняя актриса полюбила известного в Европе ученого Павлинова, но разрушить семью ради личного счастья она не решилась. Спустя много лет Ермолова призналась дочери: «...Если бы я причинила боль близким людям, я бы никогда не была счастлива». Зимой 1925 года Ермолова заболела, и в её дом на Тверском бульваре пришёл профессор Павлинов – эта была последняя встреча влюблённых. Никто не знает, о чём они говорили, и жалела ли великая актриса о другой, несостоявшейся жизни.
Российская народная артисткаПосле революции Ермолова осталась в России, несмотря на то, что муж и дочь с внуком эмигрировали. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко: «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно. И что это за публика? Совершенно чуждая тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь». В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. Ей первой в стране было присвоено звание «Российской народной артистки». Актриса получила сотни поздравлений со всех концов страны. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича, и это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и 12 марта 1928 года Марии Николаевны Ермоловой не стало.
|
|