НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Легенда, снимавшая легенды

22 Августа 2014 г.

foto-1

Фотохудожник Эдгар Брюханенко широко известен не только среди коллег-журналистов, но и среди огромной армии читателей самых различных изданий, где на протяжении почти 40-летней фотодеятельности в качестве «хронического репортёра» ТАСС публиковались его снимки и подписи к ним. Согласитесь, редко кому удаётся при жизни стать легендой, но Эдгар Дмитриевич уже давно среди журналистской братии Иркутска, и не только его, почитается именно в таковом качестве. На репортёрскую жизнь Брюханенко пришлась половина ХХ века – время восстановления народного хозяйства страны после Великой Отечественной войны, роста крупной индустрии, великих сибирских строек, неслыханного трудового энтузиазма тысяч людей – время огромных перемен «от лет созидательных до лет застойных и реформаторских».

edgar1

На фото: легенда сибирской фотожурналистики Эдгар Дмитриевич Брюханенко за подготовкой своего фотоархива.

Родился Эдгар Дмитриевич 9 февраля 1932 года в Москве. Участником войны быть не пришлось, но хорошо запомнил фугаски на крышах домов на Красной Пресне, эвакуацию в теплушках поезда при бомбёжках и обстрелах немцев. Иркутск стал для него второй родиной, где с 17 лет началась его трудовая биография: сначала осветителем, потом ассистентом оператора в Иркутской студии кинохроники.

Страсть к фотографии появилась в 1945 году, и с тех пор он не расстается с фотокамерой. Начиная с 1956 года и на протяжении почти 40 лет, он работал собственным фотокорреспондентом ТАСС по Восточной Сибири. Исколесил всю Сибирь, Якутию, Арктику и Дальний Восток, стал свидетелем, как развивалась сибирская наука, возводились плотины ГЭС, строились города и заводы, прокладывались через вековую тайгу стальные пути БАМа. И не просто был свидетелем этих грандиозных свершений, но и увековечивал их для истории и потомков. Героями его фотографий становились учёные и геологи, строители и рабочие, руководители всех рангов и простые люди – с кем пришлось обживать и обустраивать наш суровый, богатый и сказочный край.

За эти годы через окошко видоискателя его камеры прошла жизнь тысяч и тысяч земляков с их радостями и горестями, буднями и праздниками. Коллеги как-то подсчитали, что более 20 тысяч его фотографий были только опубликованы в различных изданиях от советских многотиражек, газет и журналов до авторитетных зарубежных изданий. Фотоснимки Эдгара Брюханенко в полном смысле этого слова обошли весь мир. Его персональные фотовыставки экспонировались в Германии, Чехословакии и Японии, неоднократно выставлялись в Иркутске и Москве. Эдгар Дмитриевич является автором иллюстраций десятков книг и альбомов, в том числе и своих: «Сибирь, как она есть», «Забайкалье», «Есть только миг».

Его труд и профессиональное мастерство были отмечены медалями «За трудовое отличие» и «За строительство Байкало-Амурской магистрали», награждались грамотами, дипломами и премиями Верховного Совета РФ, ТАСС, международных выставок и профессиональных конкурсов журналистского мастерства. Но самой дорогой для себя наградой он считает медаль ВДНХ за оформление павильона «Сибирь» фотографиями из жизни родного Прибайкалья.

Эдгар Дмитриевич и сейчас продолжает трудиться: отцифровывает свой многотысячный архив, где отражена полувековая история жизни и развития Сибири, для передачи в музеи и библиотеки Иркутска. Более 40 тысяч отснятых им чёрно-белых и цветных фото – целая эпоха огромного временного пространства ХХ века – уже переданы в архив библиотеки имени Молчанова-Сибирского. «Я – человек счастливой судьбы, – говорит он о себе. Мне крупно повезло в жизни – я увидел и зафиксировал на плёнку прошлое, настоящее и даже будущее нашей страны. И не просто зафиксировал, но и сохранил это время для последующих поколений. Пусть это будет моим своеобразным отчётом в историю моей Родины, моей Сибири. Отчётом не парадным, а человеческим».

Десант на Звездный

О БАМе я услышал лет за пять до начала его строительства – в Усть-Куте, в одной из изыскательских партий мне рассказали о трассе, которая пойдёт в сторону Байкала. Но тогда это показалось столь отдалённой затеей, что я и думать об этом забыл. Вспомнил после звонка из Москвы в апреле 1974 года, когда меня из редакции заранее известили о начале стройки века и отправке туда ударного комсомольского отряда прямо с XVII съезда ВЛКСМ.

edgar3
 Этот снимок – прибытие первого десанта на БАМ – обошёл тогда многие информационные агентства мира.

