Легенда, снимавшая легенды |
22 Августа 2014 г. | ||||
Фотохудожник Эдгар Брюханенко широко известен не только среди коллег-журналистов, но и среди огромной армии читателей самых различных изданий, где на протяжении почти 40-летней фотодеятельности в качестве «хронического репортёра» ТАСС публиковались его снимки и подписи к ним. Согласитесь, редко кому удаётся при жизни стать легендой, но Эдгар Дмитриевич уже давно среди журналистской братии Иркутска, и не только его, почитается именно в таковом качестве. На репортёрскую жизнь Брюханенко пришлась половина ХХ века – время восстановления народного хозяйства страны после Великой Отечественной войны, роста крупной индустрии, великих сибирских строек, неслыханного трудового энтузиазма тысяч людей – время огромных перемен «от лет созидательных до лет застойных и реформаторских».
Родился Эдгар Дмитриевич 9 февраля 1932 года в Москве. Участником войны быть не пришлось, но хорошо запомнил фугаски на крышах домов на Красной Пресне, эвакуацию в теплушках поезда при бомбёжках и обстрелах немцев. Иркутск стал для него второй родиной, где с 17 лет началась его трудовая биография: сначала осветителем, потом ассистентом оператора в Иркутской студии кинохроники. Страсть к фотографии появилась в 1945 году, и с тех пор он не расстается с фотокамерой. Начиная с 1956 года и на протяжении почти 40 лет, он работал собственным фотокорреспондентом ТАСС по Восточной Сибири. Исколесил всю Сибирь, Якутию, Арктику и Дальний Восток, стал свидетелем, как развивалась сибирская наука, возводились плотины ГЭС, строились города и заводы, прокладывались через вековую тайгу стальные пути БАМа. И не просто был свидетелем этих грандиозных свершений, но и увековечивал их для истории и потомков. Героями его фотографий становились учёные и геологи, строители и рабочие, руководители всех рангов и простые люди – с кем пришлось обживать и обустраивать наш суровый, богатый и сказочный край. За эти годы через окошко видоискателя его камеры прошла жизнь тысяч и тысяч земляков с их радостями и горестями, буднями и праздниками. Коллеги как-то подсчитали, что более 20 тысяч его фотографий были только опубликованы в различных изданиях от советских многотиражек, газет и журналов до авторитетных зарубежных изданий. Фотоснимки Эдгара Брюханенко в полном смысле этого слова обошли весь мир. Его персональные фотовыставки экспонировались в Германии, Чехословакии и Японии, неоднократно выставлялись в Иркутске и Москве. Эдгар Дмитриевич является автором иллюстраций десятков книг и альбомов, в том числе и своих: «Сибирь, как она есть», «Забайкалье», «Есть только миг». Его труд и профессиональное мастерство были отмечены медалями «За трудовое отличие» и «За строительство Байкало-Амурской магистрали», награждались грамотами, дипломами и премиями Верховного Совета РФ, ТАСС, международных выставок и профессиональных конкурсов журналистского мастерства. Но самой дорогой для себя наградой он считает медаль ВДНХ за оформление павильона «Сибирь» фотографиями из жизни родного Прибайкалья. Эдгар Дмитриевич и сейчас продолжает трудиться: отцифровывает свой многотысячный архив, где отражена полувековая история жизни и развития Сибири, для передачи в музеи и библиотеки Иркутска. Более 40 тысяч отснятых им чёрно-белых и цветных фото – целая эпоха огромного временного пространства ХХ века – уже переданы в архив библиотеки имени Молчанова-Сибирского. «Я – человек счастливой судьбы, – говорит он о себе. Мне крупно повезло в жизни – я увидел и зафиксировал на плёнку прошлое, настоящее и даже будущее нашей страны. И не просто зафиксировал, но и сохранил это время для последующих поколений. Пусть это будет моим своеобразным отчётом в историю моей Родины, моей Сибири. Отчётом не парадным, а человеческим». Десант на Звездный О БАМе я услышал лет за пять до начала его строительства – в Усть-Куте, в одной из изыскательских партий мне рассказали о трассе, которая пойдёт в сторону Байкала. Но тогда это показалось столь отдалённой затеей, что я и думать об этом забыл. Вспомнил после звонка из Москвы в апреле 1974 года, когда меня из редакции заранее известили о начале стройки века и отправке туда ударного комсомольского отряда прямо с XVII съезда ВЛКСМ.
