Анатолий Папанов. Путь к славе |
02 Ноября 2017 г. |
31 октября 1922 родился народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов. В этом году актёру исполнилось бы 95 лет. Биография Анатолия ПапановаАнатолий Папанов родился в Вязьме, а в конце 1920-х годов родители Папанова переехали в Москву. Анатолий сразу после окончания школы стал рабочим, но после десятичасовой смены на заводе, где он работал литейщиком, шёл в театральный кружок при клубе «Каучук». В 1939 году он играл там в водевиле «Разбитая чашка» и на «Мосфильме» снимался в массовке картины «Ленин в Октябре». ВойнаВ первый же день войны Анатолия призвали в армию. В 1942 году его послали на Юго-Западный фронт, где готовилось большое наступление советских войск. Под Харьковом несколько дивизий попали в «котёл», немцы перешли в контрнаступление, и советские войска отступали до Сталинграда. В это время двадцатилетний Папанов командовал зенитной батареей. Под Харьковом он прошёл через залповый огонь немецкой артиллерии, там же был ранен: взрывом ему сильно искалечило правую ногу. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» – вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени зрителям напомнит через много лет его роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мёртвые». После ранения Анатолий Папанов почти полгода лечился и был комиссован по инвалидности после ампутации двух пальцев на ноге. Летом 1942 года он вернулся в Москву и пришёл в ГИТИС, когда уже закончились экзамены, и где, тем не менее, не хватало студентов мужского пола. Он был зачислен на актёрский факультет сразу на второй курс – там вообще были одни девушки. Анатолий ходил с тростью из-за последствий ранения и усиленно тренировался, чтобы преодолеть хромоту. Сам он говорил: «Что это за актёр – хромающий!» После двух месяцев занятий с хореографом Папанов выбросил палочку и даже научился танцевать. Но была другая проблема: четыре года занятий по технике речи не смогли исправить его произношение. «Папанов, ну когда вы избавитесь от этого ужасного шипящего?!» – говорила ему преподаватель по технике речи. Но у начинающего актёра был неправильный прикус. В ГИТИСе он познакомился с Надеждой Каратаевой, тоже побывавшей на войне. Папанов и Каратаева поженились сразу после победы. После окончания ГИТИСа Папанов мог бы остаться в Москве, где его пригласили сразу в два театра – в любимый МХАТ и в Малый. А его жена получила распределение в Клайпеду. Анатолий не хотел разлучаться с Надеждой, поэтому отправился с ней. Но русский театр в Клайпеде просуществовал недолго, и летом 1948 года Анатолий Папанов приехал в Москву. Там неожиданная встреча на Тверском бульваре с режиссёром Московского театра сатиры Андреем Гончаровым изменила его судьбу. КомикГончаров пригласил Папанова в свой театр. Анатолий Дмитриевич согласился, но первые несколько лет у него не было серьёзных работ. Прошёл незамеченным и его дебют на киноэкране – небольшая роль в картине «Композитор Глинка». И лишь в 1954 году Папанов получил в театре настоящую работу – роль в спектакле «Поцелуй феи». В эти же дни у него родилась дочь. Надежда Каратаева рассказывала: «Я помню, как муж потом всегда говорил: «Это мне Лена счастье принесла». Казалось бы, военный опыт Папанова делал его незаменимым актёром для фильмов про Великую Отечественную войну. Но страна хотела отдыхать, и Папанов стал комиком. Он работал над амплуа комического жлоба – ушлого, продувного и ужасно симпатичного. В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно. Тем временем в Театре сатиры вышел новый спектакль «Дамоклов меч», и роль Боксёра в исполнении Папанова круто изменила жизнь артиста. Им всерьёз заинтересовались кинематографисты, и Рязанов вновь пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». Но фильм был сразу же снят с проката, и премьера его состоялась лишь спустя 28 лет. Военные ролиВ 1963 году режиссёр Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мёртвые». Сам писатель, увидев Папанова в спектакле «Дамоклов меч», предложил его на роль генерала Фёдора Серпилина. Надежда Каратаева рассказывала: «Когда Александр Борисович Столпер пригласил его сниматься в фильме «Живые и мёртвые», Толя начал отказываться: «Я не смогу, я же комедийный актёр». Но режиссёр уговаривал, сказал, что его рекомендовал сам Симонов: «Ну, придите: мы с вами поговорим и посмотрим». На роль его утвердили после первых же проб. В результате он остался доволен этой работой — лента была о войне, а эта тема ему как фронтовику очень близка. Тем более что «Живые и мёртвые» — один из первых честных фильмов о начале Великой Отечественной. А Анатолию Дмитриевичу, который оказался на фронте в первые дни войны, именно 41-й особенно запомнился. Правда, Толе тогда, в отличие от Серпилина, было только 17 лет. Это потом уже он получил два ордена Отечественной войны». Успех фильма был грандиозный – картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. После такого успеха спрос на актёра Папанова возрос неимоверно, и он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Папанов умел сыграть настоящую войну. Он мог показать поражение – личное и военное. Он играл свою нищету, отчаяние и слепую упрямую веру в победу. Вслед за успехом «Живых и мёртвых» Столпер снял с ним «Возмездие», а Андрей Смирнов пригласил Папанова на роль в фильме «Белорусский вокзал». В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!», после чего стал кумиром многих поколений ребятишек. Ему приходили сотни писем от детей, и он отвечал обстоятельно, защищал своего героя как мог: «По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала он действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нём появилось некоторое благородство». Такой, какой естьВнутренняя цельность папановских героев была его собственной. Он сорок три года прожил в браке с одной женщиной, тридцать девять лет проработал в одном театре. В молодости его мать, католичка, тайком от семьи перешла в православие. Потом тайком крестила сына. Папанов привык молиться про себя, не шевеля губами. И только иногда, забывшись, крестился на церковь. Поэтому так и не вступил в партию, несмотря на уговоры. Анатолий Дмитриевич никогда не стремился к званиям, не просил себе больших ролей, никогда никому не завидовал и никого не ругал. Удивлялся, когда хвалили его: «Я играю, как играю». Папанов отличался необыкновенной скромностью. Он не любил, когда на улице к нему подходили фанаты «Бриллиантовой руки» с непременным: «Усё, шеф!» – и злился, когда встречные кричали: «Волк! Волк идёт!» По словам жены, говорил: «Да ну этого Волка! Он перегрыз всю мою биографию». В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. А в 1986 году режиссёр Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни прекрасного артиста... Анатолий Папанов скончался внезапно, 5 августа 1987 года на 65-м году жизни от сердечного приступа. Герой Папанова перед смертью произносил слова: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Премьера фильма состоялась в Доме кино спустя год после смерти Папанова. Голос Анатолия Дмитриевича доносился до зрителей из небытия и воспринимался как завещание.
Тэги: |
|