НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Анатолий Папанов. Путь к славе

02 Ноября 2017 г.

 papanov anatolii

31 октября 1922 родился народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов. В этом году актёру исполнилось бы 95 лет.

0211 24 1

Биография Анатолия Папанова

Анатолий Папанов родился в Вязьме, а в конце 1920-х годов родители Папанова переехали в Москву. Анатолий сразу после окончания школы стал рабочим, но после десятичасовой смены на заводе, где он работал литейщиком, шёл в театральный кружок при клубе «Каучук». В 1939 году он играл там в водевиле «Разбитая чашка» и на «Мосфильме» снимался в массовке картины «Ленин в Октябре».

Война

В первый же день войны Анатолия призвали в армию. В 1942 году его послали на Юго-Западный фронт, где готовилось большое наступление советских войск. Под Харьковом несколько дивизий попали в «котёл», немцы перешли в контрнаступление, и советские войска отступали до Сталинграда. В это время двадцатилетний Папанов командовал зенитной батареей. Под Харьковом он прошёл через залповый огонь немецкой артиллерии, там же был ранен: взрывом ему сильно искалечило правую ногу. «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» – вспоминал Папанов впоследствии. Об этом времени зрителям напомнит через много лет его роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мёртвые».

После ранения Анатолий Папанов почти полгода лечился и был комиссован по инвалидности после ампутации двух пальцев на ноге. Летом 1942 года он вернулся в Москву и пришёл в ГИТИС, когда уже закончились экзамены, и где, тем не менее, не хватало студентов мужского пола. Он был зачислен на актёрский факультет сразу на второй курс – там вообще были одни девушки. Анатолий ходил с тростью из-за последствий ранения и усиленно тренировался, чтобы преодолеть хромоту. Сам он говорил: «Что это за актёр – хромающий!» После двух месяцев занятий с хореографом Папанов выбросил палочку и даже научился танцевать. Но была другая проблема: четыре года занятий по технике речи не смогли исправить его произношение. «Папанов, ну когда вы избавитесь от этого ужасного шипящего?!» – говорила ему преподаватель по технике речи. Но у начинающего актёра был неправильный прикус.

В ГИТИСе он познакомился с Надеждой Каратаевой, тоже побывавшей на войне. Папанов и Каратаева поженились сразу после победы.

После окончания ГИТИСа Папанов мог бы остаться в Москве, где его пригласили сразу в два театра – в любимый МХАТ и в Малый. А его жена получила распределение в Клайпеду. Анатолий не хотел разлучаться с Надеждой, поэтому отправился с ней. Но русский театр в Клайпеде просуществовал недолго, и летом 1948 года Анатолий Папанов приехал в Москву. Там неожиданная встреча на Тверском бульваре с режиссёром Московского театра сатиры Андреем Гончаровым изменила его судьбу.

Комик

Гончаров пригласил Папанова в свой театр. Анатолий Дмитриевич согласился, но первые несколько лет у него не было серьёзных работ. Прошёл незамеченным и его дебют на киноэкране – небольшая роль в картине «Композитор Глинка». И лишь в 1954 году Папанов получил в театре настоящую работу – роль в спектакле «Поцелуй феи». В эти же дни у него родилась дочь. Надежда Каратаева рассказывала: «Я помню, как муж потом всегда говорил: «Это мне Лена счастье принесла».

Казалось бы, военный опыт Папанова делал его незаменимым актёром для фильмов про Великую Отечественную войну. Но страна хотела отдыхать, и Папанов стал комиком. Он работал над амплуа комического жлоба – ушлого, продувного и ужасно симпатичного.

В 1955 году Эльдар Рязанов предложил Папанову попробоваться на роль Огурцова в фильме «Карнавальная ночь», однако пробы прошли неудачно. Тем временем в Театре сатиры вышел новый спектакль «Дамоклов меч», и роль Боксёра в исполнении Папанова круто изменила жизнь артиста. Им всерьёз заинтересовались кинематографисты, и Рязанов вновь пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». Но фильм был сразу же снят с проката, и премьера его состоялась лишь спустя 28 лет.

Военные роли

В 1963 году режиссёр Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мёртвые». Сам писатель, увидев Папанова в спектакле «Дамоклов меч», предложил его на роль генерала Фёдора Серпилина.

Надежда Каратаева рассказывала: «Когда Александр Борисович Столпер пригласил его сниматься в фильме «Живые и мёртвые», Толя начал отказываться: «Я не смогу, я же комедийный актёр». Но режиссёр уговаривал, сказал, что его рекомендовал сам Симонов: «Ну, придите: мы с вами поговорим и посмотрим». На роль его утвердили после первых же проб. В результате он остался доволен этой работой — лента была о войне, а эта тема ему как фронтовику очень близка. Тем более что «Живые и мёртвые» — один из первых честных фильмов о начале Великой Отечественной. А Анатолию Дмитриевичу, который оказался на фронте в первые дни войны, именно 41-й особенно запомнился. Правда, Толе тогда, в отличие от Серпилина, было только 17 лет. Это потом уже он получил два ордена Отечественной войны».

Успех фильма был грандиозный – картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. После такого успеха спрос на актёра Папанова возрос неимоверно, и он блистательно играл как драматические, так и комедийные роли. Папанов умел сыграть настоящую войну. Он мог показать поражение – личное и военное. Он играл свою нищету, отчаяние и слепую упрямую веру в победу. Вслед за успехом «Живых и мёртвых» Столпер снял с ним «Возмездие», а Андрей Смирнов пригласил Папанова на роль в фильме «Белорусский вокзал».

В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!», после чего стал кумиром многих поколений ребятишек. Ему приходили сотни писем от детей, и он отвечал обстоятельно, защищал своего героя как мог: «По-моему, Волк совсем не страшный. Если сначала он действительно что-то замышлял против Зайца, то сейчас в нём появилось некоторое благородство».

Такой, какой есть

Внутренняя цельность папановских героев была его собственной. Он сорок три года прожил в браке с одной женщиной, тридцать девять лет проработал в одном театре. В молодости его мать, католичка, тайком от семьи перешла в православие. Потом тайком крестила сына. Папанов привык молиться про себя, не шевеля губами. И только иногда, забывшись, крестился на церковь. Поэтому так и не вступил в партию, несмотря на уговоры.

Анатолий Дмитриевич никогда не стремился к званиям, не просил себе больших ролей, никогда никому не завидовал и никого не ругал. Удивлялся, когда хвалили его: «Я играю, как играю».

Папанов отличался необыкновенной скромностью. Он не любил, когда на улице к нему подходили фанаты «Бриллиантовой руки» с непременным: «Усё, шеф!» – и злился, когда встречные кричали: «Волк! Волк идёт!» По словам жены, говорил: «Да ну этого Волка! Он перегрыз всю мою биографию».

В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. А в 1986 году режиссёр Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни прекрасного артиста... Анатолий Папанов скончался внезапно, 5 августа 1987 года на 65-м году жизни от сердечного приступа.

Герой Папанова перед смертью произносил слова: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Премьера фильма состоялась в Доме кино спустя год после смерти Папанова. Голос Анатолия Дмитриевича доносился до зрителей из небытия и воспринимался как завещание.

  • Расскажите об этом своим друзьям!