После звонка мигом собрался и выехал в Тайшет в преддверии майских праздников. Точной даты мне не сообщили, сотовых телефонов тогда не было. Наконец 1 мая приходит долгожданный состав. Спутать его пассажиров с кем-то иным было невозможно: такого парада, честно говоря, я больше уже не встречал. Там же на станции познакомился с командиром отряда Виктором Лакомовым – будущим Героем Социалистического Труда, ставшим впоследствии героем многих моих фоторепортажей. Мне быстро нашли место в вагоне, и я влился в шумную песенно-гитарнную дорожную жизнь. На каждой остановке – оркестр, хлеб-соль, объятия. В Братске – многотысячный митинг возле плотины. Очень символический: строители Братска как бы передавали эстафету строителям БАМа. В Усть-Кутcком аэропорту несколько МИ-8 готовились перебросить весь отряд в Звёздный. Решил лететь на третьем вертолёте, чтобы с его борта снять «массовку» прибывших первых рейсов. В Звёздном, как и предполагал, вид сверху совершенно замечательный: кричат, машут, обнимаются. Я прямо из открытой двери успеваю щёлкать бесценные кадры. Здесь мы ожидали увидеть голое необжитое место, а Звёздный встретил нас шеренгой палаток и накрытыми столами с наваристыми щами. Сюда, на берега таёжной речки Таюры, ещё в январе пробился из Усть-Кута десант под руководством Петра Сахно. Сибирский хохол, он строил железнодорожную ветку Хребтовая – Усть-Илимск, был начальником СМП-266 на Хребтовой. С отрядом в 18 человек на четырёх стареньких бульдозерах они прошли сквозь непролазную тайгу и подготовили плацдарм для весеннего наступления. По-сути, они и были первым десантом строителей западного участка БАМа, но пальма первенства «по политике» закрепилась за десантом XVII съезда ВЛКСМ... В тот же день я собирался вернуться в Иркутск – редакция ждала моих снимков. Но, узнав, что вечером будет костёр, задержался до утра. И не пожалел. Там, у полыхающего до небес костра, свёл знакомства со многими будущими знаменитостями БАМа: Лёней Казаковым, Славой Аксёновым, Сашей Бондарем... Замечательные, неординарные люди... «Лучшая дорога нашей жизни» Художественный фильм 30-летней давности с таким названием всплыл в памяти, когда мне поступило предложение стать почётным пассажиром юбилейного поезда, идущего до Тынды на торжества в честь 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Предложение показалось мне заманчивым, и я согласился. Слишком много связано в моей жизни с этой стройкой. В мае 1974 года я фотографировал первый десант комсомольского отряда на Звёздный, а уже через 10 лет – открытие сквозного движения поездов с запада и востока. Так сказать, пролог и эпилог крупнейшей стройки нашей страны. Между ними – сотни страниц истории этого великого проекта века, тысячи фотографий... Мало кто знает, что идея БАМа, ну, может, не всего, а его западного участка до Байкала, родилась более столетия назад и не в министерских кабинетах, а в головах сибирских купцов. В 1908 году они специально собрались в Иркутске и предложили ради процветания края прокинуть «железку» от Тайшета на север. Примерно по тому же маршруту, где прошла сегодняшняя магистраль. Теперь – это страницы уже нашей истории... Первая и приятная неожиданность нынешней поездки – скорость нашего поезда: мы неслись по рельсам, делая по сто и более километров в час. Это говорило о высоком качестве полотна дороги. Второе удивление – вокзалы. Даже не вокзалы, а дворцы, делавшие честь самому Иркутску. Строительство их было тогда распределено между республиками Советского Союза, и они негласно соревновались – чей вокзал станет краше. На станциях немало многоэтажек, коттеджей и добротных домов – значит, люди поселились здесь с перспективой. И у БАМа будет продолжение: принято решение прокладывать вторые пути и начать освоение несметных богатств этого края...
На фото: 40-летний юбилей БАМа вылился в настоящий яркий праздник Эдгар БРЮХАНЕНКО, ветеран БАМа
Тэги: |
|