Как Ассоль стала ведьмой |
22 Декабря 2014 г. |
Об одной из главных ролей в судьбе Анастасии Вертинской рассказывает режиссер Юрий КАРА. Ее называли красивейшей актрисой советского кино, прекрасной инопланетянкой, непревзойденным символом романтической женственности, русской Вивьен Ли. Все эти восторженные эпитеты Анастасия Вертинская вполне заслужила, пройдя путь от юной дебютантки, снявшейся школьницей в «Алых парусах», до одной из ярчайших звезд нашего театра и кино. Сегодня на ее счету порядка 30 работ в кино, сложнейшие роли в спектаклях по пьесам Чехова, Шекспира, Мольера, Толстого, Теннеси Уильямса на сцене «Современника» и МХАТа. В последние годы актриса практически перестала сниматься, мотивируя это однообразными предложениями. Одной из последних и самых знаковых для нее ролей стала работа в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия КАРЫ. В канун юбилея Анастасии Вертинской мы попросили режиссера рассказать о работе с этой замечательной актрисой. Анастасия Вертинская — настоящая звезда нашего, да и мирового кино, — говорит Юрий Викторович. — Для меня она с юности запомнилась романтичными фильмами «Алые паруса» и «Человек-амфибия», которые, уверен, без ее красоты, трепетности, грации просто не состоялись бы. Вертинская как мало кто в нашем кино умеет играть любовь, страсть, поэтому, приступая к работе над экранизацией знаменитого романа Булгакова, я, конечно, не мог не пригласить ее, как сейчас принято говорить, на кастинг. К слову, актрис, желающих сыграть Маргариту, было немало. Некоторых мы приглашали на кинопробы, другие приезжали сами, изъявляя желание сыграть, по их словам, любимую литературную героиню. Елена Майорова, Ирина Алферова, Анна Самохина, Вера Сотникова, Ольга Кабо — вот только часть актрис, которые пробовались на эту знаковую роль. В итоге я остановил свой выбор на Вертинской, которая, кстати, долго сомневалась, браться ли ей за эту работу. Может, я поступаю не совсем галантно, за что сразу приношу актрисе извинение, но Вертинской в ту пору было 48 лет. И она всерьез подумывала о том, чтобы совсем уйти из кино и заняться преподавательской деятельностью. Я как мог убеждал актрису, что с ее талантом, красотой, присущим ей внутренним аристократизмом она обязательно должна сыграть булгаковскую Маргариту. И она в итоге решилась. Наша работа протекала непросто, но с несомненной пользой для фильма. Настя была требовательна и по отношению к себе самой, и по отношению к группе. Язычок у нее острый. Она запросто могла сказать гримерше: «Это не мейкап, это какой-то мейкдаун...» Но и к себе, пов-торю, она была безжалостной. Готовилась к каждой съемке за два-три дня. Садилась на жестокую диету, пила только воду с лимоном, приводила тело и душу в порядок. Зато появлялась на площадке во всеоружии своей неотразимой красоты, назубок знала текст, была готова к любым творческим заданиям и экспериментам. Она принесла в группу фотографии своей мамы, которая в молодости была отчаянной модницей. И мы по этим фотографиям из тканей, привезенных Настей из зарубежных командировок, шили для ее Маргариты потрясающие костюмы. Отдельная песня — о том, как дались нам сцены полета обнаженной Маргариты по ночной Москве. Тогда чудес компьютерной графики еще не было в природе, и мы снимали старым дедовским способом. У Булгакова в тексте есть указание, что Маргарита летела на уровне 2-3-го этажей. Воплощая авторский замысел, мы нашли высокую пожарную машину. На кабине стоял оператор, которого держали за ноги четверо каскадеров, а ближе к краю машины расположилась закутанная в тонкую оконную занавеску и с метлой наперевес Настя, которую тоже держала группа каскадеров. И вот со скоростью 120 километров в час машина со страшным грохотом и под музыку из «Полета Валькирий» летала всю ночь по Арбату туда-сюда. Если бы вдруг какой-то случайный прохожий выскочил из переулка и шоферу пришлось бы резко затормозить, то Настя вместе с каскадерами запросто могла бы улететь в район Смоленской площади и на этом завершить съемку. Но, к счастью, все