После звонка мигом собрался и выехал в Тайшет в преддверии майских праздников. Точной даты мне не сообщили, сотовых телефонов тогда не было. Наконец 1 мая приходит долгожданный состав. Спутать его пассажиров с кем-то иным было невозможно: такого парада, честно говоря, я больше уже не встречал. Там же на станции познакомился с командиром отряда Виктором Лакомовым – будущим Героем Социалистического Труда, ставшим впоследствии героем многих моих фоторепортажей. Мне быстро нашли место в вагоне, и я влился в шумную песенно-гитарнную дорожную жизнь. На каждой остановке – оркестр, хлеб-соль, объятия. В Братске – многотысячный митинг возле плотины. Очень символический: строители Братска как бы передавали эстафету строителям БАМа.

В Усть-Кутcком аэропорту несколько МИ-8 готовились перебросить весь отряд в Звёздный. Решил лететь на третьем вертолёте, чтобы с его борта снять «массовку» прибывших первых рейсов. В Звёздном, как и предполагал, вид сверху совершенно замечательный: кричат, машут, обнимаются. Я прямо из открытой двери успеваю щёлкать бесценные кадры.

Здесь мы ожидали увидеть голое необжитое место, а Звёздный встретил нас шеренгой палаток и накрытыми столами с наваристыми щами. Сюда, на берега таёжной речки Таюры, ещё в январе пробился из Усть-Кута десант под руководством Петра Сахно. Сибирский хохол, он строил железнодорожную ветку Хребтовая – Усть-Илимск, был начальником СМП-266 на Хребтовой. С отрядом в 18 человек на четырёх стареньких бульдозерах они прошли сквозь непролазную тайгу и подготовили плацдарм для весеннего наступления. По-сути, они и были первым десантом строителей западного участка БАМа, но пальма первенства «по политике» закрепилась за десантом XVII съезда ВЛКСМ...

В тот же день я собирался вернуться в Иркутск – редакция ждала моих снимков. Но, узнав, что вечером будет костёр, задержался до утра. И не пожалел. Там, у полыхающего до небес костра, свёл знакомства со многими будущими знаменитостями БАМа: Лёней Казаковым, Славой Аксёновым, Сашей Бондарем... Замечательные, неординарные люди...

«Лучшая дорога нашей жизни»

Художественный фильм 30-летней давности с таким названием всплыл в памяти, когда мне поступило предложение стать почётным пассажиром юбилейного поезда, идущего до Тынды на торжества в честь 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Предложение показалось мне заманчивым, и я согласился. Слишком много связано в моей жизни с этой стройкой. В мае 1974 года я фотографировал первый десант комсомольского отряда на Звёздный, а уже через 10 лет – открытие сквозного движения поездов с запада и востока. Так сказать, пролог и эпилог крупнейшей стройки нашей страны. Между ними – сотни страниц истории этого великого проекта века, тысячи фотографий...

Мало кто знает, что идея БАМа, ну, может, не всего, а его западного участка до Байкала, родилась более столетия назад и не в министерских кабинетах, а в головах сибирских купцов. В 1908 году они специально собрались в Иркутске и предложили ради процветания края прокинуть «железку» от Тайшета на север. Примерно по тому же маршруту, где прошла сегодняшняя магистраль. Теперь – это страницы уже нашей истории...

Первая и приятная неожиданность нынешней поездки – скорость нашего поезда: мы неслись по рельсам, делая по сто и более километров в час. Это говорило о высоком качестве полотна дороги. Второе удивление – вокзалы. Даже не вокзалы, а дворцы, делавшие честь самому Иркутску. Строительство их было тогда распределено между республиками Советского Союза, и они негласно соревновались – чей вокзал станет краше. На станциях немало многоэтажек, коттеджей и добротных домов – значит, люди поселились здесь с перспективой. И у БАМа будет продолжение: принято решение прокладывать вторые пути и начать освоение несметных богатств этого края...

edgar2  edgar2a

На фото: 40-летний юбилей БАМа вылился в настоящий яркий праздник

Эдгар БРЮХАНЕНКО, ветеран БАМа

  • Расскажите об этом своим друзьям!