НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Геннадию Гладкову - 80: «Пока делаешь дело - тебе трудно остановиться»

18 Февраля 2015 г.

music

Он ходит уже не так стремительно, как раньше, но музыка, которую Геннадий Гладков пишет сегодня - а это в основном оперы и мюзиклы, - по-прежнему легка на подъем, проста и запоминается с ходу. 19 февраля, на другой день после юбилея композитора, его музыку в Зале Чайковского исполнят Российский государственный оркестр кинематографии, хоровая капелла им. Юрлова, любимые им артисты - Михаил Боярский, Леонид Серебряников и другие. А пока мы беседуем с Гладковым у него дома. Пишет "Российская Газета".

Трубадуру надо влюбиться

gladkov
Геннадий Гладков: Музыка в кино должна быть такой, чтобы ее можно было спеть, но при этом необыкновенной.

"Мы пока незнамениты, общей связаны судьбой. Сочиняем мы сюиты - сюитимся мы с тобой". Помните эти строчки, Геннадий Игоревич?

Геннадий Гладков: Конечно, это Юра Энтин, мой любимый автор. Дело было в начале 60-х, я учился на втором курсе консерватории и попросил его написать тексты для оркестровой сюиты - хотелось чего-то летнего, задорного, пионерского. У Юры, некогда лучшего пионервожатого СССР, это отлично вышло. Сюиту потом спел хор под управлением Дунаевского, и Юра эти стишки написал мне на нашем первом изданном сборнике, сострил.

Сначала появились стихи и только потом музыка?

Геннадий Гладков: А я всегда писал музыку на готовые стихи. Стихи должны зажечь, они дают толчок ритмический, образный, в пении очень важно даже правильное расположение букв, одни звуки хорошо поются, а другие - не очень, и это показатель качества мелодии, ноты должны стоять в единственно возможных для них местах. Кажется, только однажды Энтин принес стихи на готовую музыку, "Луч солнца золотого", а все остальное я писал уже на его тексты.

А правда ли, что в "Бременских" сначала не было принцессы?

Геннадий Гладков: Там и трубадура не было, руководителя звериного ВИА Вася Ливанов ввел. Я настоял, чтоб была женская партия, трубадур должен влюбиться, иначе будет сухо, неинтересно, а там, где принцесса, недалеко и до папы-короля. Принцесса хочет свободы, папа не пускает, конфликт высек искру. И Энтин это гениально высказал в хипповских строчках - "нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы".

Которую вы положили на хипповскую, в духе 60-х, мелодию.

Геннадий Гладков: Я тогда наслушался мягкого битловского рока и отчасти спародировал эти мотивы в той же "Баюшки-баю". Мы и отказались, в конце концов, от "Песняров", с которыми записывали первую фонограмму: белорусский музыкальный акцент к року не очень подходил.

Волшебная шаль

70-е - как вы вспоминаете это время?

Геннадий Гладков: Как очень веселое, творческое. Но все почему-то ждали "следующих "Бременских", а ведь удачу тиражировать трудно, тем более, мне всегда казалось, что композитор не должен быть слишком привязан ко времени. Я очень ценил простоту и легкость, с которой были сделаны эти песни, но хотелось другого, чего-то литературного, тонкого, настоящей драматургии.

В это время вы много работали с Марком Захаровым, в "Ленкоме" и на ТВ.

Геннадий Гладков: У Захарова нет музыкального образования, но у него потрясающая музыкальная интуиция, он четко знает, что ему в какой момент спектакля или фильма надо. И это всегда приводило к неожиданным результатам.

Например?

Геннадий Гладков: Помните "Песню волшебника" из "Обыкновенного чуда" - "Приходит день, приходит час"? Марк Анатольевич говорил, что эта вещь должна быть необыкновенной, она должна окутывать нас как волшебная шаль. Я вцепился в текст Кима, сложный, многозначный, трудно ложащийся на музыку, которая должна быть и простой, чтобы ее можно было спеть...

...и при этом необыкновенной?

Геннадий Гладков: Да. А Захаров очень любил, чтоб я импровизировал на рояле, мне это было не внове, я с детства импровизировал на аккордеоне во дворе. И я при нем играл что-то на тему "Песни волшебника". "Так-так, что ты сейчас вот сыграл, повтори! - я повторял - вот так надо!" Он поймал искру - "давай, отсюда тяни, за это зацепись!" Так Захаров нашел интонацию, которая стала интонацией фильма.

А почему вам, автору музыки к ленкомовскому спектаклю "Тиль", однажды пришлось самому исполнять ее в оркестровой яме во время спектаклей?

Геннадий Гладков: Перед гастролями в Польше заболел пианист Сергей Рудницкий, а поскольку партитуры кроме меня никто не знал, Марк сказал мне самому садиться за электроорган. А это очень трудно - играть "под действие", точно "выходить" на реплики. Я играл первый спектакль с ходу, без репетиций, и меня барабанщик больно тыкал палочкой под ребра, когда надо было вступать. Иногда и тут надо было импровизировать, а я как начну чуть иначе аккорды брать, меня сразу "в сторону тащит". Захаров после спектакля спрашивает, чего это актеры одну сцену так затянули, и Пельтцер ему: "а там Гладков начал рулады играть, мы и заслушались".

"Пока звуки идут - их надо записывать"

Сегодня вы продолжаете писать для театра - это работа, требующая особой сосредоточенности.

Геннадий Гладков: Работаю я в основном на даче: закрытая дверь, занавешенное окно, тишина, два стола, на одном "клавиши", на другом ноты и тексты, и я между этими столами езжу в кресле. У меня всегда масса вариантов музыки на один текст, надо отобрать лучшее - иногда это сразу выходит, а иногда зависаешь над несколькими тактами на несколько дней.

А как вы попали несколько лет назад в режиссеры-постановщики?

Геннадий Гладков: Мне понравились "Бременские" в Театре Стаса Намина, и я принес им свой мюзикл "Пенелопа, или 2+2" по Моэму. Стасу, как музыканту, понравилось - и он возьми и пригласи меня в сорежиссеры как человека, знающего пьесу лучше всех. Я там ставил музыкальные номера - говорил, как актеру под мою музыку двигаться, с какой интонацией петь, как голову держать. Актеры у Стаса молодые, активные, не боятся необычностей, ловят все с лету.

Следующая пьеса - тоже этому театру?

Геннадий Гладков: Следующую я написал для самого себя - это комическая опера для симфонического оркестра по сказке Карло Гоцци "Зеленая птичка", продолжение его знаменитой "Любви к трем апельсинам". Я тут писал не только музыку, но и либретто оперы, и даже некоторые тексты, стихи. Хочу показать это в Камерном музыкальном театре имени Покровского. Я продолжаю работать. Пока делаешь дело - тебе трудно остановиться, пока даются звуки - их надо записывать.

Кстати

Самые известные фильмы с музыкой Геннадия Гладкова:

1. Бременские музыканты.

2. Малыш и Карлсон.

3. Как львенок и черепаха пели песню.

4. Обыкновенное чудо.

5. Убить дракона.

6. Джентльмены удачи.

7. Люди и манекены.

8. Обратной дороги нет.

9. Человек с бульвара Капуцинов.

  • Расскажите об этом своим друзьям!