обошлось. Меня часто хвалят за эти сцены, но я до сих пор вспоминаю их съемку с неподдельным ужасом. А Вертинская тогда и бровью не повела... Зато на озвучании у нас возникли непредвиденные сложности. Анастасия наотрез отказалась озвучивать ряд «рискованных» сцен на балу, мотивируя это тем, что ей, дескать, запретил это делать сын Степан. Мы ругались всю рабочую смену, мои ссылки на текст Булгакова, на то, что она эти сцены уже сыграла, и сыграла прекрасно, что сын будет гордиться красотой и смелостью своей матери, не возымели никакого эффекта. К озвучанию за 8 часов перепалок мы так и не приступили. Чтобы спасти ситуацию, мне пришлось пойти на маленькую хитрость и вставить эти сцены в фильм с черновой фонограммой. Судьба у этого фильма, как вы знаете, тоже непростая. Уже готовый фильм продюсеры в силу разных причин спрятали в сейф, и премьера «Мастера и Маргариты» состоялась только через много лет, можно сказать, в другой эпохе: После нашего фильма больших, серьезных ролей у Вертинской практически не было. Это объясняется тем, что она очень требовательно относится к выбору материала для работы. Эта избирательность порой ей даже вредит. Ее фильмография могла быть куда обширнее. Но когда она соглашается на работу, то картины с ее участием практически всегда становятся событием. Как это было с фильмами «Влюбленные», «Война и мир», «Гамлет», «Анна Каренина», «Не горюй», «Тень», «Овод», «Безымянная звезда»: Мне приятно, что в этом прекрасном ряду свое место занимает и картина «Мастер и Маргарита», в которой Вертинская сыграла роль самоотверженной женщины, готовой ради любви принести себя в жертву, стать ведьмой. Анастасия Александровна не раз признавалась в своих интервью, что любит наш фильм и гордится своей ролью. Значит, все наши приключения, испытания, ссоры, примирения и озарения были не зря! Анастасия родилась в 1944-м в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья Александра Вертинского, вернувшегося в СССР из длительной эмиграции, прожила три года. По словам Анастасии, ее отец приходил в восторг, когда они с сестрой Марианной получали пятерки по пению: его это вполне удовлетворяло. Когда же она, увлеченная чтением и музыкой, запускала учебу и приносила плохие отметки, он лишь с гордостью замечал: «В меня пошла!» В детстве Анастасия хотела стать балериной, но ее не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой». Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам. Но все изменилось в 1961 году, когда ее утвердили на роль Ассоль в фильме «Алые паруса». Ради главной роли в фильме «Человек-амфибия» актриса научилась прекрасно плавать. Отказавшись от дублеров, она ныряла в холодную воду без акваланга и могла подолгу находиться на глубине. На вступительных экзаменах в Театральный институт имени Бориса Щукина Анастасия провалилась: педагог согласилась разрешить переэкзаменовку «только из уважения» к ее ролям в кино. В 1989 году Вертинской предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Она согласилась и 12 лет проработала за рубежом. После Оксфорда Вертинская долгое время вместе с Александром Калягиным вела мастер-класс в «Комеди Франсез» и «Чеховской школе», а также преподавала в швейцарской «Школе европейского кино». В 1989 году Вертинская написала пьесу «Мираж, или Дорога русского Пьеро» по мемуарам отца, поставила ее и сама же сыграла роль Александра Вертинского в спектакле, приуроченном к 100-летию со дня рождения великого шансонье. Актриса была замужем один раз — за Никитой Михалковым. Свою личную жизнь она всегда скрывала. Известно только, что у нее был непродолжительный союз с Александром Градским и многолетний роман с Олегом Ефремовым, для которого она стала музой. Сейчас основное увлечение Вертинской — кулинария. Во многом эта страсть передалась ей от бабушки-сибирячки, которая потрясающе владела сибирской кухней. В последние годы Вертинская курирует поваров в ресторанах Степана Михалкова. Сын предложил ей «разработать именное меню», позволив таким образом реализоваться на новом поприще.
Тэги: |
|